Танк для Эмиратов. Обзор LECLERC TROPICALISE. Почему не Т-80У?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0
Танк для Эмиратов. Обзор LECLERC TROPICALISE. Почему не Т-80У?

В феврале 1993 года в столице Объединенных Арабских Эмиратов ( ОАЭ) Абу- Даби прошла первая международная выставка вооружений IDEX-93. Впервые Россия представила полный спектр вооружений сухопутных войск, включая, естественно , образцы бронетанковой техники. На полигоне AL MAQATRA зрители рукоплескали российскому Т-80У, эффектно прошедшему испытательную трассу, и успешно отстрелявшемуся всеми типами боеприпасов, включая управляемые ракеты. Однако , хозяева выставки, а также ряд других государств региона ( Кувейт, Саудовская Аравия, Оман) предпочли машины зарубежного производства. Что касается ОАЭ, то они заключили контракт с французской компанией GIAT INDUSTRIES ( в дальнейшем- NEXTER; в настоящее время- KNDS FRANCE) на поставку 390 ОБТ AMX-56 LECLERC в комплектации TROPICALISE ( или LECLERC EAU), а также 46 БРЭМ LECLERC DNG. Рассмотрим конструкцию данной машины более подробно, тем более что она заметно отличается от базовой модификации, поступившей на вооружение французской армии ( причем в лучшую сторону). Основные изменения связаны с климатическими особенностями региона, а также пожеланиями заказчика, связанными с повышением уровня боевых и технических характеристик. Танк имеет классическую компоновочную схему с экипажем из трех человек и кормовым расположением МТО. Основной конструктивной особенностью является применение автомата заряжания пушки, размещенного в кормовой нише башни. Мехвод размещается в отделении управления в передней части корпуса по левому борту. В башне справа от пушки размещается наводчик-оператор; слева- командир танка. Боевая масса машины достигает 57 тонн; общий забронированный объем- 17,5 м. куб.

Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
-7
-8

Основным вооружением танка является 120мм гладкоствольная пушка GIAT CN-120-26 с вертикальным клиновым затвором, имеющая длину ствола 52 калибра. Ствол оснащен теплозащитным кожухом; эжектор отсутствует . Продувка канала ствола осуществляется сжатым воздухом с помощью специальной системы, смонтированной в боевом отделении.

В боекомплект входят 40 унитарных выстрелов с оперенными бронебойными подкалиберными ( APFSDS-T) и многоцелевыми ( HEAT-MP) снарядами стандарта НАТО . Разработаны также выстрелы с осколочно-фугасными снарядами с программируемым подрывом на траектории полета. Метательный заряд размещается в частично сгорающей гильзе с металлическим поддоном. БОПС OFL 120F1 ( создан на основе немецкого DM43) имеет сердечник из вольфрамового сплава с удлинением 27:1, ведущее устройство катушечной формы , из алюминиевого сплава. Полетная масса снаряда составляет 4 кГ; начальная скорость- 1790м/c; бронепробиваемость по катаной гомогенной броне средней твердости- более 300мм/60град/2000 метров.

22 выстрела размещаются в механизированной боеукладке автомата заряжания , расположенного в кормовой нише башни. Автомат заряжания выполнен в виде замкнутого транспортера с горизонтальным расположением выстрелов в специальных ячейках. Цикл заряжания включает вывод ячейки с выбранным типом выстрела на линию досылания с последующим перемещением выстрела через специальное окно подачи в зарядную камору зафиксированной на угле заряжания пушки с помощью досылателя цепного типа. Заявленная скорострельность при использовании АЗ составляет 12 выстрелов в минуту ( на тендере в Греции 1998 года показатель составил 9 выстрелов в минуту). Пополнение механизированной укладки осуществляется через люк в кормовой части башни по правому борту. Остальные выстрелы размещаются в дополнительной боеукладке барабанного типа в передней части корпуса по правому борту.

-9
Выстрелы к 120мм пушке. Слева направо: с многоцелевым OECC 120F1, практическим многоцелевым и бронебойным подкалиберным OFL 120 F1 снарядами.
Выстрелы к 120мм пушке. Слева направо: с многоцелевым OECC 120F1, практическим многоцелевым и бронебойным подкалиберным OFL 120 F1 снарядами.
-11
-12
-13
Перед танком- выстрел со 120мм ОФС с программируемым подрывом.
Перед танком- выстрел со 120мм ОФС с программируемым подрывом.
-15

В качестве вспомогательного вооружения используется спаренный с пушкой 12,7*99мм пулемет M2HB QBC с боекомплектом 800 патронов. На крыше башни монтируется дистанционно-управляемая пулеметная установка ATO с 7,62*51мм пулеметом F1, сопряженная с панорамным прицелом командира танка. Боекомплект пулемета составляет 2000 патронов.

Установка дистанционно управляемой ЗПУ ATO. Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Установка дистанционно управляемой ЗПУ ATO. Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
На базовом варианте для Французской армии пулемет открыто крепился на кронштейне перед люком наводчика-оператора.
На базовом варианте для Французской армии пулемет открыто крепился на кронштейне перед люком наводчика-оператора.
В орудийной маске правее ствола пушки-кожух спаренного 12,7мм пулемета.
В орудийной маске правее ствола пушки-кожух спаренного 12,7мм пулемета.
-19

Танк оснащен высокоэффективной автоматизированной системой управления огнем, которая на момент своего появления считалась лучшей в мире. В ее состав входят:

  • многоканальный основной прицел наводчика SAGEM HL-60;
  • баллистический вычислитель с комплектом датчиков входной информации;
  • цифровой автомат сопровождения цели;
  • высокоточный стабилизатор вооружения;
  • оптико-электронная система учета теплового изгиба канала ствола;
  • панорамный прицел командира SAGEM HL-80;
  • система командирского целеуказания.

Основной прицел наводчика имеет независимую стабилизацию линии визирования в двух плоскостях, дневной оптический канал с переменным увеличением 3,3 и 14 крат ( на французском танке максимальная кратность увеличения составляет 10 крат). Ночной канал выполнен на основе тепловизионной камеры ATHOS II поколения. В прицел интегрирован также лазерный дальномер, измеряющий дальность до цели в пределах от 350 до 8000 метров с точностью 10 метров. Цифровой баллистический вычислитель обеспечивает автоматическую отработку углов прицеливания и бокового упреждения с учетом поправок на отклонение условий стрельбы от нормальных. Цифровой автомат сопровождения цели сопрягается с прицелами наводчика и командира и повышает эффективность стрельбы при взаимном перемещении цели и собственного танка. Панорамный многоканальный гиростабилизированный прицел командира имеет собственный лазерный дальномер, дневной канал с переменным увеличением 2,5 и 14 крат, ночной тепловизионный канал на основе матрицы ALIS I поколения. На танках , поставлявшихся во французскую армию на тот момент использовался панорамный прицел HL-70, у которого ночной канал использовал ЭОП III поколения, уступая по дальности обнаружения и опознавания цели и уровню защиты от искусственных и естественных помех. На рабочем месте командира установлено шесть, а наводчика- три перископических прибора наблюдения. С помощью системы целеуказания обеспечивается автоматический разворот башни в направлении приоритетной цели в случае нахождения последней в поле зрения одного из приборов наблюдения. Излучатель системы учета теплового изгиба трубы ствола крепится над стволом пушки; отражатель- вблизи дульного среза ствола. Двухплоскостной электромеханический стабилизатор вооружения обеспечивает высокую точность стрельбы в движении. Перебросочная скорость пушки превышает 40 градусов в секунду. Углы вертикального наведения составляют от -8 до +17 градусов. Таким образом, на LECLERC к 1993 году была реализована СУО, сопоставимая с которой по своим возможностям, например , в России была продемонстрирована только в 2011 году. Более того, отдельные компоненты
СУО LECLERC до сих пор не применяются на ОБТ НАТО. Скажем, та же система учета теплового изгиба ствола или автомат сопровождения цели на танках M1A2SEP(V2) или LEOPARD2A6 не применялись. В общем-то, прогрессивная СУО , несомненно, являлась одним из главных компонентов , повлиявших на решение руководства ОАЭ о выборе в пользу LECLERC.

Входное окно основного прицела наводчика. Над стволом пушки- излучатель системы учета теплового изгиба трубы ствола.
Входное окно основного прицела наводчика. Над стволом пушки- излучатель системы учета теплового изгиба трубы ствола.
Отражатель вблизи дульного среза ствола.
Отражатель вблизи дульного среза ствола.
Головная часть панорамного прицела командира. Входное окно прикрыто защитной бронешторкой. Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
Головная часть панорамного прицела командира. Входное окно прикрыто защитной бронешторкой. Фото: https://www.leclerc.fr/leclerc-tropicalise.php
В кормовой части башни правее антенного ввода виден метеодатчик СУО.
В кормовой части башни правее антенного ввода виден метеодатчик СУО.
-24

Комплекс вооружения обеспечивает танку дальность действительной стрельбы при использовании БОПС до 3000 метров при стрельбе с хода и до 3400…3500 метров- при стрельбе с места. LECLERC способен обстрелять за минуту 6…12 ( по разным данным) типовых целей на дистанциях от 1500 до 3000 метров.

-25

Элементы СУО и другие системы танка ( в том числе инерциальная навигационная и связи) через цифровую шину данных интегрированы в информационную систему управления боевыми действиями танкового подразделения BMS LBME. LECLERC стал первым зарубежным ОБТ, штатно оснащенный данной системой, что привело к появлению нового боевого свойства ( наряду с огневой мощью, защищенностью и подвижностью), получившему известность , как «командная управляемость». Первоначально танки оснащались многоканальными цифровыми радиостанциями PR4TG. Модернизированные по программе XLR танки оснащаются новыми ТИУС BMS ELTS и радиостанциями L3 HARRIS.

-26

Корпус и башня танка сварные, изготовлены из катаных броневых листов. В лобовых деталях применяются многослойные комбинированные броневые преграды модульной конструкции. Борта корпуса дополнительно защищены силовыми экранами , состоящие из разнесенных стальных броневых листов, установленные по восемь секций на каждый борт и полностью перекрывающие зоны обитаемых отделений ( в отличие от французского варианта, где секции перекрывали только зону отделения управления). По периметру башни крепятся ящики ЗИП и корзины для имущества экипажа, что также способствует определенному повышению уровня защищенности от кумулятивных боеприпасов. Кроме того, многослойные комбинированные броневые преграды используются в конструкции броневой защиты крыши башни ( по французским данным, уровень противокумулятивной стойкости крыши башни может достигать эквивалента 500…600мм катаной гомогенной брони). Что касается оценок стойкости лобовой проекции, то здесь как обычно большой разброс вариантов и значений. Разработчик заявляет 620…700мм по защите от кинетических и 1100…1200мм- от кумулятивных боеприпасов. Возможно, данные справедливы для башни; носовой узел корпуса, как по мне , защищен слабее ( встречались показатели на уровне 450…500мм от БОПС и 850…900-от КС). С другой стороны , опять же заявляется что танк на испытаниях выдерживал обстрел собственным БОПС OFL 120F1 на дистанции 2000 метров, хотя по зонам обстрела точных данных опять же нет. Разработан вариант танка, оснащенный дополнительными защитными модули из состава комплекта для боевых действий в городских условиях AZUR. В его состав входят модули комбинированной брони NERA, которые крепятся поверх штатных бортовых экранов корпуса, а также противокумуляятивные решетки, установленные по бортам танка в зоне МТО , а также в кормовой части корпуса и башни. Для танка LECLERC XLR немецкая компания DND разработала комплект навесной динамической защиты CLARA, модули которой крепятся по бортам корпуса, а также по периметру башни танка.

Носовой узел корпуса. Характерная черта эмиратских LECLERC- крепление двух запасных гусеничных траков.
Носовой узел корпуса. Характерная черта эмиратских LECLERC- крепление двух запасных гусеничных траков.
Для сравнения- носовой узел французского LECLERC.
Для сравнения- носовой узел французского LECLERC.
Бортовые экраны надежно перекрывают зоны обитаемых отделений корпуса танка.
Бортовые экраны надежно перекрывают зоны обитаемых отделений корпуса танка.
В танковых войсках армии ОАЭ LECLERC взаимодействовали с российскими БМП-3.
В танковых войсках армии ОАЭ LECLERC взаимодействовали с российскими БМП-3.
LECLERC на выставке IDEX 2021. На бортовых экранах видны юонки для крепления дополнительных защитных модулей AZUR или CLARA. Фото: Михаил Воскресенский /РИА НОВОСТИ
LECLERC на выставке IDEX 2021. На бортовых экранах видны юонки для крепления дополнительных защитных модулей AZUR или CLARA. Фото: Михаил Воскресенский /РИА НОВОСТИ
-32
-33
Танк, оснащенный комплектом AZUR.
Танк, оснащенный комплектом AZUR.
-35
-36
Дополнительные модули AZUR крепятся поверх штатных бортовых экранов, что значительно повышает уровень противокумулятивной стойкости.
Дополнительные модули AZUR крепятся поверх штатных бортовых экранов, что значительно повышает уровень противокумулятивной стойкости.
-38
-39
-40
Динамическая защита DND CLARA ERA
Динамическая защита DND CLARA ERA
-42
-43
-44

Танк оснащен быстродействующим ППО и системой защиты от оружия массового поражения. Для постановки дымовых завес используется термодымовая аппаратура и 18 дымовых гранатометов системы GALIX калибра 80мм , которые также могут использоваться для отстрела противопехотных осколочных гранат или гранат , создающих помехи тепловизионным прицелам и лазерным дальномерам-целеуказателям противника. В связи с эксплуатацией танка в пустынном климате применяется усиленная система кондиционирования обитаемых отделений.

-45
Установка дымовых гранатометов системы GALIX по бортам башни.
Установка дымовых гранатометов системы GALIX по бортам башни.
-47
-48
-49

В экспортном исполнении LECLERC комплектуется силовой установкой EUROPOWERPACK ( Германия). В его состав входят многотопливный 12-цилиндровый 4-тактный дизель MTU MT883Ka500 с турбонаддувом жидкостного охлаждения мощностью 1500 л.с. при 2000 об/мин.

Реверсивная автоматическая гидромеханическая трансмиссия RENK HSWL-295 обеспечивает получение пяти передач переднего и пяти-заднего хода. Выбор в пользу силовой установки немецкого производства Эмираты объясняли наличием опыта эксплуатации дизелей фирмы MTU. Возможно также, что последние обеспечивают более надежную работу в условиях пустыни по сравнению с оригинальным французским дизелем V8X1500 . В свою очередь , применение EUROPOWERPACK потребовало внесения определенных изменений в конструкцию МТО. Кроме того, если в базовой французской версии в качестве вспомогательной силовой установки применялся агрегат системы наддува основного двигателя ( HYPERBAR TURBOMECA TM307B) , то на танке для ОАЭ в кормовой части корпуса по правому борту крепился вспомогательный дизель-генератор ( APU GAP). Силовая установка оснащена встроенной цифровой системой диагностики и контроля , сопряженной с ТИУС. Силовая установка оснащена системой охлаждения и воздухоочистки повышенной эффективности. Топливные баки общей емкостью 1300 литров размещены в изолированных отсеках по бортам корпуса в зоне обитаемых отделений. В кормовой части корпуса крепятся две дополнительных топливных бочки емкостью по 200 литров, которые можно подключить к основной топливной системе.

В состав ходовой части входят по шесть обрезиненных двускатных опорных катков с дисками из алюминиевого сплава на борт , цельнометаллические направляющие колеса , ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, гусеницы с РМШ параллельного типа, съемными асфальтоходными башмаками и обрезиненными беговыми дорожками. В системе подрессоривания используется нерегулируемая гидропневматическая подвеска , обеспечивающая высокую плавность хода. Даже в случае применения комплектов дополнительной защиты величина удельной мощности составляет более 25л.с. /т., что позволяет сохранить приемлемые динамические параметры. Танк с места разгоняется до скорости 32 км/ч за 6…7 секунд; скорость движения по пересеченной местности составляет порядка 50км/ч; по шоссе- более 70 км/ч. Запас хода по шоссе-550 км ( с дополнительными бочками- 700…750км).

-50
-51
Крепление вспомогательного дизель-генератора в кормовой части корпуса.
Крепление вспомогательного дизель-генератора в кормовой части корпуса.
-53
-54
-55
-56
-57
Фото: https://data3.primeportal.net/tanks/jean_thomas_rembert/leclerc_xxi/images/leclerc_xxi_158_of_168.jpg
Фото: https://data3.primeportal.net/tanks/jean_thomas_rembert/leclerc_xxi/images/leclerc_xxi_158_of_168.jpg

Ну а что же с российским Т-80У? Несмотря на успешное выступление на IDEX , успех на внешнем рынке был минимальным- несколько десятков машин поставлено на Кипр, плюс батальонный комплект- в Южную Корею ( в последнем случае — в счет погашения государственного долга, унаследованного Россией от СССР). Во-первых, по мнению представителей ОАЭ, разрешение на экспортные поставки танк получил слишком поздно. Во-вторых , несмотря на ряд преимуществ ( в том числе минимальное время на освоение танка экипажем, относительная простота конструкции и меньшая стоимость , несмотря на наличие газотурбинного двигателя) машина имела весьма серьезные недостатки, заметно уступая LECLERC по КВТУ. Можно перечислить основные:

  • отсутствие тепловизионного прицела ( на дворе, напомню , 1993 год!!!), и как следствие, значительно меньшие значения дальности обнаружения и опознавания цели ночью и в сложных метеоусловиях, подверженность воздействию естественных и искусственных световых помех;
  • отсутствие панорамного прицела у командира танка, недостаточная обзорность с рабочего места командира;
  • средства связи не соответствуют современным требованиям, отсутствуют специализированные навигационные системы, не говоря уже о ТИУС;
  • низкая боевая живучесть из-за открытого размещения боекомплекта и топлива в обитаемых отделениях.

В полной мере эти недостатки подтвердились в 1998 году в ходе проведения международного тендера на поставку ОБТ Греции. Собственно говоря, и торговать-то надо было еще учиться!

Т-80У на демонстрационном показе в Абу-Даби.
Т-80У на демонстрационном показе в Абу-Даби.

Но вернемся к LECLERC. Конечно, требовалось определенное время на отработку конструкции машины, в том числе непосредственно в ходе войсковой эксплуатации. Учитывая степень новизны танка, недостаточная техническая надежность или сложности освоения машины экипажами были вполне естественными явлениями. Другое дело- высокая стоимость и техническая сложность . Возможно, по этим причинам танк больше не имел успеха у зарубежных заказчиков, а на том же греческом тендере по совокупности боевых и технических характеристик уступил M1A2 ABRAMS и LEOPARD 2. Тем не менее , все поставленные машины продолжают эксплуатироваться в ОАЭ; также проводятся мероприятия по их дальнейшему совершенствованию. В 2020 году ОАЭ передали 80 единиц LECLERC Иордании, которые поступили на оснащение двух бронетанковых бригад. В Иордании танки получили обозначение ZAYED. Эмиратские Leclerc приняли участие в боевых действиях в Йемене в 2015 году. При этом несколько машин получили повреждения в результате подрыва на минах или огня РПГ и ПТРК, однако все сохранили боеспособность и в дальнейшем были восстановлены. Зарубежных заказов на танк более не последовало.

LECLERC, переданный Иордании.
LECLERC, переданный Иордании.
-61
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии