Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Необитаемая башня очень дорогая как в разработке, так и в производстве. С одной стороны, она может спасти жизнь экипажу боевой машины, но с другой стороны, её надёжность под большим сомнением. В любом случае, необитаемая башня может пригодиться в том числе для разработки беспилотных танков… В связи с этим возникает закономерный вопрос – можно ли сделать Т-72 или Т-90 с необитаемой башней?
Т-72 с необитаемой башней
В СССР практически не работали над танками Т-64, Т-72 и Т-80 с необитаемой башней. Все проекты подразумевали переход на совершенно новый корпус, возможно с элементами от уже существующих ОБТ, но этими компонентами могли стать разве что гусеничные ленты, опорные катки, балансиры и тому подобное…
Сейчас ситуация усложнена проблемами производства тяжёлой бронетехники. Они есть как в России, так и в западных странах. Этот нюанс уже был рассмотрен и надолго к нему возвращаться нет смысла в рамках данного материала. Стоит понимать лишь то, что модернизировать танки сейчас выгоднее, чем производить абсолютно новые.
К чему бы это? Все говорят, что условный Т-90 нельзя перевести на необитаемую башню, в отличие от западных ОБТ. Но это не значит, что подобная задача вообще нереалистичная…
Пример «Коалиции»
Для понимания абсурдности тезиса о невозможность оснастить Т-90 необитаемой башней, взгляните на САУ «Коалиция-СВ». Да, это очень дорогая, технически сложная, требовательная и отнюдь не массовая машина. Как и любая другая САУ или танк с полностью необитаемой башней. В ней примечателен тот факт, что в габариты корпуса Т-90 удалось поместить капсулу для экипажа и необитаемую башню полного вращения.
Скажу чуть больше, численность экипажа никак не изменится – для управления танком потребуются те же три человека. Но что изменится кроме расположения танкистов? Для начала, посмотрите на компоновку Т-72 или Т-90. Нас интересует только корпус… Первым же делом, надо освободить пространство за лобовой бронёй, а значит топливные баки придётся переносить или убирать в принципе… Кроме того, верхняя лобовая деталь корпуса «Коалиции-СВ» отличается. Вероятнее всего, для комфортного размещения экипажа и органов управления, потребовалось изменения геометрии корпуса. Следовательно, у ОБТ тоже изменится верхняя лобовая деталь. Что самое интересное, она будет отличаться от САУ из-за необходимости установить противоснарядное бронирование. Для артиллерийской установки, которая ведёт огонь из тыла, подобная броня лишняя, а для танка – обязательная.
Вариантов расположения брони довольно много, от опыта Объекта 187 (точнее, одного из 6-и вариантов), или сделать совершенно новую конструкцию. Возможно, модульную. Остальная часть корпуса в радикальных изменениях не нуждается, но будет вопрос к башне. Как её сделать и какой автомат заряжания использовать?
Оставить карусельный автомат заряжания, значит сохранить существующие проблемы, известны каждому. При поражении транспортёра АЗ, велика вероятность пожара боекомплекта или его детонации. Наиболее интересный вариант – разработка новой башни с конвейерным автоматом заряжания в корме башни. И кто-то даже припомнит мою неприязнь к подобным техническим решениям… Поясню – если экипаж находится в башне, то не в зависимости от заряжающего или автомата, в перегородке будет ослабленная зона, которая гарантированно даст о себе знать при детонации снарядов. НО, если экипажа в башне не будет, то можно полностью изолировать подбашенную корзину (а она точно останется ради сохранения углов вертикального наведения).
В качестве итоге, считаю что разработка танка с необитаемой башней на базе Т-90 вполне возможна, но машина претерпит ряд существенных изменений. Плюс, останется вопрос башни и если установить существующие образцы, то машина гарантированно потяжелеет и в теории, может подобраться к порогу в 55 тонн. Напомню, что Т-90М весит около 49-50 тонн.
Поделись видео: