Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Строительство Ереванского автомобильного завода обычно связывают с перегрузкой Рижской автобусной фабрики. В 1960 г предприятие по выпуску малотоннажных грузовых авто в Риге было чуть ли не единственным в СССР.
Заказчики и покупатели стояли в очереди за фургонами и микроавтобусами. А еще больше руководителей областей и регионов хотели бы построить у себя филиал РАФ. Но в споре за завод, выпускающий коммерческие, как сказали бы сейчас, автомобили, победил Ереван.
Всему Закавказью нужен был, как воздух, небольшой фургончик для перевозки небольших партий овощей и фруктов.
В 1960 г завод ЕрАЗ построили, причем делали с размахом в расчете на возможную модернизацию в будущем
Объем производства фургонов, как ни странно, был небольшим, несколько десятков тысяч машин в год. Но уже в середине 70-х оказалось, что на ереванских фургонах ездит половина страны.
Впоследствии выяснилось, что реальные объемы были намного больше, чем представлялось в официальной статистке. Правда, львиная доля собранных машин оставалась в Армении, Грузии и Азербайджане.
Главной и единственной моделью завод был ЕрАЗ-762
По сути, — это был клон РАФ-977 уровня середины 60-х. С Рижской автобусной фабрики были переданы чертежи на машину и рабочую оснастку. Ничего нового изобретать или разрабатывать не было необходимости.
Но это в теории, дело в том, что грузоподъемность РАФ-977 была несколько меньше, чем требовалась для ереванских машин. Это и понятно, машину изначально проектировали, как микроавтобус.
Соответственно, прочность кузова была ниже, крепление мостов и сама подвеска РАФа едва справлялась с количеством груза, заталкиваемого владельцами в небольшой фургон.
В результате инженеры ЕрАЗ по собственной инициативе доработали кузов. Убрали одну боковую дверь, внутри появилась поперечная перегородка, которая должна была добавить твердости сварного кузова.
Интересно, что ЕрАЗ-762 стал брать больше груза, но управляемость микрофургона явно ухудшилась, а на поворотах даже появлялась пробуксовка задних колес. Сказывалось неравномерно распределение нагрузки.
Понятно, что мосты, работающие на пределе возможностей, довольно быстро изнашивались. То же самое наблюдалось у тормозной системы. Кстати, трехступенчатая коробка и двигатель у ЕрАЗ-762 были от ГАЗ-21, и в такой комплектации фургон выпускался до средины 80-х.
Попытки модернизировать машину закончились ничем
С одной стороны, требовалась кардинальное обновление самой производственной базы, новое оборудование и, возможно, переход на выпуск автоматических коробок. Завод построил несколько перспективных прототипов, один из которых под индексом 3730 вполне мог стать базовым фургоном.
Но для этого требовались огромные ресурсы, прежде всего финансовые и кадровые. Нужно было расстраивать новые цеха и приглашать специалистов со стороны. И кое-что даже успели сделать.
Но полноценного запуска сборки машины не произошло. Грянула «перестройка», начался стремительное обесценивание советского рубля. А затем разразился Карабахский конфликт. Большинство специалистов выехали временно, но потом, в середине 90-х вернулись лишь немногие.
В то время ЕрАЗ кое-как достроили
Неоднократно пытались наладить массовую сборку машин, но массовый ввоз х фургонов западного производства фактически сделал продукцию Ереванского автозавода неконкурентоспособной.
Еще в начале нулевых были планы по локализации сборки одного из ВАЗов, но просто не оказалось инвесторов, готовых финансово участвовать в проекте.
Реальной причиной остановки ЕрАЗа стал земельный участок, на котором было построено предприятие. Фактически завод разорили, довольно длительное время цеха находились в заброшенном состоянии, коммуникации сгнили.
Естественно, цена основных фондов упала на порядки. Чуть позже, в 2004 остатки цехов вместе с земельным участком были выкуплены одной из армянских компаний. Металл вырезан, цеха снесены, а территория пошла под застройку новыми, коммерчески выгодными зданиями.
Шанс на возрождение ЕрАЗа был утрачен в 90-х, когда республику покинули большая часть кадрового состава, способного что-то собирать и производить. С тех пор все попытки восстановления предприятия были заведомо обречены на провал.
Поделись видео: