Loading...
Т-72Б: дальнейшая эволюция с упором на защищенность - новости Подоляка

Т-72Б: дальнейшая эволюция с упором на защищенность

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
5
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Т-72Б: дальнейшая эволюция с упором на защищенность

В июле 1981 года в УКБТМ стартовали работы в рамках ОКР «Совершенствование Т-72А»- очередного этапа комплексной модернизации танка. В результате была создана машина , известная как «Изделие 184», которая после принятия на вооружение Советской Армии получила обозначение Т-72Б. Основными отличиями модернизированного танка являлись:

  • модернизированная 125мм пушка 2А46М- пусковая установка с повышенной точностью стрельбы и улучшенными эксплуатационными характеристиками;
  • комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К120 «Свирь» с лазерно-лучевой системой наведения и управляемым выстрелом 3УБК14 с ракетой 9М119;
  • прицельный комплекс наводчика 1А40-1;
  • стабилизатор вооружения 2Э42-2 «Жасмин» с электромашинным приводом горизонтального наведения;
  • доработанный автомат заряжания пушки;
  • в качестве ночного прицела для стрельбы артвыстрелами использовался прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в состав КУВ 9К120;
  • комплекс средств связи «Абзац» ( радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, ТПУ Р-174);
  • новая конструкция броневой защиты ВЛД корпуса;
  • новая башня 172.10.100СБ ( первоначально- 172.10.077.СБ) с повышенным уровнем защиты ;
  • комплект навесной динамической защиты «Контакт» ;
  • многотопливный дизель А-65 ( В-84-1/В-84М);
  • трансмиссия с усиленными БКП;
  • ходовая часть с повышенными характеристиками плавности хода.

При этом, как и в случае с Т-72А , все нововведения внедрялись в конструкцию машины не одномоментно. Часть узлов и агрегатов к ноябрю 1984 уже находились в серийном производстве, часть к моменту принятия машины на вооружение еще проходили отработку, либо промышленность была не в состоянии обеспечить их поставки в требуемых объемах. В результате , появился ряд т.н. «субмодификаций» машины , попавших в войска. В первую очередь, проблемы с поставками касались комплекса вооружения. Хотя пушка 2А46М отрабатывалась с начала 80-х гг и даже была установлена на небольшой партии Т-72А, к моменту принятия нового танка на вооружение ее производство в необходимых количествах еще не было развернуто. Комплекс «Свирь», являясь принципиально новым элементом конструкции машины, также имел проблемы производственного характера. Тоже самое касалось стабилизатора вооружения или, например, средств связи. С другой стороны, новые башня и корпус, а также двигатель были поставлены на конвейер во второй половине 1983-начале 1984гг. Соответственно, в этот период в производство на «Уралвагонзаводе» и ЧТЗ могли быть поставлены машины, выполненные по спецификации «Изделие 184», но фактически представляющие собой симбиоз новых сборочных единиц с комплексом вооружения танка Т-72А. В ноябре 1984 года танки были приняты на вооружение под обозначением Т-72Б1 ( «Изделие 184-1»). Касаемо установки комплекта ДЗ «Контакт» существует две версии. Первая- к моменту принятия машины на вооружение «Контакт» еще не был запущен в массовое производство. Вторая- на момент принятия на вооружение ДЗ была секретным элементом конструкции танка, а поскольку машины принимали участие в парадах на Красной Площади, то они ее и не получили . Так или иначе, но с момента первого участия в парадах на Красной Площади в Москве 7 ноября 1986 года и вплоть до начала 90-х гг, танки семейства Т-72Б динамической защитой не оснащались.

На башнях ранних машин, изготовленных по спецификации "Изделие 184", дымовые гранатометы системы "Туча" крепились подобно Т-72А на скулах башни.
На башнях ранних машин, изготовленных по спецификации «Изделие 184», дымовые гранатометы системы «Туча» крепились подобно Т-72А на скулах башни.
В дальнейшем дымовые гранатометы были перенесены на консоль, крепившуюся на левой стенке башни, а их количество было сокращено с 12 до 8.
В дальнейшем дымовые гранатометы были перенесены на консоль, крепившуюся на левой стенке башни, а их количество было сокращено с 12 до 8.
Машина выпуска апрель 1984.
Машина выпуска апрель 1984.
-5
В такой комплектации Т-72Б1 впервые прошли по Красной Площади 7 ноября 1986 года.
В такой комплектации Т-72Б1 впервые прошли по Красной Площади 7 ноября 1986 года.
Хорошо видны полости в скулах башни под размещение наполнителя .
Хорошо видны полости в скулах башни под размещение наполнителя .
-8

Что касается комплекса «Свирь», то внешне оснащенные им машины отличались характерной конструкцией головной части ППН 1К13-49. Танки впервые прошли по Красной Площади 7 ноября 1989 года, а затем- 9 мая и 7 ноября 1990 года. Во всех случаях ДЗ на машинах также отсутствовала.

-9
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
-11
-12

Оснащаться ДЗ серийные машины стали , по некоторым данным, в первой половине 1985 года. В связи с увеличенным габаритом броневой защиты башни, контейнеры ДЗ на Т-72Б/Б1 крепились непосредственно к скулам , что снижало эффективность защиты из-за недостаточного конструктивного угла под которым крепился контейнер. Но поскольку новая башня имела существенно повышенный уровень противокумулятивной стойкости, требования по уровню защищенности были выполнены. По сравнению с Т-72АВ было также улучшено перекрытие ДЗ лобовой проекции башни.

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

Во второй половине 80-х гг в конструкцию Т-72Б были введены следующие изменения:

  • изменена конструкция броневой защиты ВЛД и скул башни ( октябрь 1987);
  • усилена конструкция крыши корпуса в районе отделения управления;
  • крепление сидения мехвода к подбашенному листу и повышение жесткости корпуса ( 1987);
  • проведен еще один этап работ по усилению агрегатов трансмиссии и узлов ходовой части ( 1986…87гг);
  • на картерах БКП кормового листа корпуса приварены отбойники, предотвращающие сход гусеницы в сторону борта;
  • введены передние откидные резинотканевые грязевые щитки на надгусеничных полках взамен металлических.
-21
-22
-23
-24
Дизели В-84 первых вариантов имели недоработку конструкции выпускных коллекторов,  способствующую их перегреву и последующему прогару.
Дизели В-84 первых вариантов имели недоработку конструкции выпускных коллекторов, способствующую их перегреву и последующему прогару.
-26

На момент принятия на вооружение Т-72Б уступал по коэффициенту ВТУ Ленинградскому Т-80У с газотурбинным двигателем примерно на 10%. Автоматизированную СУО с дублированным управлением от командира танк так и не получил, процесс подготовки выстрела практически соответствовал танку Т-72А и занимал больше времени, чем на Т-80У/УД. Очень посредственными были возможности наводчика и командира по поиску целей в ночное время. КУВ «Свирь» обеспечивал стрельбу управляемой ракетой только с места или с коротких остановок ( на Т-80У/УД устанавливался КУВ «Рефлекс» с аналогичной системой наведения , но обеспечивающий возможность стрельбы с хода) .
Имея меньшую удельную мощность двигателя , Т-72Б обладал весьма умеренными динамическими характеристиками.

В тоже время, планы по производству Т-80У во времена СССР фактически были сорваны. Стоимость танка превышала аналогичный показатель Т-72Б более чем в 3,5 раза. Традиционно для танков с ГТД, динамические характеристики машины зависели от климатических условий, показатели топливной экономичности были значительно хуже, а сам ГТД требовал более тщательного технического обслуживания, требуя более подготовленных специалистов, в отличие от неприхотливого и отработанного В-84. При этом, на момент принятия на вооружения и до начала 90-х гг, основным топливом танковых газотурбинных двигателей считался керосин . По итогу, Т-72Б/Б1 стали наиболее массовой модификацией «семьдесятдвойки», что позволило оснастить в необходимом количестве группировки сухопутных войск второго эшелона. В тоже время , передовые части ГСВГ до самого распада СССР продолжали использовать Т-80БВ, уступавшие Т-72Б по ряду боевых и технических характеристик.

Со второй половины 1989 года серийные танки оснащались встроенной динамической защитой «Контакт V» , обеспечивающей повышение показателей защищенности как от кумулятивных, так и от кинетических боеприпасов. Правда , при этом были заметно уменьшены площади перекрытия ДЗ основных проекций танка ( возможно, с целью компенсировать рост боевой массы), что привело к росту площади ослабленных зон корпуса и башни.

-27
-28
-29
-30

На этих машинах была также введена система встроенного контроля выверки нулевой линии прицеливания, а с января 1990 года применялась быстродействующая система противопожарного оборудования ЗЭЦ-13 «Иней». С середины 80-х гг велись работы по установке на Т-72Б емкостного датчика ветра ДВЕ-БС. Известно, что с 1986 года датчиком уже оснащалась часть серийных машин. Однако все выпускавшиеся танки стали комплектоваться датчиками только с 1991 года. Выпущено таких машин было немного и большая часть их после распада СССР оказалась на территории Казахстана и Беларуси.

-31
-32

В 1992 году на конвейер «Уралвагонзавода» был поставлен танк Т-90 («Изделие 188». Однако , развал СССР, не позволил развернуть его производство в необходимых количествах, а во второй половине 90-х танковый конвейер был вообще остановлен. В этих условиях было принято решения об организации и проведении капитального ремонта машин из наличия Вооруженных Сил. При этом, в конструкцию танков, по возможности, внедрялись наработки последних лет. В результате , с 1998 по 2005 год на отремонтированных танках были установлены:

  • пушка 2А46М;
  • КУВ 9К120;
  • датчик ветра ДВЕ-БС;
  • стабилизатор вооружения 2Э42-2;
  • комплекс средств связи «Абзац»;
  • комплект встроенной ДЗ «Контакт V» ( на части машин);
  • система ППО «Иней»;
  • проведены мероприятия по повышению противоминной стойкости;
  • дизель В-84МС с доработанным выпускным коллектором;
  • доработанная ходовая часть с гусеницами с параллельным РМШ .

То есть , фактически, машины доводились до уровня Т-72Б последних производственных серий.

Т-72Б, прошедший капитальный ремонт с элементами модернизации, на учениях "Центр- 2008". Хорошо виден датчик ветра на башне и новые гусеницы с параллельным РМШ. На танке сохранена навесная ДЗ "Контакт".                                                                                                                           Фото: Владислав Белогруд/ otvaga2004.ru
Т-72Б, прошедший капитальный ремонт с элементами модернизации, на учениях «Центр- 2008». Хорошо виден датчик ветра на башне и новые гусеницы с параллельным РМШ. На танке сохранена навесная ДЗ «Контакт». Фото: Владислав Белогруд/ otvaga2004.ru
Т-72Б , прошедший капремонт с элементами модернизации и оснащенный встроенной ДЗ "Контакт V". Фото : Вячеслав Вовнов/ otvaga2004.ru
Т-72Б , прошедший капремонт с элементами модернизации и оснащенный встроенной ДЗ «Контакт V». Фото : Вячеслав Вовнов/ otvaga2004.ru

В дальнейшем , мероприятия по ремонту и модернизации были скорректированы , приведены к единому стандарту и в апреле 2005 года на вооружение Российской Армии был принят основной танк Т-72БА ( «Изделие 184А». По ряду агрегатов и систем машины были унифицированы с танком Т-90А, который был поставлен на серийное производство в тот же период. Это прежде всего, МТО с многотопливным дизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с. с доработанными системами охлаждения, воздухоочистки, трансмиссией, а также модернизированной ходовой частью. Кроме того, реализован весь набор доработок, внедренный на машинах предыдущих выпусков.

Фото: Алексей Китаев /t.me›s/LexKitaev
Фото: Алексей Китаев /t.me›s/LexKitaev
Выпускной коллектор дизеля В-92С2 ( на нижнем фото- с дополнительным теплорассеивающим насадком).
Выпускной коллектор дизеля В-92С2 ( на нижнем фото- с дополнительным теплорассеивающим насадком).
-37
На Т-72Б поздних выпусков и Т-72БА использовались направляющие колеса новой конструкции.
На Т-72Б поздних выпусков и Т-72БА использовались направляющие колеса новой конструкции.

Помимо линейных , выпускались командирские модификации Т-72Б/Б1. Танки оснащались дополнительной радиостанцией КВ- диапазона Р-134, дополнительным телескопическим выдвижным антенно-мачтовым устройством, навигационной аппаратурой ТНА-4-3, перископической буссолью ПАБ-2М, бензоэлектрическим зарядным агрегатом АБ-1П/30. В связи с размещением дополнительного оборудования, боекомплект Т-72БК/Б1К был сокращен до 37 артиллерийских выстрелов и 1500 патронов к пулемету ПКТ. Характерные внешние отличия — отсутствуют бонки для крепления минного трала на носовом узле корпуса и кронштейн для крепления телескопической антенны на кормовой стенке башни.

-39
-40
Правее контейнера ДЗ за люком наводчика виден кронштейн крепления дополнительной телескопической антенны.
Правее контейнера ДЗ за люком наводчика виден кронштейн крепления дополнительной телескопической антенны.

Среди экспериментальных образцов можно упомянуть , например, «Изделие 185» и «Изделие 186». На первом отрабатывалась новая 125мм гладкоствольная пушка Д-91Т ( 2А66) с боекомплектом выстрелов повышенного могущества ( ОКР «Анкер»). Тема была задана решением комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 16 декабря 1982 года. Однако, доводка артсистемы затянулась, и танк на вооружение принят не был. В дальнейшем работы по ОКР «Анкер» продолжались на опытных «Изделиях 187» и «-188» до начала 90-х гг . Интересно, что согласно (2) , опытный образец «Изделия 185» был собран уже в сентябре 1982 года, причем в качестве базы использовался танк Т-72А.

Что касается «Изделия 186», то на нем отрабатывалась, в частности перспективная сварная башня с увеличенным внутренним объемом и повышенным уровнем защищенности. Кроме того, танк был оснащен новым унифицированным МТО с многотопливным дизелем 2В-16-1 мощностью 1000 л.с. ( в дальнейшем- 2В-16-2). Всего было собрано два опытных образца; испытания продолжались с декабря 1985 до конца 1987 года, на вооружение танк не принимался.

Опытный танк "Изделие 186". Фото из архива АО УКБТМ.
Опытный танк «Изделие 186». Фото из архива АО УКБТМ.

Во второй половине 80-х на Т-72Б отрабатывались также МТО с двигателями В-86 ( 865 л.с.), КД-34 ( 1000 л.с.), А-68 ( 880 л.с.). На командирском Т-72БК проходила испытания вспомогательная силовая установка на основе газотурбинного двигателя ( АП-18Е).

В середине 90-х проходили испытания машины , оснащенные двигателем В-92С1 ( 1000 л.с). Кроме того, для танков семейства Т-72 был разработан комплект противокумулятивных решетчатых экранов, небольшое количество которых поступило в войска.

-43

В конце 1990-х гг УКБТМ разработало программу комплексной модернизации танков семейства Т-72, рассчитанную как на иностранных заказчиков , так и для Российской Армии. В последнем случае был изготовлен демонстрационный образец, прошедший испытания и продемонстрированный делегации Правительства РФ в 1999 году. На машине были установлены:

  • Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс»;
  • Перспективная система управления огнем на базе многоканального прицела наводчика с независимой стабилизацией поля зрения и ночным тепловизионным каналом ( прототип будущей «Сосны У»), баллистического вычислителя с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Э42-4 и прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С;
  • Комплекс средств связи «Арбалет» ( радиостанция Р-163-50У , радиоприемник Р-163УП);
  • Встроенная ДЗ «Контакт V»;
  • Система ППО «Иней»;
  • Система постановки завес с датчиками ИЛИ из состава КОЭП «Штора-1»;
  • Система электромагнитной защиты от мин;
  • Унифицированное МТО с дизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с.;
  • Модернизированная ходовая часть.
-44
-45

Фактически по уровню боевых и технических характеристик танк соответствовал Т-90С. Машина произвела благоприятное впечатление в ходе показа, но до поставок в войска дело, как водится не дошло.

Тем не менее, тагильчане продолжили работы по совершенствованию танка, тем более в 2001 году был подписан контракт на поставку танка Т-90С в Индию, что улучшило финансирование предприятий отрасли.

Очередной образец был собран в апреле 2005 года. Машина имела обозначение «Изделие 184М», но более известна как «Рогатка» ( по названию ОКР «Рогатка-1»,начатой в декабре 2002 года). В 2006 году танк был показан на выставке вооружений в Нижнем Тагиле, вызвав большой интерес среди специалистов в области бронетанковой техники. Танк получил практически все , что могли предложить на тот момент предприятия отрасли:

  • модернизированная 125мм пушка 2А46М-5;
  • оптико-электронное устройство учета теплового изгиба трубы ствола;
  • модернизированный автомат заряжания пушки с вращающимся транспортером , доработанным под размещение новых выстрелов с БОПС «Свинец-1» и «Свинец-2»;
  • СУО с многоканальным прицелом наводчика ПНМ «Сосна У» и цифровым автоматом сопровождения цели ;
  • система спутниковой навигации с приемником ГЛОНАСС;
  • комплекс средств связи на базе радиостанции Р-168-25У;
  • многоканальный прибор наблюдения механика-водителя с тепловизионным ночным каналом ТВН-10;
  • комплект модульной ДЗ «Реликт», повысивший уровень защищенности танка от современных средств поражения;
  • комплект противокумулятивных решеток для защиты бортовой и кормовой проекций корпуса;
  • маскировочный комплект «Накидка»;
  • унифицированное МТО с дизелем В-92С2;
  • вспомогательная силовая установка с дизель-генератором мощностью 5 или 7 кВт;
  • модернизированная ходовая часть.

Прицельный комплекс командира танка решено было не устанавливать по финансовым соображениям, ограничившись лишь системой «Дубль». Однако, даже в таком исполнении машина имела значительно возросший коэффициент ВТУ, превосходя по ряду важных параметров только что поставленный на конвейер «Уралвагонзавода» Т-90А. В 2007 году танк успешно выдержал Государственные Испытания, однако на вооружение Российской Армии не принимался.

-46

Одной из версий причин данного решения является неспособность предприятия-изготовителя обеспечить массовую модернизацию машин в условиях второй половины 2000-х гг. При этом производственные мощности «Уралвагонзавода» сами нуждались в реконструкции и модернизации. Конвейер был загружен машинами , предназначенными на экспорт; производство Т-90А для Российской Армии велось в небольших объемах . Помимо серийных изделий необходимо было также заниматься перспективной тематикой, работы по которой не прекращались в УКБТМ.

В результате была разработана более бюджетная программа модернизации до уровня Т-72Б3 , которая и развернулась на предприятии в 2011 году одновременно с прекращением производства Т-90А.

+1
0
+1
5
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии