Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Танкопром России, как и других постсоветских стран, опирается на советскую школу танкостроения, её наработки и концепции. Однако, 90-е годы и социально-экономический кризис сильно замедлили процесс развития, а некоторые перспективные проекты закрыли. Для решения проблемы приходилось адаптироваться к новым правилам и экспортировать технику, чтобы заводы могли существовать не только на госсредства. Танки не исключение… Россия справилась с проблемой, чего нельзя сказать о соседях. Но как? Какой танк буквально спас российский танкопром?
Танкопром после СССР
После распада СССР, танкопром бывших социалистических республик был в упадке. Социально-экономический кризис «похоронил» множество проектов, а сохранились только самые дешёвые и простые в реализации.
Среди стран бывшего СССР танковую промышленность сохранили Россия и Украина. У них сохранились наработки, которые по чуть-чуть реализовывали в модернизациях существующих машин и производстве новых, включая оригинальные варианты… И может вы удивитесь, но у Украины и России были примерно одинаковые «стартовые позиции» на рынке бронетехники. Только Россия смогла успешно выйти из кризиса и нарастить выпуск ОБТ. Почему и какой танк стал для неё спасением?
Конкуренция
В новых условиях, предприятия выживали не за госзаказы, а за счёт экспорта. Распад СССР и уничтожения танков Т-72 на ближнем Востоке подпортили репутацию и усложнили задачу по презентации и продаже своих ОБТ.
На вооружении как России, так и Украины были Т-64, Т-72 и Т-80 разных модификаций с той лишь разницей, что у Украины основу танкового парка составлял Т-64, а у России Т-72. Т-80 тоже отличались и если Украина обладала некоторыми количеством Т-80БВ и УД, то в России были Т-80БВ и Т-80У. Выбор перспективных машин в России не стоял — Т-72 остаётся самым массовым ОБТ, а родственный ему Т-90 позаимствовал практически все агрегаты. С Т-80 ситуация была сложнее, а перспективные модификации в серию не попали. У Украины ситуация была хуже — производство Т-64 свернули ещё в 1987 году, а Т-80 на вооружении было сильно меньше. С другой стороны, проект модернизации Т-80УД был гораздо проще в реализации. Таким образом, из новинок от России и Украины участвовали Т-90 и Т-84.
Золотой контракт
Почему в материале рассматриваются два танка и при чём тут вообще Украина? Всё просто — в попытке продать Т-84 и его упрощённую версию Т-80УД «Берёза» со сварной башней, Украина участвовала во всевозможных тендерах, пока в 1996 году не заключила контракт на поставку 320 танков Т-80УД «Берёза» в Пакистан. Эти машины до сих пор состоят на вооружении и противник Пакистана — Индия ответила симметрично. Индусы закупили «конкурента» украинскому ОБТ — Т-90 и с 1998 по 2002 год получили первые 124 машины. Для понимания, с 1992 по 1998 в ВС РФ было 120 танков озвученной модели.
После успешных контрактов, Россия и Украина пошли разными путями. Не имея возможности производить танки с нуля, Украина сконцентрировалась на модернизации самого массового танка в армии — Т-64. Россия наоборот — вложила средства и технологические возможности в выпуск Т-90 с новой сварной башней, Т-90А, продолжая экспортировать его в Индию, страны северо-западной Африки, дальнего и ближнего Востока. Стратегия оказалась коммерчески успешнее и вместо модернизации около 100 Т-64 до уровня БМ «Булат», Россия выпустила около 3 000 Т-90А, С и СМ, из которых около 700 машин ушли в вооружённые силы России.
Итог
Т-90 благодаря конкуренции с Т-84, контракту с Индией и грамотной стратегии развития УВЗ стал буквально спасением российского танкопрома. Его коммерческий успех позволил вывести сомнительную модификацию Т-72 на новый уровень. Даже Т-90М можно считать отголоском решений с 1998 по 2004 год и способным конкурировать с мировыми образцами современных основных боевых танков.
Поделись видео:





