Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы снова продолжаем большой обзор знаменитого Парка Победы на Поклонной горе в Москве. И в этой пятой части нашего рассказа мы остановимся на огромной сверхтяжёлой 305-мм морской железнодорожной артиллерийской установке-транспортёре ТМ-3-12.
В этот раз мы заходим через «Партизанский городок» с полевой кухней.
Где расположены развлекательные площадки для детей.
У входа на территорию стоят 37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К образца 1939 г.
85-мм зенитная пушка КС-12 образца 1944 г.
122-мм гаубица М-30 образца 1938 г. и за ней 122-мм полевая гаубица образца 1910/30 гг.
152-мм гаубица Д-1 образца 1943 г.
А вот собственно и главная крупнокалиберная персона, ради которой мы здесь.
Это 305-мм сверхтяжёлая морская железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 образца 1938 г., что расшифровывается как Транспортёр Морской тип 3 калибра 12 дюймов.
После окончательного становления советской власти молодой Советский Союз испытывал серьёзные трудности с военно-морским флотом, в следствие чего был вынужден активно усиливать свою береговую оборону от возможного нападения флота противника на прибрежные города, порты и военные базы.
Одним из эффективных решений было использование крупнокалиберной артиллерии на базе железнодорожных платформ. Так проект одной из таких железнодорожных транспортёров ТМ-3-12 для ведения огня по морским и наземным целям, был разработан Центральным Конструкторским Бюро судостроения №3 при Ленинградском металлическом заводе и утверждён в мае 1936 г.
Для новых артиллерийских систем были использованы станки главного калибра с дредноута «Императрица Мария», затонувшего на рейде в Севастополе ещё в 1916 г., 12″/52 пушки которых были изготовлены на Обуховском заводе в Петрограде и приняты на вооружение в 1907 г., ставшие самыми мощными серийными отечественными орудиями, которые когда-либо устанавливались на корабли.
Изначально ресурс стволов этих орудий составлял 400 выстрелов, но в 1939-1940 гг. для них были разработаны лейнеры. К слову, сухопутные 305-мм орудия отличались от морских большим объёмом каморы и имели свою систему снарядов и боеприпасов.
В период с 1 июля 1938 г. по 1 января 1939 г. в г. Николаев было построено три таких транспортёра, из которых сформировали 9-й отдельный артиллерийский железнодорожный дивизион, который во время Советско-финляндской войны использовался для обстрела фортификационных сооружений линии Маннергейма.
А после её завершения в соответствии с решением комитета обороны СССР от 20 июня 1940 г. дивизион был переведён на бывший финский полуостров Ханко для создания на нём Военно-Морской Базы Балтийского флота.
С самого начала Великой Отечественной Войны транспортёры дивизиона принимали участие в боевых действиях и защищали ВМБ, а в декабре 1941 г. перед эвакуацией базы с полуострова, их орудия были выведены из строя советскими войсками методом подрыва.
Тем не менее в течение двух последующих лет финские военные занимались восстановлением трофейных транспортёров, установив на них однотипные орудия от другого линкора «Император Александр III» и вернули им боеспособность.
Но после поражения гитлеровской коалиции в Великой Отечественной и Второй Мировой войнах, финны вернули орудия СССР и из них была сформирована отдельная железнодорожная батарея № 294, которую развернули в Балтийске.
А в связи с активным развитием береговых ракетных комплексов необходимость в таких батареях отпала и в 1961 г. батарея была снята с вооружения, а транспортёры поставлены на консервацию на территорию форта «Красная Горка».
Удивительно, но до наших дней сохранились все три экземпляра ТМ-3-12, один из которых находится один находится на территории форта «Красная Горка», о которой мы писали отдельную статью , второй в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, а третий здесь при музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, который был доставлен сюда в 1999 г. по распоряжению главнокомандующего ВМФ адмирала флота В. И. Куроедова.
Поделись видео: