Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Основной боевой танк Т-72 предназначен для решения боевых задач войск, прежде всего в наступлении и обороне, как массовое эффективное средство ведения активных, решительных и динамичных боевых действий на суше в условиях как обычной, так и ядерной войны.
Основные характеристики
Модель танка | Т-72 | Т-72Б |
Экипаж, чел. | 3 | 3 |
Масса, т | 41 | 44,5 |
Энерговооруженность дальность хода, км мощность двигателя, л.с. |
550-650 760 |
500 840 |
Скорость, км/час максимальная по шоссе по пересеченной местности под водой |
60 35-45 5-7 |
60 |
Преодолеваемые препятствия высота насыпи, м ширина рва, м глубина водного препятствия с ходу, м глубина водной преграды с подг., м |
0,8 2,8 1,8 |
5 |
Габариты танка, м: длинна высота (по крыше башни Т-72Б) ширина |
6,86 2,190 3,59 |
2.226 |
|Бронирование броня противоснарядная общий забронирован. объем, куб.м. забронир. объем управления, куб.м. |
комбини рованная 11,0 2,0 |
комбинир. с динамичес- кой защитой |
В оперативном смысле его предназначение исходит из основ искусства боя на начальный период массового применения танков в военном деле (1920-1930 г.г.). Как и его предшественники, Т-72 это вид оружия обеспечивающий быстрый прорыв обороны, способный проложить дорогу пехоте и обеспечить развитие тактического успеха в оперативный. С позиций технологий и технического прогресса успех боя обеспечивают легкая скорострельная пушка, прочная броня, компактный двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель и т.п. характеристики танка.
Техническое совершенство ОПТ Т-72 отражает развитие танкостроения конца 60-х — 80-х годов, т.е. переходного периода от танков второго к танкам третьего послевоенного поколения. При сохранении основных боевых и технических характеристик на уровне своего предшественника, более легкого танка Т-64А (разница веса 4 т), мощность двигателя танка Т-72 стала больше на 80 л.с., а гусеницы — шире на 40 мм. Характерные для Т-64А значения максимальной скорости, запаса хода, проходимости для более тяжелого Т-72 остались прежними за счет увеличения емкости топливных баков на 100 литров.ОБТ Т-72 имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Механик-водитель находится в отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2 куб. м. В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева — наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно.
Двигатель — 4х-тактный многотопливный дизель В-46 максимальной мощностью 780 л. с. — расположен поперек левой части моторного отделения. Трансмиссия — механическая.
Основное вооружение Т-72 — модернизированная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А26М2 — пусковая установка. Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть.
Практическая скорострельность пушки — 8 выстрелов в минуту. С пушкой спарен пулемет ПКТ, на башне установлен зенитный 12,7-мм пулемет НСВ, а по ее бокам дымовые гранатометы.
Бронирование в лобовых деталях корпуса и башни — комбинированное.
Танк оснащен оптическим прицелом-дальномером со стабилизатором в вертикальной плоскости, который автоматически вырабатывает углы прицеливания в соответствии с измеренным расстоянием для трех типов снарядов и поправки на изменение дальности до цели и угла прицеливания при движении танка.
Т-72 оборудован системой защиты от оружия массового поражения, автоматическим противопожарным оборудованием трехкратного действия, ОПВТ и ТДА. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими лопастными амортизаторами. Гусеницы с резинометаллическим шарниром.
Самоокапыватель — встроенное бульдозерное оборудование — приводится в рабочее положение за 2 мин. без выхода экипажа из танка.
Для подводного вождения имеется оборудование, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров.
ОБТ Т-72 принят на вооружение в 1973 г. За 30 лет производства выполнено 14 основных модификаций. Принципиальные отличия моделей, за исключением последней Т-72М1 мод., приведены в следующей таблице:
Модели ОБТ Т-72
Марка | Индекс | Принципиальные отличия |
об.172 | Опытный вариант, ходовая часть как у Т-64 | |
Т-72 «Урал» |
об.172М | Базовый вариант |
Т-72К | об.172МК | Командирский вариант Т-72. Доп. навигационная и радиоаппаратура (Р-130М, ТНА-3) |
Т-72А | об.176 | Улучшенная СУО (квантовый дальномер) |
Т-72АВ | об.176В | Т-72А с динамической защитой |
Т-72АК | об.176К | Командирский вариант Т-72А. Доп. навигационная и радиоаппаратура |
Т-72М | Экспортный вариант Т-72А | |
Т-72М1 | Модернизация Т-72М. Доп. 16мм броневой лист на лобовой броне | |
Т-72Б | об.184 | Двигатель В-84 840 л.с., КУРВ, динамическая защита |
Т-72БК | об.184К | Командирский вариант Т-72Б. Доп. навигационная и радиоаппаратура |
Т-72Б1 | об.184-1 | Т-72Б без установленного КУРВ. Места установки КУРВ предусмотрены |
Т-72Б1К | об.184К-1 | Командирский вариант Т-72Б1 |
Т-72С | Экспортный вариант Т-72Б |
«Глубокую модернизацию» базовый Т-72 претерпел к 1999 г.(Т-72А), 1985 г. (Т-72Б), 2002 г. (Т-72М1 мод.). Последняя модель по совокупности боевых и технических характеристик приравнивается специалистами к танку Т–90 и другим современным танкам.
Общий объем серийных танков, с учетом выпуска по лицензии за рубежом составляет более 30 тысяч машин. На вооружении сухопутных войск российских вооруженных сил находится около 9 тысяч танков Т-72.
Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.
С 1979 года танк под индексом Т-72А по лицензии начали изготавливать в Польше. По лицензии под маркой М-84 (год принятия на вооружение) Т-72 выпускали в Югославии; кроме того, в Чехословакии и Индии. Аналогичную лицензию получил и Ирак. Выпуск Т-72 налаживается и в Иране.
После распада СССР на сохраненных производственных линиях Украины выпускаются новые модели: Т-72АГ, Т-72МП, Т-72-120. Экспортом танков Т-72, модернизируемых после длительного хранения, занимается и Беларусь (670 машин экспортировано Венгрии в 1976г., 48 — Марокко в 2001г.).
Впервые в бою эти танки побывали в 1982 г. в составе сирийской армии при вторжении израильской армии в Ливан, показав превосходство над израильскими М61 американского производства. Иракские Т-72 участвовали в операции «Буря в пустыне». К настоящему времени во многих локальных конфликтах танк Т-72 подтвердил статус одного из лучших и почти четверть века доминирует в армиях многих стран мира.
История
Разработка основного боевого танка Т-72 началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и механизма заряжания. Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же году был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.
В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». В 1973 году, после войсковых испытаний, он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование «Урал».
В ходе серийного производства Т-72, которое продолжается и по сей день, в конструкцию, вооружение внесено множество изменений и дополнений, направленных на улучшение боевых и эксплуатационных характеристик машины:
- Т-72 (принят на вооружение в 1973 г.) — базовый образец. Т-72К (1973 г.) — командирский танк.
- Т-72 (1975 г.) — экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
- Т-72А (1979 г.) — модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.
- Т-72АК (1979 г.) — командирский танк.
- Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
- Т-72М1 (1982 г.) — модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.
- Т-72АВ (1985 г.) — вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.
- Т-72Б (1985 г.) — глубокая модернизация варианта Т-72А с комплексом управляемого вооружения.
- Т-72Б1 (1985 г.) — вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
- Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование — танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.
Образец ОБТ 1985 года — танк Т-72Б существенно отличается от своих предшественников. Он получил комплекс управляемого вооружения 9К120, систему навесной динамической защиты. Усилена передняя часть днища и т.п.
Башня — литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа. Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б «Туча» для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ13 «Иней». Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.
На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув. Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72).
Пуск ходового двигателя осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему. В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.
Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащищенную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера. В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах. Пушка оснащена стабилизатором вооружения 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим приводом. В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка).
Выстрел 3УБ К14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).
Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета — 300 патронов. Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96.
С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка — сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали.
19 июня 2002 г. на оружейной выставке «Евросатори–2002» прошла презентация танка Т–72М1 новой генерации (индекс нового танка пока не оглашен). В результате модернизации, которая существенно увеличила боевые возможности танка, вес боевой машины увеличился всего на 2 тонны (общая масса Т–72 теперь составляет 47 тонн).
Многотопливный двигатель мощностью 1000 лошадиных сил оснащен турбонаддувом. На танке установлена новая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М, а также тепловизионное управление вооружением. Это позволило существенно улучшить точностные характеристики, а также расширить возможности применения вооружения, в том числе и ночью.
При движении вероятность попадания в цель составляет 0,9 на дистанции до 5 тыс. метров. Т–72М1 мод. оснащен электронным оборудованием последнего поколения, автоматом сопровождения целей, системой спутниковой навигации GPS и «ГЛОНАС», современной системой пожаротушения, электромагнитной противоминной защитой.
На Т–72М1 мод. установлена новая белорусско-российская система управления огнем на базе тепловизионного прицела для поражения целей днем и ночью на дальности до 5 км. Закрытая зенитно-пулеметная установка позволяет вести огонь по воздушным целям из кабины танка. Система электромагнитной защиты от мин с электроконтактными взрывателями в радиусе 50 метров вокруг танка подрывает все мины. Новая система спутниковой навигации обеспечивает эффективное управление как отдельными танками, так и подразделениями танков.
По боевым возможностям машина приблизилась к танкам третьего поколения Т–90 и Т–80.
Модификации танка Т-72
Советские модификации Т-72
Объект 172 – (1968) модернизация Т-64А для четырёхтактного дизеля, двигатель дизель В-45К 730 л.с., БО с АЗ и доработанная под него башня, конвертированная из башен Т-64А, вентиляторная система охлаждения, БК 39 выстрелов, 2000 патронов, один прибор наблюдения механика-водителя, масса 38,9 т.
Объект 173 – (1970) объект 172 с БО от Т-64А.
Объект 172М — (1970) двигатель дизель В-46 780 л.с., ходовая от объекта 167, доработка корпуса, увеличение объёма топливных баков, двухступеначатая кассетная система очистки воздуха, три прибора наблюдения механика-водителя, масса 41 т.
Объект 172М обр. 1971 г. — усовершенствованная ходовая и система охлаждения.
Объект 172М обр. 1973 г. — предсерийный вариант Т-72. Повышение надёжности двигателя и ходовой, одиночный прибор механика-водителя, оборудование для самоокапывания Элемент.
Объект 172МК — (1973) командирский вариант объекта 172М, радиостанция Р-130М, телескопическая 10-м антенна, навигационное оборудование ТНА-3 Квадрат, зарядный агрегат АБ-1-П/30, БК 31 выстрел, 1500 патронов.
Объект 172МН – (1972) нарезная пушка 2А50 130-мм.
Объект 172МД – (1973) гладкоствольная пушка 2А49 125-мм.
Объект 172-2М Буйвол – (1972) развитие объекта 172М, двигатель дизель В-46Ф 840 л.с., усиленное лобовое бронирование, бортовые металлические экраны, экранирование башни, усовершенствованная ходовая, закрытая ЗПУ от Т-64А с пулемётом НСВТ-12,7, увеличенная скорострельность в ручном режиме заряжания, БК 45 выстрелов, 300 патронов 12,7 мм, запас хода 750 км, масса 42 т.
Объект 172-2М Буйвол обр. 1974 г. — гладкоствольная пушка 2А46М 125-мм с термозащитным кожухом, открытая ЗПУ ЗУ-72, БК 44 выстрела, лазерный дальномер ТПД-К1, ночной прицел Буран-ПА, приборы наблюдения ТНПА-65 наводчика и командира, стабилизатор 2Э42 Жасмин, командирский наблюдательный прибор Агат-2, дымовые гранатомёты 602А Туча.
Объект 172-2М Буйвол обр. 1976 г. — двигатель дизель В-67 840 л.с.
Объект 172-3М — (1974) нарезная пушка 2А50 130-мм.
Т-72 «Урал» — (1974) серийный вариант объекта 172М, башня без наполнителя.
Т-72К — (1974) серийный вариант объекта 172МК, башня без наполнителя.
Т-72 обр. декабрь 1974 г. — ЗПУ ЗУ-72 с пулемётом НСВТ-12,7, БК 300 патронов 12,7 мм.
Т-72 обр. 1975 г. — усовершенствованная башня, антенна перенесена за командирскую башенку, прожектор Л-2АГ Луна на правую скулу башни, дополнительные контейнеры на башне, теплозащитный кожух пушки, два дополнительных прибора ТНПО-160 командира, дополнительный прибор ТНПА-65 наводчика.
Т-72 обр. 1977 г. — башня с наполнителем из песчаных стержней.
Т-72 обр. 1978 г. — устройство подтормаживания, новые гусеницы, сплошные бортовые резинотканевые экраны, система защиты от напалма Сода.
Т-72 обр. 1979 г. — дорожная сигнализация, футляры для размещения огнетушителей.
Т-72 (объект 172М-Э) — (1975) экспортный вариант Т-72, упрощённая ПАЗ.
Т-72К (объект 172МК-Э) — (1975) экспортный вариант Т-72К, упрощённая ПАЗ.
Т-72 с ТПД-К1 — (1975) лазерный прицел-дальномер ТПД-К1.
Объект 175 — (1975) более простой вариант модернизации объекта 172М по сравнению с объектом 172М-2М.
Объект 176 — (1975) увеличен динамический ход катков и энергоёмкость амортизаторов, усиленные БКП, бортовые резинотканевые экраны, гладкоствольная пушка 2А46, увеличен БК, лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, прицел Кристалл-ПА.
Объект 172МП – (1977) гладкоствольная пушка 2А46-1 12
Советские модификации Т-72А
Объект 172М-1 — (1978) модернизация объекта 172М на основе объектов 172М-2М, 175, 176 и 172МП, двигатель дизель В-46-6 780 л.с., усилена лобовая броня корпуса, сварные катки с увеличенным динамическим ходом, гладкоствольная пушка 2А46-1 125-мм, БК 44 выстрела, лазерный дальномер ТПД-К1, активно-пассивный ночной прицел ТПН-3-49 с прожектором Л-4 Луна-4, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, установка запасных бочек на 275 л, масса 41,5 т.
Т-72А — (1979) серийный вариант объекта 172М-1, бортовые резинотканевые экраны, съёмные грязевые щитки, радиостанция Р-123М, доработанная гусеница, дорожная сигнализация, пульт механика-водителя ПВ-76, система защиты от напалма Сода, новое кресло механика-водителя.
Т-72АК — (1979) командирский вариант Т-72А, радиостанция Р-130М, телеспопическая 10-м антенна, навигационное оборудование ТНА-3 Квадрат, зарядный агрегат АБ-1-П/30, БК 36 выстрелов.
Т-72АК1 – (1979) танк командира роты, две радиостанции Р-123М или Р-173, навигационное оборудование ТНА-3 и ГПК-59.
Т-72А обр. начала 1980 г. — новая башня с усиленным бронированием, новая крыша МТО.
Т-72А обр. конца 1980 г. — дымовые гранатомёты 902А Туча.
Т-72А обр. 1981 г. – гладкоствольная пушка 2А46М 125-мм, огнетушители из футляров на башне в ящик за ней.
Т-72А обр. 1982 г. — башня 172.10.073СБ с антинейтронным надбоем.
Т-72А Отражение — (1982) усиление лобовой брони в ходе ОКР Отражение.
Т-72А обр. 1983 г. – башня 172.10.077СБ, усилена лобовая броня корпуса, усовершенствованная ходовая, СУО 1А40, антинейтронный надбой, кресла экипажа, сделанные с учётом использования жилетов И-1, контейнер под жилеты И-1, труба ОПТВ перенесена на кормовой ящик, дымовые гранатомёты на левой стороне башни.
Т-72А обр. 1984 г. – двигатель В-84 840 л.с., стабилизатор 2Э42-2 Жасмин, КУВ 9К120 Свирь, прицел-прибор наведения 1К13-49.
Т-72А обр. 1985 г. — усовершенствованная система воздухоочистки.
Т-72АВ – (1985) модернизация с НДЗ Контакт-1, дымовые гранатомёты расположены по типу Т-72А обр. 1983 г.
Т-72М – (1980) экспортный вариант Т-72А, башня без наполнителя, упрощённая ПАЗ.
Т-72МК — (1980) экспортный вариант Т-72АК, башня без наполнителя.
Т-72М1 — (1982) усиление лобовой брони корпуса 16-мм бронелистом, башня с наполнителем.
Т-72М1К — (1982) командирский вариант Т-72М1.
Объект 177 – (1980) КУВ 9К120 Свирь.
Т-72А с Жасмин — (1980) стабилизатор 2Э42-2 Жасмин.
Т-72А с КД-45-3 — (1981) двигатель дизель КД-45-3 840 л.с.
Т-72А с форсированным В-46-6 — (1982) двигатель дизель форсированный В-46-6 840 л.с.
Т-72А с Контакт-1 — (1982) НДЗ Контакт-1.
Т-72А с ТШУ — (1985) КОЭП Штора-1.
Советские модификации Т-72Б
Объект 184 — (1982) ОКР Совершенствование Т-72А, усиленная лобовая броня, башня 172.10.077СБ, новая ходовая, гладкоствольная пушка 2А46М 125-мм, КУВ, БК 45 выстрелов, стабилизатор 2Э42-2 Жасмин, дымовые гранатомёты перенесены на левую часть башни.
Объект 184-1 — (1982) объект 184 без КУВ.
Объект 184 обр. 1983 г. — (1983) башня 172.10.100СБ, усиление лобовой брони корпуса.
Объект 184 обр. 1984 г. — (1984) переработанная лобовая броня корпуса, НДЗ Контакт-1, двигатель дизель В-84 840 л.с., КУВ 9К120 Свирь, СУО 1А40-1 с прицелом-прибором наведения 1К13-49, усовершенствованная ПАЗ, ППО 3ЭЦ13 Иней, радиостанция Р-173, масса 44,5 т.
Объект 186 – (1985) ОКР Совершенствование Т-72А, двигатель дизель 2В16-2 1000-1200 л.с., усиленная система охлаждения, увеличенный объём МТО, новая трансмиссия.
Т-72Б — (1984) серийный вариант объекта 184, на первых машинах башня 172.10.077СБ, гладкоствольная пушка 2А46 или 2А46М 125-мм, стабилизатор 2Э28М.
Т-72Б1 — (1984) серийный вариант объекта 184-1, на первых машинах башня 172.10.077СБ, гладкоствольная пушка 2А46 или 2А46М 125-мм, стабилизатор 2Э28М.
Т-72Б2 — (1984) КУВ 9К112 Кобра.
Т-72Б обр. 1985 г. — соответствует объекту 184 обр. 1984 г.
Т-72Б обр. 1987 г. — усиление лобовой брони корпуса, новая башня.
Т-72БК (объект 184К) – (1987) командирский вариант Т-72Б, радиостанция Р-130М, телеспопическая 10-м антенна, навигационное оборудование ТНА-4, зарядный агрегат АБ-1-П/30, БК 36 выстрелов.
Т-72Б1К (объект 184К-1) — (1987) командирский вариант Т-72Б1.
Т-72Б обр. 1989 г. – установка ВДЗ Контакт-5, новое устройство надгусеничных полок, изменение комбинированной защиты башни.
Т-72Б1 обр. 1989 г. – Т-72Б обр. 1989 г. без КУВ.
Т-72Б1К обр. 1989 г. — командирский вариант Т-72Б1 обр. 1989 г., радиооборудование по типу Т-72Б1К.
Т-72Б обр. 1990 г. — новая башня.
Т-72Б обр. 1991 г. – усовершенствованная СУО 1А40-1, датчик ветра ДВЕ-БС, изменение комбинированной защиты лба.
Т-72С – (1987) экспортная модификация Т-72Б, ослаблено бронирование, уменьшенное количество блоков ДЗ, упрощённая ПАЗ, датчик ветра ДВЕ-БС.
Т-72С1 – (1987) Т-72С без КУВ.
Т-72С Shilden (объект 172М-Э8) — (1991) вариант Т-72С для Ирана, двигатель дизель В-92С2 1000 л.с.
Т-72Б Усовершенствованный — (1988) ВДЗ Контакт-5, гладкоствольная пушка 2А66 125-мм, новый АЗ, КУВ под ракеты 9М125, КОЭП Штора, СУО 1А40-1 с баллистическим вычислителем, датчик ветра ДВЕ-БС.
Т-72Б с КД-34 — (1989) двигатель дизель КД-34 1000 л.с.
Т-72Б с А-68 — (1989) двигатель дизель А-68.
Т-72БМ (объект 188-1) — (1989) ВДЗ Контакт-5, КОЭП Штора, двигатель дизель В-84-1 840 л.с., гладкоствольная пушка 2А46М 125-мм. Принят на вооружение от 28.03.1993, серийно не производился.
Объект 185 — (1989) ВДЗ Контакт-5, гладкоствольная пушка 2А66 125-мм, новое устройство надгусеничных полок и АЗ, прожекторы ТШУ-1.
Объект 184 с ТШУ — (1991) КОЭП Штора-1.
Российские модификации
Т-72БА (объект 184А) – (1998) ремонт и доведение ранних Т-72Б до уровня Т-72Б обр. 1991 г., башни от машин не ранее Т-72Б обр. 1989 г., доработанный прицельный комплекс с датчиком ветра ДВЕ-БС, надгусеничные полки от Т-72Б обр. 1989 г.
Т-72БА1 (объект 184А1) – (1998) модернизация Т-72Б1 до уровня Т-72БА. Также не несёт КУВ.
Т-72БА обр. 1999 г. — частично ВДЗ Контакт-5, ходовая Т-90 обр. 1993 г., двигатель дизель В-84МС 840 л.с. с сильфоном снижения температуры выхлопа, прибор командира ТКН-3МК, ночной прибор механика-водителя ТВН-5, стабилизатор 2Э42-4 Жасмин, усиленная ПМЗ места мехвода, масса 45 т.
Т-72БА обр. 2000 г. — штатно ВДЗ Контакт-5.
Т-72БА обр. 2003 г. – двигатель дизель В-92С2 1000 л.с., трансмиссия, ходовая, радиатор, система воздухоочистки и системы ИК-маскировки от Т-90А, комплекс средств связи Абзац с радиостанцией Р-173, радиоприёмником Р-173П, блоком антенных фильтров и АВСК Р-174Т Пиастр, ППО 3ЭЦ13-1, ночной прибор ТВН-5 для механика-водителя, клапан автоматического слива отстоев.
Т-72БА обр. 2005 г. — СУО с баллистическим вычислителем, автоматизированным вводом поправок, полавтоматом сопровождения цели, вычислитель прицела командира.
Т-72Б2 Рогатка-1 (объект 184М) – (2006) ВДЗ Реликт, пушка 2А46М-5, многоканальный прицел наводчика Сосна-У, электромагнитная защита от мин СЭМЗ, двигатель В-92С2, ВСУ, бортовые решётчатые экраны, гусеницы с параллельным РМШ, КОЭП Штора-1 без ИК постановщиков помех, комплект маскировки Накидка.
Т-72М1 для Ливии – ВДЗ Контакт-1 на башню и борта корпуса, КУВ 9К120 Свирь, СУО 1А40.
Т-72М1 для Алжира – (2011) закрытая ЗПУ, СУО с многоканальным прицелом Сосна-У, автомат сопровождения цели, элементы КОЭП Штора.
Т-72М1М 1-й вариант – (2002) (2002) двигатель дизель В-84МС 840 л.с. или В-92С2 1000 л.с., КУВ 9К119 Рефлекс, закрытая ЗПУ, ВДЗ Контакт-5 на корпусе и Реликт на башне, СУО с многоканальным прицелом наводчика Сосна-У, прибором командира ПНК-4М, упрощённый КОЭП Штора, КАЗ Арена, система электромагнитной защиты от мин СЭМЗ, гусеницы с параллельным РМШ, радиостанция Р-163-50У, ТПУ Р-163-УП, спутниковая навигация, усовершенствованное ППО, приборный комплекс радиационной и химической разведки ГО-27, датчик ветра ДВЕ-БС, масса 45 т.
Т-72М1М 2-й вариант — (2009) нет КАЗ, закрытой ЗПУ, ПНК-4М, ВДЗ Контакт-5 на башне и Реликт на корпусе.
Т-72М1М 3-й вариант — (2010-е) бортовые экраны с ВДЗ Реликт, решётчатые противокумулятивные экраны на МТО, закрытая ЗПУ, СУО с тепловизионным прицелом наводчика ЭССА, прибором командира ПНК-4М.
Т-72М с КДГБ — (2013) вариант Т-72М1М с комплексом для городского боя, новые бортовые экраны с ВДЗ, противокумулятивные решётки на МТО и корме башни, новые гусеницы, открытая ЗПУ с защитой стрелка, бульдозерный отвал ТБС-86.
Т-72Б1 Белый орёл – (2012) экспортная модификация Т-72Б1, СУО с многоканальным прицелом наводчика ПН-72, АСЦ БАРВ.468939.001, панорамный прибор командира ПКП-72 Соколиный глаз, опционально закрытая ЗПУ, ИУС шасси, спутниковая навигация, гусеницы с параллельным РМШ, новый стабилизатор.
Т-72Б1 для Никарагуа — (201?) модификация Т-72Б1 Белый орёл для ВС Никарагуа, новая командирская башенка с закрытой ЗПУ.
Т-72Б3 Буревестник – (2011) пушка 2А46М-5, усовершенствованный АЗ под снаряды повышенного могущества, СУО 1А40-4 с многоканальным прицелом наводчика Сосна-У, прицелом командира ТКН-3МК с системой Дубль, ВДЗ Контакт-5, радиостанция Р-168-25У-2 Акведук, метеорологический датчик, датчик температуры заряда, убран ИК-прожектор.
Т-72Б3 обр. 2013 г. — (2013) блоком ДЗ закрыто место отсутствующего прожектора.
Т-72Б3М – (2014) модификация Т-72Б3 для танкового биатлона, двигатель В-92С2Ф, автоматическая КПП, панорамный тепловизионный прицел командира ПК-ПАН, БИУС.
Т-72Б3 обр. 2016 г. – двигатель В-92С2Ф 1130 л.с., новые бортовые экраны с ВДЗ Реликт и дополнительная НДЗ в мягком корпусе, контейнеры ВДЗ 2С24 на бортах и корме башни, дополнительная ДЗ на лбу башни, решётчатые экраны на МТО, гусеницы с косыми грунтозацепами, пушка гладкоствольная 2А46М-5-01, ЗПУ с пулемётом 6П49 Корд 12,7-мм, программно-аппаратный комплекс АВСКУ, одиночный ЗИП, автоматизированный комплекс управления механика-водителя, масса 46 т.
Украинские модификации
Т-72АМ Банан – (1992) двигатель 6ТД-1 или 6ТД-2, дополнительные дымовые гранатомёты, НДЗ Контакт-1.
T-72AG – (1995) экспортная модификация Т-72Б и Т-72А, двигатель 6ТД-1 или 6ТД-2, усиленное бронирование лба корпуса, экраны по типу Т-80УД на бортах и башне, усовершенствованная КПП, ВДЗ Нож, прицельный комплекс 1А43, прицельный комплекс наводчика Т01-К01 Буран или Т01-К01Е, система спутниковой навигации, закрытая ЗПУ, опционально КОЭП Варта.
T-72AMG – (1995) вариант T-72AG без замены двигателя.
T-72UMG – (1995) вариант T-72AMG с иной установкой ДЗ на башне.
Т-72-120 – (1997) пушка КБМ-2 120-мм, опционально 55Л Багира 140-мм, забашенный АЗ на 22 выстрела.
Т-72МР – (1997) многоканальный прицел наводчика SAVAN-15, панорамный прицел командира VS/MVS580, опционально пушка КБМ-1М, дисплей тактической обстановки, КОЭП Штора-2, усовершенствованное навигационное оборудование и системы связи.
Т-72Е – (2011) двигатель 5ТДФЕ, ВДЗ Нож на башне, НДЗ Контакт-1 на корпусе, ВСУ ЭА-10, кондиционер, усиленная КПП, спаренная 23-мм пушка ГШ-23Л, спаренный 12,7-мм пулемёт КТ-12,7 с автоматическим гранатомётом, стабилизатор 2Э42-2 Жасмин.
Т-72Е1 – (2011) Т-72Е с двигателем 5ТДФМА-1.
Т-72UA1 – (2011) модификация для ВС Эфиопии, двигатель 5ТДФМА-1, ВДЗ Нож на башне, НДЗ Конаткт-1 на корпусе, усовершенствованная система охлаждения двигателя, ВСУ ЭА-10-2, закрытая ЗПУ с ДШКМ.
Т-72UA4 – (2012) модификация для ВС Казахстана, двигатель 5ТДФМА-1, КОЭП Варта, закрытая ЗПУ с НСВТ-12,7, усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира.
Т-72АМТ — (2017) модификация Т-72А, двигатель дизель В-84-1 840 л.с., НДЗ Контакт-1 на лбу корпуса, ВДЗ Нож на башне и бортах корпуса, решётчатые противокумулятивные экраны на МТО и корме башни, закрытая ЗПУ, КУВ Комбат, гусеницы и противопылевой фартук от Т-80, прибор командира ТКН-3УМ, прицел наводчика 1К13-49, прибор механика-водителя ТНК-72 или ТВН-4БУП, усовершенствованные приборы ночного видения, радиостанция Лыбедь К-2РБ, спутниковая навигационная система СН-3003М Базальт, ВСУ, видеокамеры заднего обзора, зеркала заднего вида, неоновые фары.
М-84
М-84 – (1984) модернизация Т-72М, БК 42 выстрела, СУО SUV M-84 с прицелом наводчика DNNS-2, метеодатчик A20XMBL, ИК-прожектор OU3GK, система защиты от ОМП DRHT, радиостанция RD-9, масса 41,5 т.
М-84 переходной серии — (198?) нет ИК-прожектора OU3GK.
М-84 поздний — (198?) метеодатчик A10XMB.
М-84А – (1988) двигатель дизель V-46-ТК 1000 л.с., наварка на ВЛД, новая башня, СУО FCS-84 или FCS Omega-84, изменение расположения дымовых гранатомётов.
М-84АК – (1988) командирская машина, системы навигации, ВСУ, дополнительная радиостанция с увеличенной дальностью передачи.
М-84АВ – (1989) экспортная модификация для ВС Кувейта, новые системы внутренней и внешней связи, СУО SUV-M-84, ИК-прожектор OU3GK, увеличено число дымовых гранатомётов, наварка на ВЛД.
М-84АВК — (1989) командирский вариант М-84АВ, 3-я радиостанция.
М-84АВN – (1989) системы спутниковой навигации.
М-84М — (Сербия, 1998) НДЗ KAO M-99, новые бортовые экраны, экран над НЛД.
М-84АВ1 – (Сербия, 2001) ВДЗ Контакт-5, КОЭП Штора-1, усиленное лобовое бронирование, КУВ 9К119 Рефлекс, обновлённая СУО.
M-84ABS — (Сербия, 200?) развитие М-84АВ1.
М-84AS1 — (Сербия, 2017) НДЗ Контакт-1 на башне и лбу корпуса, ВДЗ Контакт-5 на борту корпуса, новые бортовые экраны, противокуммулятивные решётки на МТО и корме башни, закрытая ЗПУ, цифровая СУО с круглосуточным прицелом DNNS 2ATK с инфракрасным прибором ночного видения, прибор командира TOMS, БИУС KIS, система постановки активных помех в оптическом диапазоне SOFTKIL, электронная система запуска двигателя.
NDT Vihor 1-й прототип – (1991) глубокая модернизация М-84, усиленное пассивное бронирование корпуса, башня от М-84, двигатель дизель V-46-TK-1 1200 л.с., усовершенствованная ходовая.
NDT Vihor 2-й прототип — (1990-е) новая литая башня, двигатель дизель V-46-TK 1000 л.с., новая СУО, новая защита от ОМП, современные системы связи.
М-84А4 Sniper – (Хорватия, 1995) М-84А с более качественной оптикой прицелов и системами М-84АВ.
М-84D – (Хорватия, 1998) двигатель форсирован до 1200 л.с., ВДЗ RRAK, закрытая ЗПУ Samson либо Protector М151, цифровой баллистический вычислитель Omega, ПАЗ SDZ, тепловизионный прицел наводчика, АЗ с увеличенной скорострельностью, экранированная забашенная корзина для 125-мм выстрелов, ТУР LAHAT, датчик лазерного облучения LIRD-4B.
М-95 Degman – (Хорватия, 199?) основанная на М-91 Vihor, ВДЗ RRAK, ТУР LAHAT, АЗ с увеличенной скорострельностью, СУО Omega-2, ТИУС, системы связи Racal, дисплей тактической обстановки, датчик лазерного облучения LIRD-4В, ЗПУ Samson, новая ПАЗ, форсированный до 1200 л.с. двигатель, сварная башня.
М-84 Fotona — (Словения, 199?) модернизация компании Fotona с тепловизионным прицелом наводчика.
Польские модификации
T-72 Wilk – (1986) СУО Kladiwo FCS или CKO-1 Merida, ночной прибор механика-водителя PNK-71 Radomka, ночной прицел наводчика Liswarta, датчик лазерного облучения SSP-1 Obra, дымовые гранатомёты Tellur, ВДЗ ERAWA.
PT-91 Twardy – (1995) СУО Drawa-1T, двигатель PZL-Wola S-12U, усиленная противоминная защита.
PT-91A – (1997) двигатель PZL-Wola S-1000, СУО SAGEM Savan-15P.
PT-91Z Hardy – (2003) экспортная модификация, двигатель PZL-Wola S-1000, СУО SAGEM Savan-15P, улучшена система подачи воздуха к двигателю.
PT-91M Pendekar – (2007) экспортная модификация для ВС Малайзии, автоматическая КПП Renk ESM-300m, навигационная система SAGEM Sigma 3D, руль вместо рычагов механика-водителя, спаренный пулемёт 7,62-мм FN MAG, пушка 2А46MS 125-мм, зенитный пулемёт Browning M2HB 12,7 мм, датчик лазерного облучения SSP-1 Obra-3, радиостанция Thales, гусеницы Type 570P.
PT-91Ex – (2007) экспортная модификация, СУО Drawa-TG, пушка 2А46MS, форсированный двигатель, улучшенные приводы башни.
PT-91P – (2009) экспортная модификация для ВС Перу, тепловизионный прицел Galileo, система управления полем боя Teldat, радиостанция RADMOR RRC 9310, система внутренней связи Fonet-IP, система обнаружения следов ОМП Cherdes-II.
РТ-91/120 – (2007) пушка Rh120 L44 120-мм, новая башня, СУО Drawa-TG, форсированный двигатель.
PT-91U – (2011) модернизация для городского боя, датчик лазерного облучения SSP-1 Obra-3, закрытая ЗПУ, радиостанция RADMOR RRC 9310, система внутренней связи Fonet-IP, система управления полем боя Trop.
PT-91EU – (2011) модификация PT-91Ex с комплектом для городского боя, аналогичным PT-91U.
PT-16 – (2016) усиление пассивной защиты композитной бронёй под ДЗ, резиновые бортовые экраны почти до земли, забашенная ниша с АЗ, пушка Rh120 120-мм производства Польши, закрытая ЗПУ Kobuz с НСТВ-12,7, двигатель V-46TK 1000 л.с., гусеницы от Leopard 2, усовершенствованная СУО, устройство преодоления брода до 4 м.
PT-17 — (Польша, Украина, 2017) двигатель S1000R с автоматической трансмиссией ESM-350M, штурвал управления вместо рычагов, улучшенная ходовая, гусеницы DIEHL, композитная накладная броня, новые бортовые экраны, гладкоствольная пушка КБА-2 120-мм, забашенный АЗ, закрытая ЗПУ ZSMU-1276А3 Kobuz с пулемётом НСВТ-12,7, БК 22 выстрела, 150 патронов 12,7 мм, датчик лазерного облучения SSP-1 Obra-3, камера заднего вида KDN-1, новая СУО, панорама командира Safran VIGY-15, оптоэлектронные головки GOC-1 и GOD-1, климат-контроль.
PT-91M2 — (Польша, Украина, 2017) двигатель дизель S-12U 850 л.с. с усовершенствованной трансмиссией Sx, новые перфорированные бортовые экраны, гусеницы DIEHL, ВДЗ ERAWA-2 3 поколения, датчик лазерного облучения SSP-1 Obra-3, гладкоствольная пушка 2А46MS 125-мм или КБА-2 120-мм, закрытая ЗПУ ZSMU-1276А3 Kobuz с пулемётом НСВТ-12,7, СУО СУО SAGEM Savan-15, Aselsan C-FCS или Elbit Systems Knight, прицел наводчика Leonardo Turms-T ночной прибор механика-водителя PNK-71 Radomka, прибор наблюдения командира TNK-3Z, ВСУ, кондиционер.
Модификации прочих стран
T-72KZ – (Казахстан, Израиль, 2010) модернизация казахских Т-72А, ВДЗ, СУО Elbit Systems TISAS, спутниковая навигационная система Azimuth Comet, радиостанция CNR-990, система цифровой связи VIC-500, ВСУ.
T-72KZ Шыгыс – (Казахстан, Израиль, Украина, Турция, 2012) тепловизионные приборы наблюдения Aselsan, многоканальный прицел наводчика Aselsan, ТИУС, ВДЗ Нож на башне, НДЗ Контакт-1 на корпусе, решётчатые бортовые экраны.
Т-72KZ Шыгыс обр. 2016 г. – (Казахстан, Израиль, Турция) сплошные бортовые экраны со встроенной ДЗ, закрытая ЗПУ с НСТВ-12,7, СУО с цифровым баллистическим вычислителем, видеокамеры заднего и переднего обзора мехвода.
Т-72KAE — (Казахстан, Турция, 2018) ДЗ на башне и лбу корпуса, бортовые противокумулятивные решётчатые экраны, стабилизированная ДПУ SDUBM с пулемётом НСТВ-12,7 мм, СУО с тепловизионным прицелом наводчика, АСЦ, баллистическим вычислителем, прибор механика-водителя ТПНО-168, тепловизионный ночной прибор механика-водителя ТВНЕ-4Б, новая цифровая радиостанция, расположение дымовых гранатомётов по типу Т-72Б.
Т-72БМ1 – (Белоруссия, 2016) ВДЗ Контакт-5, многоканальный прицел наводчика Сосна-У, гусеницы с параллельным РМШ.
Т-72БМЭ — (Белоруссия, 2017) двиагтель В-84МС 840 л.с., НДЗ Контакт-1 на бортах башни и большей поверхности борта, новые противокумулятивные экраны, резинотканевая юбка на НЛД, решётчатые противокумулятивные экраны на МТО, доработка КУВ, СУО ЭССА-72У с тепловизионным прицелом, телевизионным прибором наблюдения командира, цифровым баллистическим вычислителем, тепловизионный прибор ночного видения механика-водителя, ВСУ, радиостанция БАРРЕТТ-2082+, датчик ветра, датчик атмосферного давления, датчик крена и тангажа, датчик положения пушки.
Т-72 SIM-1 – (Израиль, 2006) модернизация Т-72М для ВС Грузии, тепловизионные приборы наблюдения механика-водителя, тепловизионный канал для прицела наводчика, спутниковая навигационная система Azimuth Comet, система «свой-чужой», НДЗ Контакт-1, радиостанция FALCON, ТИУС.
Т-72 SIM-2 (T-72 Aslan) – (Израиль, 2009) модернизация Т-72А для ВС Азербайджана, СУО Elbit Systems TISAS, спутниковая навигационная система Azimuth Comet, ТИУС, тепловизионные приборы наблюдения механика-водителя, тепловизионный канал прицела наводчика, система «свой-чужой», НДЗ Контакт-1.
Т-72M2BG – (Болгария, 1995) модернизация Т-72М, значительно усилено лобовое бронирование, тепловизионные прицелы командира и наводчика, усиленная ПАЗ, резинотканевые бортовые экраны, термопоглащающее покрытие, дисплей тактической обстановки.
T-72M4 CZ – (Чехия, 2000) модернизация Т-72М1, ВДЗ DYNA-72, двигатель Condor CV 12 1000 TCA, СУО TURMS-T, электромагнитная защита от мин TRALL, датчик лазерного облучения LARDIS, дымовые гранатомёты DGO-1, ППО BUA, система связи RF1350, система диагностики двигателя DITA-97, навигационная система NBV-97.
T-72M4 CZ-W – (Чехия, 2000) командирский вариант T-72M4 CZ с системой внешней связи VUES Brno.
T-72M3 CZ – (Чехия, 2000) вариант модернизации без замены двигателя.
T-72 Scarab — (2017) двигатель дизель В-84 840 л.с., усовершенствованная ВДЗ DYNA-72, композитные накладки на башню, решётчатые противокумулятивные экраны на башне, ДУ модуль под различное вооружение, усовершенствованная СУО, система защиты приборов наблюдения от лазерного облучения, масса 45 т.
Т-72М1-S – (Италия, 2001) модернизация Т-72М и Т-72М1 для ВС Сирии, установка СУО TURMS-T.
TR-125 – (Румыния, 1991) модификация Т-72М, семикатковое шасси, двигатель 8VSA3, пушка А555 125-мм, усиленное лобовое бронирование, зенитный пулемёт ДШКМ.
T-72M2 Moderna – (Словакия, 1993) модернизация Т-72М1, СУО VEGA, двигатель PZL-Wola S-12U, ВДЗ DYNA-72, пушка 2А46MS 125-мм, две пушки KAA200 20-мм (одна 2А42 30-мм на серийных машинах), прибор диагностики DSM-16, дымовые гранатомёты Galix, ППО Deugra, панорамный прицел командира SFIM VS580, радиостанция BAMS, детекторы лазерного облучения LIRD-1, усиленная противоминная защита.
T-72M1-М Moderna – (Словакия, 1993) вариант Т-72М2 Moderna без установки автоматических пушек.
Ajaya Mk.2 – (Индия, 1995) модернизация лицензионной копии Т-72М1, НДЗ Контакт-1, СУО Drawa-T, ППО IFDSS, спутниковая навигационная система, датчик лазерного облучения Obra, радиостанция Tadiran, двигатель PZL-Wola S-1000R, усиленный антинейтронный подбой.
Tank EX – (Индия, 2002) установка башни Arjun на корпус Т-72М1, двигатель PZL-Wola S-1000R.
Т-72М модернизированный — (Индия, 2018) иное расположение ДЗ.
Т-72 FDS – (ЮАР, 2011) СУО со стабилизированным тепловизионным прицелом наводчика, тепловизионный прицел командира, система спутниковой навигации, датчик ветра, цифровой баллистический вычислитель.
Karrar — (Иран, 2017) модернизация Т-72С, НДЗ, противокуммулятивные решётки на МТО, бортах и корме башни, новая ходовая, гусеницы с параллельным РМШ, новая сварная башня с забашенной нишей для запасного БК, новая гладкоствольная 125-мм пушка с теплозащитным кожухом, КУВ, закрытая ЗПУ, новая СУО.
Т-72 модернизированный — (Ирак, 1988) модернизация Т-72, дополнительный 30-мм бронелист на лоб корпуса, китайский КОЭП.
Т-72 Assad Babil — (Ирак, 1989) иракская копия Т-72М1, изменённая конструкция лобовой брони, двигатель дизель V-46TK 780 л.с., опционально китайский КОЭП.
Поделись видео: