Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Каждое время имеет своих героев. В мире техники ситуация обстоит так же: в какой-то момент появляется некая машина, в корне меняющая курс развития тех или иных образцов техники. Достаточно вспомнить российский эсминец «Новик» или британский линкор «Дредноут». Если остановиться конкретно на танковой тематике, то и здесь были подобные прецеденты.
Одной из таких машин стал Т-64, для своего времени ставший революционным для мирового танкостроения. Однако в самом СССР спустя годы недешёвых, кстати, разработок от него отказались. Что же было не так с вполне перспективной машиной?
Пожалуй, начать надо с того, почему этот танк вообще появился на свет. В 50–60-х годах прошлого века уже отработали практику борьбы с бронетехникой.
Широкое распространение получили гранатомёты и управляемые противотанковые ракеты с невысокой ценой пусковых установок и боеприпасами с кумулятивными зарядами. Это было их ключевым преимуществом. Гомогенная броня пронизывалась кумулятивной струёй без малейших шансов для её носителя.
Понятно, что лучшие умы технического мира задумывались над тем, как обезопасить столь дорогостоящую технику и дать ей возможность провоевать максимально долго. Результатом стала идея создания композитной брони. По факту танк защищался этаким слоёным пирогом из стали, других металлов и даже керамики. Первыми с созданием композитной брони справились советские конструкторы Харьковского конструкторского бюро машиностроения.
Их стараниями миру явился танк Т-64. Машина действительно оказалась революционной. Защита нового танка существенно возросла, чему способствовало совмещение стали и стеклопластика. Она обладала возможностью выдерживать попадания всех типов танковых снарядов иностранного производства, которые выпускались с дистанции более пятисот метров.
Собственно, Т-64, оснащённый новейшей 125-мм пушкой, мог поражать технику противника на гораздо большем удалении. Кроме того, советская машина имела самые новые системы управления огнём, которые выгодно отличали её от более ранних разработок отечественной танковой техники.
Для уменьшения размеров и массы бронемашины конструкторы из Харькова создали для нового танка оригинальный двигатель, имевший мощность 700 лошадиных сил. А это для шестидесятых годов прошлого столетия выглядело вполне достойно.
Так что мировая публика, особенно её западный военный контингент, получила неприятный сюрприз в виде танка Т-64. Ничего подобного противники СССР у себя на вооружении не имели. Кое-что, конечно же, у них было, но реально действующего танка, да ещё и принятого на вооружение, — нет.
Правда, для самого Т-64 его революционность сыграла злую шутку. При всех своих достоинствах машина имела целый перечень недостатков. Список возглавлял тот самый революционный двигатель. Он оказался крайне ненадёжным, и впоследствии его пришлось доводить до необходимой кондиции ещё долгие годы.
Недостаточно прочными оказались и опорные катки малого диаметра. Их главным недостатком оказался короткий срок службы. Потом пришлось использовать сталь иного состава, после чего катки стали служить дольше.
Для Советского Союза стоимость военных изделий также играла значимую роль. К сожалению, танк Т-64 оказался слишком дорогим. А это означало отказ от недорогого массового танка в пользу очень хорошей, но лимитированной машины. По сути, получалось, что СССР пойдёт по пути гитлеровской Германии, выпускавшей малыми партиями хорошие, но крайне дорогие танки. Советская страна подобное расточительство позволить себе не могла, поэтому конструкторы начали работать над альтернативными проектами. Их стараниями миру явились Т-72, Т-80, а потом и ОБТ Т-90.
Как итог, Т-64, произведённый в небольшом количестве, остался на вооружении, но своё дальнейшее развитие смог получить только после распада СССР. Харьковский танковый завод достался соседке, а так как на его мощностях данную машину производили, то местные конструкторы продолжили развивать своё детище. Что же касается Советской армии, то большая часть данных машин постепенно перекочевала на склады ДХ, а их места в строю заняли более технологичные, простые и дешёвые Т-72.
Поделись видео: