Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Как уже говорил, в статье про модернизацию Т-72 в Чехии, головной завод по производству танков после распада ЧССР , остался на территории Словакии- это предприятия ZTS в городах Dubnica и Martin. После экспериментов по переходу на выпуск гражданской продукции, которые предсказуемо себя не оправдали, было решено продолжить работы по совершенствованию профильной продукции, т.е. танка Т-72.
В результате были последовательно разработаны программы модернизации Т-72М1-А и Т-72М2 MODERNA. Основные направления модернизации в целом были аналогичны тем, что применялись на Т-72M3/M4CZ, однако при этом использовались комплектующие других производителей и некоторые оригинальные конструктивные решения, соответственно , рассмотрим вариант Т-72М2 более подробно. Опытный образец танка, известный как Т-72М2Е, был продемонстрирован в феврале 1995 года на международной выставке вооружений IDEX в Абу-Даби ( ОАЭ). Характерными внешними отличиями от базового варианта ( Т-72М1) являлись установка по бортам башни двух 20-мм автоматических пушек KAA швейцарской фирмы OERLIKON CONTRAVES AG, что повышало эффективность поражения второстепенных целей ( включая низколетящие воздушные и легкобронированные наземные), не расходуя боекомплект основного орудия. В состав автоматизированной СУО EFCS-72A входили электронный баллистический вычислитель с датчиками входной информации; штатный прицел-дальномер наводчика ТПД-К1 и отдельный тепловизионный прицел SGS-72A на основе матрицы бельгийской фирмы SABCA, а также панорамный прицел командира VS-580 французской фирмы SFIM и монитором , на который выводилось изображение с тепловизионного прицела наводчика. Прицел устанавливался на штатное посадочное место ночного прицела ТПН-1. Повышение защищенности достигалось за счет крепления на корпусе и башне модулей динамической защиты DYNA, установки быстродействующей системы пожаротушения, повышения жесткости бронекорпуса и крепления сидения мехвода к подбашенному листу, установки системы предупреждения об облучении танка лазерными дальномерами-целеуказателями противника LIRD-3A. Боевая масса танка возросла до 45 тонн, поэтому в МТО устанавливался форсированный до 850 л.с. дизель В-46-6 ( имеет обозначение S12U) и доработанная трансмиссия.
После демонстрации танка на выставках IDEX ( ОАЭ) , а также IDET (Чехия) , словацкие инженеры на протяжении нескольких лет дорабатывали конструкцию машины, заменив часть комплектуюших. Обновленный танк Т-72M2 был представлен в 2000 году.
В башне установлена модернизированная 125мм пушка 2А46МС с повышенными показателями точности стрельбы, имеющая уучшенную конструкцию люльки и противооткатных устройств. Боекомплект пушки составляет 39 выстрелов раздельно-гильзового заряжания со снарядами стандартных типов. Для пушки словацкой фирмой MSM был разработан новый выстрел с оперенным бронебойным подкалиберным снарядом ( APFSDS-T) TAPNA. Снаряд имеет сердечник повышенного удлинения, изготовленный из сплава на основе вольфрама и подкалиберный хвостовой стабилизатор ; начальная скорость составляет 1690м/c; заявленная бронепробиваемость- 270мм/60град/2000метров. Ведущее устройство с двумя зонами контакта по конструкции больше напоминает аналогичное устройство советских / российских БОПС «Свинец» и «Лекало».
С пушкой спарен 7,62мм пулемет TK vz.95, адаптированный для использования боеприпасов стандарта НАТО ( 7,62*51мм).
Вместо двух автоматических пушек калибра 20мм применяется одна 30мм пушка 2А42, смонтированная по правому борту башни . Пушка стабилизирована в двух плоскостях и управляется с рабочего места командира танка. Боекомплект составляет 250 патронов.
В танке применяется новая автоматизированная СУО SRP. В ее состав входят новый многоканальный прицел наводчика TIGS фирмы FOTOMA ( Словения); прицел-дальномер ТПД-К1 ( используется в качестве прицела-дублера); баллистический вычислитель с датчиками входной информации; панорамный прицел командира MVS 580 фирмы SFIM; усовершенствованный двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор вооружения. Многоканальный прицел TIGS имеет встроенный лазерный дальномер , тепловизионный и дневной каналы. Поле зрения прицела по одним данным имеет независимую стабилизацию в двух плоскостях, по другим- стабилизируется вместе с пушкой. Прицел сопряжен с ТПД-К1 и электронным баллистическим вычислителем.
Стабилизатор вооружения выполнен на обновленной элементной базе; приводы наведения обеспечивают значительно большую точность , что позволило повысить эффективность стрельбы с ходу. В панорамном прицеле командира скомплексированы дневвной оптический канал ( с увеличением 3 и 8 крат), лазерный дальномер и ночной тепловизионный каналы. Прицел обеспечивает круговое наблюдение за полем боя; поле зрения имеет независимую стабилизацию в двух плоскостях. На специальный монитор может выводиться тепловизионное изображение с прицела наводчика. В связи с установкой панорамного прицела полностью переработана конструкция командирской башенки и люка командира.
У механика-водителя может устанавливаться бинокулярный прибор ночного видения PNK-72. В качестве средств связи используется новая УКВ-радиостанция YAGUAR британской фирмы RACAL, работающая в диапазоне частот 30…88 мГц.
На корпусе, бортовых экранах и башне танка крепятся модули универсальной динамической защиты DYNAS общей массой 2200 кГ. Обеспечивается повышение уровня стойкости лобовой проекции корпуса и башни до 500мм эквивалента катаной брони по защите от кинетических и до 1000…1100мм- от кумулятивных боеприпасов. DYNAS обеспечивает также защиту от кумулятивных боеприпасов с тандемными БЧ. Башенные модули имеют достаточно сложную конструкцию , с размещением в несколько рядов элементов ДЗ, стальных пластин и слоя демпфирующего материала. Проработан вариант частичной защиты бортовых проекций корпуса и башни от легких кумулятивных боеприпасов с помощью противокумулятивных решеток. Применяется система постановки аэрозольных завес GALIX французского производства ( 22 гранатомета для запуска дымовых и аэрозольных гранат калибра 80мм), усовершенствованная быстродействующая система пожаротушения DEUGRA и система индикации лазерного облучения LIRD-4D, кроме того, реализованы мероприятия по повышению противоминной стойкости. Проработана возможность установки системы кондиционирования обитаемых отделений.
В МТО установлен форсированный до 850л.с. дизель S12U с доработанным нагнетателем, системами охлаждения и воздухоочистки, усиленными агрегатами трансмиссии. Велись работы по повышению мощности двигателя до 1000 л.с. за счет установки двух турбокомпрессоров, но по их результатам данных у меня нет.
В целом, как и в случае с Т-72M4CZ, модернизацию можно признать достаточно эффективной, хотя в случае, например СУО, выбор чехов более удачен, особенно в плане возможностей наводчика танка. На чешской машине реализовано МТО с двигателем повышенной мощности и современной гидромеханической трансмиссией, что также является преимуществом перед Т-72М2. В тоже время на MODERNA лучше проработана защита бортовой проекции корпуса и башни за счет более удачного размещения модулей ДЗ и противокумулятивных решеток. Не стоит забывать и про мощное дополнительное вооружение в виде 30 мм автоматической пушки. По итогу же, результат оказался нулевой- заказчиков на машину за рубежом не нашлось; министерство обороны Словакии также не закупило танк, хотя он официально вроде бы даже был принят на вооружение. Основные причины — высокая стоимость модернизации и зависимость от поставщиков комплектующих из других государств.
Фактически, реально массовую модернизацию «семьдесятдвоек» удалось провести только российским специалистам, заключив в 2009 году контракт с МО Алжира на модернизацию 180 танков Т-72М1 по спецификации «Изделие 172М2А». При этом заказчик максимально «урезал» предлагаемую комплектацию, отказавшись даже от установки комплекта ДЗ по финансовым соображениям.
Поделись видео: