Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Дальнейшие работы по комплексной модернизации основного танка Т-72Б в Нижнетагильском УКБТМ проводились в соответствии с ОКР «Совершенствование-72Б», заданной Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 июня 1986 года. В 1988 году были собраны четыре опытных образца танка, получивших обозначение » Изделие 188″ или » Усовершенствованный танк Т-72Б»/ Т-72БУ. В качестве основного вооружения танка рассматривалась 125мм гладкоствольная пушка 2А66 ( Д-91) с боекомплектом выстрелов повышенного могущества . В состав последнего входили в том числе выстрелы с новыми БОПС 3БМ39 ( НИР «Анкер-1») и 3БМ40 ( «Анкер-2») с высокоэнергетическим метательным зарядом 4Ж77. В комплексе управляемого вооружения 9К120 применялся выстрел 3УБК18 с управляемой ракетой 9М125 и метательным устройством 9Х962. Характерной конструктивной особенностью пушки Д-91 было наличие дульного тормоза , который , помимо гашения энергии отдачи предназначался для снижения уровня запыленности при стрельбе с соответствующих грунтов. Общий боекомплект составлял 41 выстрел, в том числе 21 — во вращающемся транспортере автомата заряжания. На танке сохранялся прицельный комплекс 1А40-1 с устройством ввода бокового управления ( УВБУ) , дополненный емкостным датчиком ветра ДВЕ-БС. Последний отрабатывал поправку на боковой ветер, что повышало точность подготовки исходных данных для стрельбы, хотя суммарная поправка по прежнему вводилась вручную. Применялось также устройство встроенного контроля выверки нулевой линии прицеливания. К числу других доработок относились:
- аппаратура для стрельбы осколочно-фугасными снарядами с электронным дистанционно-контактным взрывателем (НИР «Айнет»), с обеспечением возможности подрыва на траектории;
- усовершенствованная конструкция броневых преград ВЛД корпуса и скул башни;
- комплект встроенной ДЗ «Контакт V»;
- КОЭП ТШУ-2 «Штора-1»;
- быстродействующее ППО ЗЭЦ-13 «Иней»;
- мероприятия по снижению тепловой и радиолокационной заметности;
- деформирующее окрашивание корпуса и башни;
- повышенный уровень защиты от проникающей радиации и нейтронного оружия.
Боевая масса танка составляла 46 тонн.
С января по декабрь 1989 года два танка проходили полигонные, а с июля по сентябрь 1990- контрольные испытания. Еще две машины были вооружены, судя по всему, штатной 125мм пушкой 2А46М и имели обозначение » Изделие 188-1″. Причина заключалась в затянувшейся доводке пушки Д-91. Также, предположительно в 1989 году эти машины прошли уже государственные испытания. Что касается «188-х» машин, то в 1990 году они были доработаны, видимо примерно в этот период на танке и появился КУО 1А45 , а также ЗПУ «закрытого типа». Чертежи танка в указанной комплектации с пушкой 2А46М датированы апрелем 1990 года ( 188сб3). В обновленном варианте танк имел следующую комплектацию:
- пушка 2А46М с боекомплектом 43 выстрела;
- комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс»;
- аппаратура «Айнет»;
- «закрытая» ЗПУ с 12,7мм пулеметом НСВТ/КОРД;
- СУО 1А42;
- стабилизатор вооружения 2Э42-4 вместо 2Э42-2;
- ночной прицельный комплекс наводчика ТО-КО1 с прицелом ТПН4-49 «Буран ПА»;
- прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С с прицелом-прибором наблюдения ТКН-4С «Агат С»;
- радиостанция Р-163-50У с радиоприемником Р-163УП;
- прибор ночного видения механика- водителя ТВН-5.
Остальные нововведения по системам защиты и жизнеобеспечения были аналогичны примененным на базовых вариантах «Изделия 188». В МТО был установлен дизель В-84МС с доработанной выпускной системой, усиленной трансмиссией. В ходовой части применялись уширенные опорные катки, направляющие колеса нового образца, торсионные валы и гидроамортизаторы с улучшенными рабочими параметрами. Боевая масса составляла 46,5 тонн. В марте 1991 года танк был рекомендован к принятию на вооружение Советской Армии. Однако, политические и экономические события , повлекшие за собой развал СССР, привели к затягиванию этого решения. По итогу, танк был принят на вооружение уже Российской Армии 5 октября 1992 года( приказ министра обороны от 28 апреля 1993 года), получив обозначение Т-90. Установочная партия в количестве 13 машин была собрана к концу 1992 года. Одновременно на вооружение был принят и «188-1», однако в серийное производство он так и не был запущен.
Производство Т-90 ( в мизерных по меркам Советского периода масштабах) продолжалось, по одним данным до 1995; по другим- до 1998 года. Всего было выпущено 114 единиц. При этом, несмотря на уже не раз озвученные проблемы, в конструкцию танка пытались вносить различные усовершенствования, направленные на повышение уровня его боевых и технических характеристик. Правда, подавляющее большинство их так и не было реализовано, но это уж точно не вина разработчиков машины.
В процессе создания Т-90 предполагалось его оснащение тепловизионным прицельным комплексом наводчика , что позволило бы существенно увеличить дистанции опознавания и поражения целей ночью и в сложных метеоусловиях . Чертежи такой машины ( 188сб6) датированы августом 1991 года. На танке установлен тепловизионный прицельный комплекс ТО1-ПО2Т с прицелом «Агава-2», которым мог пользоваться как наводчик, так и командир ( в режиме «Дубль»). При этом изображение выводится на видеосмотровые устройства ( мониторы) в режимах с широким и узким полем зрения. Дальность опознавания цели ночью составляла 2300…2600 метров, что значительно превышало показатели прицела «Буран ПА». К сожалению , показатели дальности действительной стрельбы оставляли желать лучшего , в том числе из-за сохранения зависимой стабилизации линии визирования ( поле зрения прицела стабилизировалось вместе с пушкой) и неудовлетворительного качества изображения из-за недоработанного фотоприемного устройства. Однако, во-первых , эти параметры все равно были выше чем у танков с ночными прицелами на ЭОПе, а во-вторых, серийное производство танков с тепловизорами позволило бы получить опыт войсковой эксплуатации и в дальнейшем избавиться от выявленных недостатков. Тем не менее, из-за отсутствия финансирования , серийные танки продолжали оснащаться ночными прицелами «Буран-ПА». Согласно информации из открытых источников, только две машины из установочной партии были оснащены тепловизионными прицелами.
Со второй половины 90-х гг танки Т-90 комплектовались новыми гусеницами с РМШ параллельного типа и штампованными траками ( конструктивно аналогична гусенице танка Т-80У, но не оснащается обрезиненными беговыми дорожками). Соответственно, доработке подверглись ведущие колеса. Впоследствии данная гусеница применялась на танках Т-72БА/Б3 и Т-90А.
На части танков по центру ВЛД выполнялся дополнительный платик для монтажа танкового бульдозера-снегоочистителя ТБС-86. Эти машины отличались также улучшенной конструкцией отвала оборудования для самоокапывания.
Во второй половине 90-х в России была проведена модернизация прицелов «Буран-ПА» и «Агат-С» в части оснащения их более современными электронно-оптическими преобразователями поколения «2+» или «3». Это позволило увеличить дальность опознавания цели примерно на 25%, улучшить качество изображения и повысить стойкость к воздействию световых помех. Известно как минимум две машины с модернизированными «ночниками». В дальнейшем прицелами комплектовались танки Т-90А первых выпусков.
Одновременно с принятием на вооружение Т-90 , разрешались его поставки зарубежным заказчикам в экспортном исполнении Т-90С ( «Изделие 188-Э1»). Основными отличиями танка являлись:
- измененная комплектация боеприпасов к пушке;
- радиостанция Р-173 с радиоприемником Р-173П;
- пониженный уровень броневой и противоатомной защиты ( при этом ,в частности, в комплекте ВДЗ «Контакт V» применялись элементы 4С20 вместо 4С22) ;
- возможность внесения изменений в комплектацию машины в зависимости от желаний потенциального заказчика. Внешне машина практически не отличалась от саерийного танка для Российской Армии. Существует версия ,что реальных Т-90С так и не было собрано , а на различных показах на выставках вооружений использовались обычные серийные машины с заводского конвейера. Танк не выпускался серийно и не поставлялся на экспорт , в том числе по причине не полного соответствия по уровню боевых и технических характеристик современным требованиям , а также лоббирования российскими чиновниками основного танка Т-80У, оснащенного газотурбинным двигателем.
Командирский танк Т-90К ( «Изделие 188К») разрабатывался в рамках ОКР «Самбук» ( чертеж 188сб5 от августа 1991 года). Машина обеспечивала устойчивую связь командиру танкового батальона с танками подразделения и вышестоящим командованием, отработку навигационных параметров и непосредственно ведение боевых действий. В комплектацию танка входили :
- тепловизионный прицельный комплекс ТО1-ПО2Т;
- КВ- радиостанция Р-163-50К;
- УКВ- радиостанция Р-163-50У;
- радиоприемник Р-163УП;
- навигационная аппаратура ТНА-4-3;
- перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2М;
- дополнительный антенный ввод перед люком наводчика; штыревая КВ- антенна с пружинным фиксатором , позволяющим фиксировать антенну в наклонном положении для увеличения дальности связи, комплект антенных устройств на 11-метровой телескопической мачте;
- вспомогательный бензоэлектрический энергоагрегат АБ-1П/28,5-В-У мощностью 1кВт.
Боекомплект к пушке 2А46М на командирском танке был уменьшен до 34 выстрелов; пулемета ПКТ- до 1500 патронов. Как и у большинства командирских машин других типов , на носовом узле корпуса отсутствовали узлы для крепления минных тралов.
ОКР «Самбук» была задана поручением государственной военно-промышленной комиссии от 4 апреля 1991 года. Опытный образец танка прошел приемочные испытания в период с декабря 1992 по апрель 1993 года и принят на вооружение Российской Армии в июне 1994 года. Однако из-за отсутствия финансирования, серийное производство Т-90К не было развернуто.
На базе Т-90 отрабатывался ряд опытных машин , также не пошедших в серию. В частности , известна машина с автоматом заряжания в забашенной нише ( вероятно, один из этапов ОКР «Бурлак», проводившейся Омским КБ Транспортного Машиностроения). На танке испытывались различные варианты тепловизионных прицелов . На «Изделии 188А» ( 1995 год) отрабатывалась новая сварная башня с увеличенным внутренним объемом и повышенным уровнем защищенности. В дальнейшем доработанная башня этого типа устанавливалась на серийных танках Т-90А и Т-90С. На опытных образцах Т-90 и Т-90С испытывались двигатели повышенной мощности КД-34, В-92С1 и В-92С2, а также новая трансмиссия с гидрообъемной передачей. Что касается войсковой эксплуатации , то первые машины поступили в различные профильные учебные заведения Минобороны России. Затем Т-90 поступили на вооружение 108 танкового полка 5 Гвардейской Донской танковой дивизии ( г. Кяхта, Республика Бурятия). Также , по информации из открытых источников, полковой комплект Т-90 ( 94 танка) получила 21 гвардейская мотострелковая дивизия Сибирского военного округа. Учитывая общее количество выпущенных Т-90 логично предположить, что в 108 танковый полк в Бурятии было поставлено не более ротного комплекта машин. В свое время в прессе публиковались положительные отзывы экипажей о боевых возможностях танка. Однако, в связи с отсутствием финансирования со стороны государства, к концу 90-х годов уровень боевой подготовки в частях упал до предельно низких показателей, что наряду с отсутствием должного технического обслуживания машин самым негативным образом сказалось на их состоянии. В результате, к началу 2000-х гг часть Т-90 была разукомплектована и находилась на хранении в парках боевых машин. В дальнейшем было принято решение о переброске уцелевших танков ( а также машин, подлежащих восстановлению) в центральную часть России, где они поступили частично на базы хранения, частично- в учебные подразделения, а также в один из танковых батальонов 2 Гвардейской Таманской Мотострелковой Дивизии ( в дальнейшем- преобразованной в одноименную бригаду, а затем- вновь ставшую дивизией). По мере поступления новых танков Т-90А, машины также передавались на базы хранения и в учебные части.
В 2015 году примерно один батальонный комплект ( порядка 30 танков Т-90 и Т-90А ) был передан Сирии. Почему выбор пал именно на машины этого типа- мне лично не совсем понятно. Т-90А на тот момент — наиболее совершенный танк Российской Армии, причем их было не то чтобы много. Комплекс вооружения обоих танков существенно отличается от состоящих на вооружении Сирийской Армии Т-72 ранних модификаций и требовал дополнительного времени на подготовку экипажей. Наконец, в России как в войсках так и на базах хранения имелось достаточное количество танков Т-72А, Т-72АВ и Т-72Б1, более привычных для сирийских военных. Итог- несколько уничтоженных и захваченных машин; а печальная судьба сохранившихся танков в настоящее время , думаю , известна всем интересующимся темой. Наиболее известным эпизодом боевого применения Т-90 является произошедший в марте 2016 года, когда боевики одной из оппозиционных группировок обстреляли Т-90 Сирийской армии из ПТРК TOW-2 ( по другим данным- TOW-2A) производства США. Танк занимал оборонительную позицию в городской застройке, при этом вел огонь из ЗПУ одиночными выстрелами и короткими очередями, что можно достаточно четко понять из опубликованного видео. Соответственно, можно сделать вывод , что в танке на момент попадания ПТУР экипаж находился в полном составе. Попадание пришлось в левую скулу башни, ориентировочно в зону между излучателем «Шторы» и блоком ВДЗ «Контакт V» у маски пушки. После детонации БЧ ракеты наводчик, находясь в шоковом состоянии, покинул танк; затем видео обрывается. Детального разбора данного эпизода в сети не приводилось. Соответственно , могут возникнуть вопросы- почему танк не покинули командир и мехвод . Почему не была включена «Штора» ну и т.д. С другой стороны, в дальнейшем было продемонстрировано фото поврежденной машины, а факт прекращения боевиками видеозаписи косвенно свидетельствует что танк все-таки самостоятельно вышел из зоны обстрела.
В дальнейшем немногие сохранившиеся Т-90 Российской Армии оставались на базах хранения и в учебных подразделениях . После принятия на вооружение модернизированного танка Т-90М , часть корпусов Т-90 образца 1992 года были переоборудованы и использованы при его производстве.
Тем не менее, единичные экземпляры Т-90 образца 1992 года все еще периодически мелькают в различных новостных репортажах. В заключении напомню, что единственный образец Т-90 в базовом исполнении можно увидеть в экспозиции танкового корпуса Музея Отечественной Военной Истории в подмосковном Падиково. Машина выпущена на Уралвагонзаводе в декабре 1992 года и судя по серийникам на ВЛД, является девятой по счету в установочной партии. Танк имеет отличное внешнее состояние, находится на ходу и принимает участие в различных праздничных мероприятиях на территории Музея.