Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В июле 1981 года в УКБТМ стартовали работы в рамках ОКР «Совершенствование Т-72А»- очередного этапа комплексной модернизации танка. В результате была создана машина , известная как «Изделие 184», которая после принятия на вооружение Советской Армии получила обозначение Т-72Б. Основными отличиями модернизированного танка являлись:
- модернизированная 125мм пушка 2А46М- пусковая установка с повышенной точностью стрельбы и улучшенными эксплуатационными характеристиками;
- комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К120 «Свирь» с лазерно-лучевой системой наведения и управляемым выстрелом 3УБК14 с ракетой 9М119;
- прицельный комплекс наводчика 1А40-1;
- стабилизатор вооружения 2Э42-2 «Жасмин» с электромашинным приводом горизонтального наведения;
- доработанный автомат заряжания пушки;
- в качестве ночного прицела для стрельбы артвыстрелами использовался прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в состав КУВ 9К120;
- комплекс средств связи «Абзац» ( радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, ТПУ Р-174);
- новая конструкция броневой защиты ВЛД корпуса;
- новая башня 172.10.100СБ ( первоначально- 172.10.077.СБ) с повышенным уровнем защиты ;
- комплект навесной динамической защиты «Контакт» ;
- многотопливный дизель А-65 ( В-84-1/В-84М);
- трансмиссия с усиленными БКП;
- ходовая часть с повышенными характеристиками плавности хода.
При этом, как и в случае с Т-72А , все нововведения внедрялись в конструкцию машины не одномоментно. Часть узлов и агрегатов к ноябрю 1984 уже находились в серийном производстве, часть к моменту принятия машины на вооружение еще проходили отработку, либо промышленность была не в состоянии обеспечить их поставки в требуемых объемах. В результате , появился ряд т.н. «субмодификаций» машины , попавших в войска. В первую очередь, проблемы с поставками касались комплекса вооружения. Хотя пушка 2А46М отрабатывалась с начала 80-х гг и даже была установлена на небольшой партии Т-72А, к моменту принятия нового танка на вооружение ее производство в необходимых количествах еще не было развернуто. Комплекс «Свирь», являясь принципиально новым элементом конструкции машины, также имел проблемы производственного характера. Тоже самое касалось стабилизатора вооружения или, например, средств связи. С другой стороны, новые башня и корпус, а также двигатель были поставлены на конвейер во второй половине 1983-начале 1984гг. Соответственно, в этот период в производство на «Уралвагонзаводе» и ЧТЗ могли быть поставлены машины, выполненные по спецификации «Изделие 184», но фактически представляющие собой симбиоз новых сборочных единиц с комплексом вооружения танка Т-72А. В ноябре 1984 года танки были приняты на вооружение под обозначением Т-72Б1 ( «Изделие 184-1»). Касаемо установки комплекта ДЗ «Контакт» существует две версии. Первая- к моменту принятия машины на вооружение «Контакт» еще не был запущен в массовое производство. Вторая- на момент принятия на вооружение ДЗ была секретным элементом конструкции танка, а поскольку машины принимали участие в парадах на Красной Площади, то они ее и не получили . Так или иначе, но с момента первого участия в парадах на Красной Площади в Москве 7 ноября 1986 года и вплоть до начала 90-х гг, танки семейства Т-72Б динамической защитой не оснащались.
Что касается комплекса «Свирь», то внешне оснащенные им машины отличались характерной конструкцией головной части ППН 1К13-49. Танки впервые прошли по Красной Площади 7 ноября 1989 года, а затем- 9 мая и 7 ноября 1990 года. Во всех случаях ДЗ на машинах также отсутствовала.
Оснащаться ДЗ серийные машины стали , по некоторым данным, в первой половине 1985 года. В связи с увеличенным габаритом броневой защиты башни, контейнеры ДЗ на Т-72Б/Б1 крепились непосредственно к скулам , что снижало эффективность защиты из-за недостаточного конструктивного угла под которым крепился контейнер. Но поскольку новая башня имела существенно повышенный уровень противокумулятивной стойкости, требования по уровню защищенности были выполнены. По сравнению с Т-72АВ было также улучшено перекрытие ДЗ лобовой проекции башни.
Во второй половине 80-х гг в конструкцию Т-72Б были введены следующие изменения:
- изменена конструкция броневой защиты ВЛД и скул башни ( октябрь 1987);
- усилена конструкция крыши корпуса в районе отделения управления;
- крепление сидения мехвода к подбашенному листу и повышение жесткости корпуса ( 1987);
- проведен еще один этап работ по усилению агрегатов трансмиссии и узлов ходовой части ( 1986…87гг);
- на картерах БКП кормового листа корпуса приварены отбойники, предотвращающие сход гусеницы в сторону борта;
- введены передние откидные резинотканевые грязевые щитки на надгусеничных полках взамен металлических.
На момент принятия на вооружение Т-72Б уступал по коэффициенту ВТУ Ленинградскому Т-80У с газотурбинным двигателем примерно на 10%. Автоматизированную СУО с дублированным управлением от командира танк так и не получил, процесс подготовки выстрела практически соответствовал танку Т-72А и занимал больше времени, чем на Т-80У/УД. Очень посредственными были возможности наводчика и командира по поиску целей в ночное время. КУВ «Свирь» обеспечивал стрельбу управляемой ракетой только с места или с коротких остановок ( на Т-80У/УД устанавливался КУВ «Рефлекс» с аналогичной системой наведения , но обеспечивающий возможность стрельбы с хода) .
Имея меньшую удельную мощность двигателя , Т-72Б обладал весьма умеренными динамическими характеристиками.
В тоже время, планы по производству Т-80У во времена СССР фактически были сорваны. Стоимость танка превышала аналогичный показатель Т-72Б более чем в 3,5 раза. Традиционно для танков с ГТД, динамические характеристики машины зависели от климатических условий, показатели топливной экономичности были значительно хуже, а сам ГТД требовал более тщательного технического обслуживания, требуя более подготовленных специалистов, в отличие от неприхотливого и отработанного В-84. При этом, на момент принятия на вооружения и до начала 90-х гг, основным топливом танковых газотурбинных двигателей считался керосин . По итогу, Т-72Б/Б1 стали наиболее массовой модификацией «семьдесятдвойки», что позволило оснастить в необходимом количестве группировки сухопутных войск второго эшелона. В тоже время , передовые части ГСВГ до самого распада СССР продолжали использовать Т-80БВ, уступавшие Т-72Б по ряду боевых и технических характеристик.
Со второй половины 1989 года серийные танки оснащались встроенной динамической защитой «Контакт V» , обеспечивающей повышение показателей защищенности как от кумулятивных, так и от кинетических боеприпасов. Правда , при этом были заметно уменьшены площади перекрытия ДЗ основных проекций танка ( возможно, с целью компенсировать рост боевой массы), что привело к росту площади ослабленных зон корпуса и башни.
На этих машинах была также введена система встроенного контроля выверки нулевой линии прицеливания, а с января 1990 года применялась быстродействующая система противопожарного оборудования ЗЭЦ-13 «Иней». С середины 80-х гг велись работы по установке на Т-72Б емкостного датчика ветра ДВЕ-БС. Известно, что с 1986 года датчиком уже оснащалась часть серийных машин. Однако все выпускавшиеся танки стали комплектоваться датчиками только с 1991 года. Выпущено таких машин было немного и большая часть их после распада СССР оказалась на территории Казахстана и Беларуси.
В 1992 году на конвейер «Уралвагонзавода» был поставлен танк Т-90 («Изделие 188». Однако , развал СССР, не позволил развернуть его производство в необходимых количествах, а во второй половине 90-х танковый конвейер был вообще остановлен. В этих условиях было принято решения об организации и проведении капитального ремонта машин из наличия Вооруженных Сил. При этом, в конструкцию танков, по возможности, внедрялись наработки последних лет. В результате , с 1998 по 2005 год на отремонтированных танках были установлены:
- пушка 2А46М;
- КУВ 9К120;
- датчик ветра ДВЕ-БС;
- стабилизатор вооружения 2Э42-2;
- комплекс средств связи «Абзац»;
- комплект встроенной ДЗ «Контакт V» ( на части машин);
- система ППО «Иней»;
- проведены мероприятия по повышению противоминной стойкости;
- дизель В-84МС с доработанным выпускным коллектором;
- доработанная ходовая часть с гусеницами с параллельным РМШ .
То есть , фактически, машины доводились до уровня Т-72Б последних производственных серий.
В дальнейшем , мероприятия по ремонту и модернизации были скорректированы , приведены к единому стандарту и в апреле 2005 года на вооружение Российской Армии был принят основной танк Т-72БА ( «Изделие 184А». По ряду агрегатов и систем машины были унифицированы с танком Т-90А, который был поставлен на серийное производство в тот же период. Это прежде всего, МТО с многотопливным дизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с. с доработанными системами охлаждения, воздухоочистки, трансмиссией, а также модернизированной ходовой частью. Кроме того, реализован весь набор доработок, внедренный на машинах предыдущих выпусков.
Помимо линейных , выпускались командирские модификации Т-72Б/Б1. Танки оснащались дополнительной радиостанцией КВ- диапазона Р-134, дополнительным телескопическим выдвижным антенно-мачтовым устройством, навигационной аппаратурой ТНА-4-3, перископической буссолью ПАБ-2М, бензоэлектрическим зарядным агрегатом АБ-1П/30. В связи с размещением дополнительного оборудования, боекомплект Т-72БК/Б1К был сокращен до 37 артиллерийских выстрелов и 1500 патронов к пулемету ПКТ. Характерные внешние отличия — отсутствуют бонки для крепления минного трала на носовом узле корпуса и кронштейн для крепления телескопической антенны на кормовой стенке башни.
Среди экспериментальных образцов можно упомянуть , например, «Изделие 185» и «Изделие 186». На первом отрабатывалась новая 125мм гладкоствольная пушка Д-91Т ( 2А66) с боекомплектом выстрелов повышенного могущества ( ОКР «Анкер»). Тема была задана решением комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 16 декабря 1982 года. Однако, доводка артсистемы затянулась, и танк на вооружение принят не был. В дальнейшем работы по ОКР «Анкер» продолжались на опытных «Изделиях 187» и «-188» до начала 90-х гг . Интересно, что согласно (2) , опытный образец «Изделия 185» был собран уже в сентябре 1982 года, причем в качестве базы использовался танк Т-72А.
Что касается «Изделия 186», то на нем отрабатывалась, в частности перспективная сварная башня с увеличенным внутренним объемом и повышенным уровнем защищенности. Кроме того, танк был оснащен новым унифицированным МТО с многотопливным дизелем 2В-16-1 мощностью 1000 л.с. ( в дальнейшем- 2В-16-2). Всего было собрано два опытных образца; испытания продолжались с декабря 1985 до конца 1987 года, на вооружение танк не принимался.
Во второй половине 80-х на Т-72Б отрабатывались также МТО с двигателями В-86 ( 865 л.с.), КД-34 ( 1000 л.с.), А-68 ( 880 л.с.). На командирском Т-72БК проходила испытания вспомогательная силовая установка на основе газотурбинного двигателя ( АП-18Е).
В середине 90-х проходили испытания машины , оснащенные двигателем В-92С1 ( 1000 л.с). Кроме того, для танков семейства Т-72 был разработан комплект противокумулятивных решетчатых экранов, небольшое количество которых поступило в войска.
В конце 1990-х гг УКБТМ разработало программу комплексной модернизации танков семейства Т-72, рассчитанную как на иностранных заказчиков , так и для Российской Армии. В последнем случае был изготовлен демонстрационный образец, прошедший испытания и продемонстрированный делегации Правительства РФ в 1999 году. На машине были установлены:
- Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс»;
- Перспективная система управления огнем на базе многоканального прицела наводчика с независимой стабилизацией поля зрения и ночным тепловизионным каналом ( прототип будущей «Сосны У»), баллистического вычислителя с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Э42-4 и прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С;
- Комплекс средств связи «Арбалет» ( радиостанция Р-163-50У , радиоприемник Р-163УП);
- Встроенная ДЗ «Контакт V»;
- Система ППО «Иней»;
- Система постановки завес с датчиками ИЛИ из состава КОЭП «Штора-1»;
- Система электромагнитной защиты от мин;
- Унифицированное МТО с дизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с.;
- Модернизированная ходовая часть.
Фактически по уровню боевых и технических характеристик танк соответствовал Т-90С. Машина произвела благоприятное впечатление в ходе показа, но до поставок в войска дело, как водится не дошло.
Тем не менее, тагильчане продолжили работы по совершенствованию танка, тем более в 2001 году был подписан контракт на поставку танка Т-90С в Индию, что улучшило финансирование предприятий отрасли.
Очередной образец был собран в апреле 2005 года. Машина имела обозначение «Изделие 184М», но более известна как «Рогатка» ( по названию ОКР «Рогатка-1»,начатой в декабре 2002 года). В 2006 году танк был показан на выставке вооружений в Нижнем Тагиле, вызвав большой интерес среди специалистов в области бронетанковой техники. Танк получил практически все , что могли предложить на тот момент предприятия отрасли:
- модернизированная 125мм пушка 2А46М-5;
- оптико-электронное устройство учета теплового изгиба трубы ствола;
- модернизированный автомат заряжания пушки с вращающимся транспортером , доработанным под размещение новых выстрелов с БОПС «Свинец-1» и «Свинец-2»;
- СУО с многоканальным прицелом наводчика ПНМ «Сосна У» и цифровым автоматом сопровождения цели ;
- система спутниковой навигации с приемником ГЛОНАСС;
- комплекс средств связи на базе радиостанции Р-168-25У;
- многоканальный прибор наблюдения механика-водителя с тепловизионным ночным каналом ТВН-10;
- комплект модульной ДЗ «Реликт», повысивший уровень защищенности танка от современных средств поражения;
- комплект противокумулятивных решеток для защиты бортовой и кормовой проекций корпуса;
- маскировочный комплект «Накидка»;
- унифицированное МТО с дизелем В-92С2;
- вспомогательная силовая установка с дизель-генератором мощностью 5 или 7 кВт;
- модернизированная ходовая часть.
Прицельный комплекс командира танка решено было не устанавливать по финансовым соображениям, ограничившись лишь системой «Дубль». Однако, даже в таком исполнении машина имела значительно возросший коэффициент ВТУ, превосходя по ряду важных параметров только что поставленный на конвейер «Уралвагонзавода» Т-90А. В 2007 году танк успешно выдержал Государственные Испытания, однако на вооружение Российской Армии не принимался.
Одной из версий причин данного решения является неспособность предприятия-изготовителя обеспечить массовую модернизацию машин в условиях второй половины 2000-х гг. При этом производственные мощности «Уралвагонзавода» сами нуждались в реконструкции и модернизации. Конвейер был загружен машинами , предназначенными на экспорт; производство Т-90А для Российской Армии велось в небольших объемах . Помимо серийных изделий необходимо было также заниматься перспективной тематикой, работы по которой не прекращались в УКБТМ.
В результате была разработана более бюджетная программа модернизации до уровня Т-72Б3 , которая и развернулась на предприятии в 2011 году одновременно с прекращением производства Т-90А.
Поделись видео: