Основной боевой танк Т-72

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Основной боевой танк Т-72 предназначен для решения боевых задач войск, прежде всего в наступлении и обороне, как массовое эффективное средство ведения активных, решительных и динамичных боевых действий на суше в условиях как обычной, так и ядерной войны.

Основной боевой танк Т-72

Основные характеристики

Модель танка Т-72 Т-72Б
Экипаж, чел. 3 3
Масса, т 41  44,5
Энерговооруженность
дальность хода, км
мощность двигателя, л.с.

550-650
760

500
840
Скорость, км/час
  максимальная по шоссе
по пересеченной местности
под водой
60
35-45
5-7

60
Преодолеваемые препятствия 
высота насыпи, м
ширина рва, м
глубина водного препятствия с ходу, м
глубина водной преграды с подг., м

0,8
2,8
1,8
 

5

Габариты танка, м: 
длинна
высота (по крыше башни Т-72Б)
ширина

6,86 
2,190
3,59
 

2.226

|Бронирование
 броня противоснарядная
общий забронирован. объем, куб.м.
забронир. объем управления, куб.м.
комбини
рованная
11,0
2,0
комбинир. с динамичес-
кой защитой

Основной боевой танк Т-72

В оперативном смысле его предназначение исходит из основ искусства боя на начальный период массового применения танков  в военном деле (1920-1930 г.г.).  Как и его предшественники, Т-72 это вид оружия обеспечивающий быстрый прорыв обороны, способный проложить дорогу пехоте и обеспечить развитие тактического успеха в оперативный. С позиций технологий и технического прогресса успех боя обеспечивают легкая скорострельная пушка, прочная броня, компактный двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель и т.п. характеристики танка.

Техническое совершенство ОПТ Т-72 отражает развитие танкостроения конца 60-х — 80-х годов, т.е. переходного периода от танков второго к танкам третьего послевоенного поколения. При сохранении основных боевых и технических характеристик  на уровне своего предшественника, более легкого танка Т-64А (разница веса 4 т),  мощность двигателя танка Т-72 стала больше на 80 л.с., а гусеницы — шире на 40 мм. Характерные для Т-64А значения максимальной скорости, запаса хода, проходимости для более тяжелого Т-72 остались прежними за счет увеличения емкости топливных баков на 100 литров.ОБТ Т-72 имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Механик-водитель находится в отделении управления по оси танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса, он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла установлена в специальной выштамповке днища. Забронированный объем отделения управления составляет 2 куб. м. В боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева — наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в отделение управления и обратно.

Двигатель — 4х-тактный многотопливный дизель В-46 максимальной мощностью 780 л. с. — расположен поперек левой части моторного отделения. Трансмиссия — механическая.

Основной боевой танк Т-72

Основное вооружение Т-72 — модернизированная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А26М2 — пусковая установка. Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть.
Практическая скорострельность пушки — 8 выстрелов в минуту. С пушкой спарен пулемет ПКТ, на башне установлен зенитный 12,7-мм пулемет НСВ, а по ее бокам дымовые гранатометы.

Бронирование в лобовых деталях корпуса и башни — комбинированное.

Танк оснащен оптическим прицелом-дальномером со стабилизатором в вертикальной плоскости, который автоматически вырабатывает углы прицеливания в соответствии с измеренным расстоянием для трех типов снарядов и поправки на изменение дальности до цели и угла прицеливания при движении танка.
Т-72 оборудован системой защиты от оружия массового поражения, автоматическим противопожарным оборудованием трехкратного действия, ОПВТ и ТДА. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими лопастными амортизаторами. Гусеницы с резинометаллическим шарниром.
Самоокапыватель — встроенное бульдозерное оборудование — приводится в рабочее положение за 2 мин. без выхода экипажа из танка.
Для подводного вождения имеется оборудование, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров.

ОБТ Т-72 принят на вооружение в 1973 г.  За 30 лет производства выполнено 14 основных модификаций.  Принципиальные отличия моделей, за исключением последней Т-72М1 мод., приведены в следующей таблице:

Модели ОБТ Т-72

Марка Индекс Принципиальные отличия
об.172 Опытный вариант, ходовая часть как у Т-64
Т-72
«Урал»
об.172М Базовый вариант
Т-72К об.172МК Командирский вариант Т-72. Доп. навигационная и радиоаппаратура (Р-130М, ТНА-3)
Т-72А об.176 Улучшенная СУО (квантовый дальномер)
Т-72АВ об.176В Т-72А с динамической защитой
Т-72АК об.176К Командирский вариант Т-72А. Доп. навигационная и радиоаппаратура
Т-72М Экспортный вариант Т-72А
Т-72М1 Модернизация Т-72М. Доп. 16мм броневой лист на лобовой броне
Т-72Б об.184 Двигатель В-84 840 л.с., КУРВ, динамическая защита
Т-72БК об.184К Командирский вариант Т-72Б. Доп. навигационная и радиоаппаратура
Т-72Б1 об.184-1 Т-72Б без установленного КУРВ. Места установки КУРВ предусмотрены
Т-72Б1К об.184К-1 Командирский вариант Т-72Б1
Т-72С Экспортный вариант Т-72Б

«Глубокую модернизацию» базовый Т-72 претерпел к 1999 г.(Т-72А), 1985 г. (Т-72Б), 2002 г. (Т-72М1 мод.). Последняя модель по совокупности боевых и технических характеристик приравнивается специалистами к танку Т–90 и другим современным танкам.

Общий объем серийных танков, с учетом выпуска по лицензии за рубежом составляет более 30 тысяч машин. На вооружении сухопутных войск российских вооруженных сил находится около 9 тысяч танков Т-72.

Танки серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.
С 1979 года танк под индексом Т-72А по лицензии начали изготавливать в Польше. По лицензии под маркой М-84 (год принятия на вооружение) Т-72 выпускали в Югославии; кроме того, в Чехословакии и Индии. Аналогичную лицензию получил и Ирак. Выпуск Т-72 налаживается и в Иране.

После распада СССР на сохраненных производственных линиях Украины выпускаются новые модели: Т-72АГ, Т-72МП, Т-72-120. Экспортом танков Т-72, модернизируемых после длительного хранения, занимается и Беларусь (670 машин экспортировано Венгрии в 1976г., 48 — Марокко в 2001г.).

Впервые в бою эти танки побывали в 1982 г. в составе сирийской армии при вторжении израильской армии в Ливан, показав превосходство над израильскими М61 американского производства. Иракские Т-72 участвовали в операции «Буря в пустыне». К настоящему времени во многих локальных конфликтах танк Т-72 подтвердил статус одного из лучших и почти четверть века доминирует в армиях многих стран мира.

История

Основной боевой танк Т-72

Разработка основного боевого танка Т-72 началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64 выявил недостаточную надежность двигателя, ходовой части и механизма заряжания. Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же году был изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.

 

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». В 1973 году, после войсковых испытаний, он был принят на вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование «Урал».
В ходе серийного производства Т-72, которое продолжается и по сей день, в конструкцию, вооружение внесено множество изменений и дополнений, направленных на улучшение боевых и эксплуатационных характеристик машины:

  • Т-72 (принят на вооружение в 1973 г.) — базовый образец. Т-72К (1973 г.) — командирский танк.
  • Т-72 (1975 г.) — экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
  • Т-72А (1979 г.) — модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.
  • Т-72АК (1979 г.) — командирский танк.
  • Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
  • Т-72М1 (1982 г.) — модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя.
  • Т-72АВ (1985 г.) — вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.
  • Т-72Б (1985 г.) — глубокая модернизация варианта Т-72А с комплексом управляемого вооружения.
  • Т-72Б1 (1985 г.) — вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
  • Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование — танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.

Основной боевой танк Т-72

Образец ОБТ 1985 года —  танк Т-72Б существенно отличается от своих предшественников. Он  получил комплекс управляемого вооружения 9К120, систему навесной динамической защиты. Усилена передняя часть днища и т.п.

Башня — литая, ее лобовая часть имеет переменные углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной защиты членов экипажа. Живучесть танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и системы 902Б «Туча» для постановки дымовых завес, системы защиты от напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ13 «Иней». Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.

На машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный (волновой) наддув. Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72).

Пуск ходового двигателя осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха. Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет гидросервоуправление и собственную масляную систему. В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Комплекс управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до 4000 метров. Он имеет помехозащищенную полуавтоматическую систему управления ракетой по лучу лазера. В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1, созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости. Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49, входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в активном или пассивном режимах. Пушка оснащена стабилизатором вооружения 2Э42-2 с электрогидравлическим приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим приводом. В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка).

Выстрел 3УБ К14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства. Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).

Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000 патронов, зенитного пулемета — 300 патронов. Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96.

С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита. Корпус танка — сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68 градусов от вертикали.

Основной боевой танк Т-72

19 июня 2002 г. на оружейной выставке «Евросатори–2002» прошла презентация танка Т–72М1 новой генерации (индекс нового танка пока не оглашен). В результате модернизации, которая существенно увеличила боевые возможности танка, вес боевой машины увеличился всего на 2 тонны (общая масса Т–72 теперь составляет 47 тонн).
Многотопливный двигатель мощностью 1000 лошадиных сил оснащен турбонаддувом. На танке установлена новая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М, а также тепловизионное управление вооружением. Это позволило существенно улучшить точностные характеристики, а также расширить возможности применения вооружения, в том числе и ночью.
При движении вероятность попадания в цель составляет 0,9 на дистанции до 5 тыс. метров. Т–72М1 мод. оснащен электронным оборудованием последнего поколения, автоматом сопровождения целей, системой спутниковой навигации GPS и «ГЛОНАС», современной системой пожаротушения, электромагнитной противоминной защитой.

На Т–72М1 мод. установлена новая белорусско-российская система управления огнем на базе тепловизионного прицела для поражения целей днем и ночью на дальности до 5 км. Закрытая зенитно-пулеметная установка позволяет вести огонь по воздушным целям из кабины танка. Система электромагнитной защиты от мин с электроконтактными взрывателями в радиусе 50 метров вокруг танка подрывает все мины. Новая система спутниковой навигации обеспечивает эффективное управление как отдельными танками, так и подразделениями танков.

По боевым возможностям машина приблизилась к танкам третьего поколения Т–90 и Т–80.

Модификации танка Т-72

Советские модификации Т-72

Объект 172 – (1968) модернизация Т-64А для четырёхтактного дизеля, двигатель дизель В-45К 730 л.с., БО с АЗ и доработанная под него башня, конвертированная из башен Т-64А, вентиляторная система охлаждения, БК 39 выстрелов, 2000 патронов, один прибор наблюдения механика-водителя, масса 38,9 т.

Основной боевой танк Т-72

Объект 173 – (1970) объект 172 с БО от Т-64А.

Объект 172М — (1970) двигатель дизель В-46 780 л.с., ходовая от объекта 167, доработка корпуса, увеличение объёма топливных баков, двухступеначатая кассетная система очистки воздуха, три прибора наблюдения механика-водителя, масса 41 т.

Основной боевой танк Т-72

Объект 172М обр. 1971 г. — усовершенствованная ходовая и система охлаждения.

Объект 172М обр. 1973 г. — предсерийный вариант Т-72. Повышение надёжности двигателя и ходовой, одиночный прибор механика-водителя, оборудование для самоокапывания Элемент.

Основной боевой танк Т-72

Объект 172МК — (1973) командирский вариант объекта 172М, радиостанция Р-130М, телескопическая 10-м антенна, навигационное оборудование ТНА-3 Квадрат, зарядный агрегат АБ-1-П/30, БК 31 выстрел, 1500 патронов.

Объект 172МН – (1972) нарезная пушка 2А50 130-мм.

Объект 172МД – (1973) гладкоствольная пушка 2А49 125-мм.

Объект 172-2М Буйвол – (1972) развитие объекта 172М, двигатель дизель В-46Ф 840 л.с., усиленное лобовое бронирование, бортовые металлические экраны, экранирование башни, усовершенствованная ходовая, закрытая ЗПУ от Т-64А с пулемётом НСВТ-12,7, увеличенная скорострельность в ручном режиме заряжания, БК 45 выстрелов, 300 патронов 12,7 мм, запас хода 750 км, масса 42 т.

Основной боевой танк Т-72

Объект 172-2М Буйвол обр. 1974 г. — гладкоствольная пушка 2А46М 125-мм с термозащитным кожухом, открытая ЗПУ ЗУ-72, БК 44 выстрела, лазерный дальномер ТПД-К1, ночной прицел Буран-ПА, приборы наблюдения ТНПА-65 наводчика и командира, стабилизатор 2Э42 Жасмин, командирский наблюдательный прибор Агат-2, дымовые гранатомёты 602А Туча.

Объект 172-2М Буйвол обр. 1976 г. — двигатель дизель В-67 840 л.с.

Объект 172-3М — (1974) нарезная пушка 2А50 130-мм.

Т-72 «Урал» — (1974) серийный вариант объекта 172М, башня без наполнителя.

Основной боевой танк Т-72

Т-72К — (1974) серийный вариант объекта 172МК, башня без наполнителя.

Т-72 обр. декабрь 1974 г. — ЗПУ ЗУ-72 с пулемётом НСВТ-12,7, БК 300 патронов 12,7 мм.

Основной боевой танк Т-72

Т-72 обр. 1975 г. — усовершенствованная башня, антенна перенесена за командирскую башенку, прожектор Л-2АГ Луна на правую скулу башни, дополнительные контейнеры на башне, теплозащитный кожух пушки, два дополнительных прибора ТНПО-160 командира, дополнительный прибор ТНПА-65 наводчика.

Основной боевой танк Т-72

Т-72 обр. 1977 г. — башня с наполнителем из песчаных стержней.

Основной боевой танк Т-72

Т-72 обр. 1978 г. — устройство подтормаживания, новые гусеницы, сплошные бортовые резинотканевые экраны, система защиты от напалма Сода.

Основной боевой танк Т-72

Т-72 обр. 1979 г. — дорожная сигнализация, футляры для размещения огнетушителей.

Т-72 (объект 172М-Э) — (1975) экспортный вариант Т-72, упрощённая ПАЗ.

Т-72К (объект 172МК-Э) — (1975) экспортный вариант Т-72К, упрощённая ПАЗ.

Т-72 с ТПД-К1 — (1975) лазерный прицел-дальномер ТПД-К1.

Объект 175 — (1975) более простой вариант модернизации объекта 172М по сравнению с объектом 172М-2М.

Объект 176 — (1975) увеличен динамический ход катков и энергоёмкость амортизаторов, усиленные БКП, бортовые резинотканевые экраны, гладкоствольная пушка 2А46, увеличен БК, лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, прицел Кристалл-ПА.

Основной боевой танк Т-72

Объект 172МП – (1977) гладкоствольная пушка 2А46-1 12

Советские модификации Т-72А

Объект 172М-1 — (1978) модернизация объекта 172М на основе объектов 172М-2М, 175, 176 и 172МП, двигатель дизель В-46-6 780 л.с., усилена лобовая броня корпуса, сварные катки с увеличенным динамическим ходом, гладкоствольная пушка 2А46-1 125-мм, БК 44 выстрела, лазерный дальномер ТПД-К1, активно-пассивный ночной прицел ТПН-3-49 с прожектором Л-4 Луна-4, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, установка запасных бочек на 275 л, масса 41,5 т.

Т-72А — (1979) серийный вариант объекта 172М-1, бортовые резинотканевые экраны, съёмные грязевые щитки, радиостанция Р-123М, доработанная гусеница, дорожная сигнализация, пульт механика-водителя ПВ-76, система защиты от напалма Сода, новое кресло механика-водителя.

Основной боевой танк Т-72

Т-72АК — (1979) командирский вариант Т-72А, радиостанция Р-130М, телеспопическая 10-м антенна, навигационное оборудование ТНА-3 Квадрат, зарядный агрегат АБ-1-П/30, БК 36 выстрелов.

Т-72АК1 – (1979) танк командира роты, две радиостанции Р-123М или Р-173, навигационное оборудование ТНА-3 и ГПК-59.

Т-72А обр. начала 1980 г. — новая башня с усиленным бронированием, новая крыша МТО.

Основной боевой танк Т-72


Т-72А обр. конца 1980 г.
— дымовые гранатомёты 902А Туча.

Основной боевой танк Т-72

Т-72А обр. 1981 г. – гладкоствольная пушка 2А46М 125-мм, огнетушители из футляров на башне в ящик за ней.

Т-72А обр. 1982 г. — башня 172.10.073СБ с антинейтронным надбоем.

Основной боевой танк Т-72

Т-72А Отражение — (1982) усиление лобовой брони в ходе ОКР Отражение.

Основной боевой танк Т-72

Т-72А обр. 1983 г. – башня 172.10.077СБ, усилена лобовая броня корпуса, усовершенствованная ходовая, СУО 1А40, антинейтронный надбой, кресла экипажа, сделанные с учётом использования жилетов И-1, контейнер под жилеты И-1, труба ОПТВ перенесена на кормовой ящик, дымовые гранатомёты на левой стороне башни.

Основной боевой танк Т-72

Т-72А обр. 1984 г. – двигатель В-84 840 л.с., стабилизатор 2Э42-2 Жасмин, КУВ 9К120 Свирь, прицел-прибор наведения 1К13-49.

Основной боевой танк Т-72

Т-72А обр. 1985 г. — усовершенствованная система воздухоочистки.

Т-72АВ – (1985) модернизация с НДЗ Контакт-1, дымовые гранатомёты расположены по типу Т-72А обр. 1983 г.

Основной боевой танк Т-72

Т-72М – (1980) экспортный вариант Т-72А, башня без наполнителя, упрощённая ПАЗ.

Т-72МК — (1980) экспортный вариант Т-72АК, башня без наполнителя.

Т-72М1 — (1982) усиление лобовой брони корпуса 16-мм бронелистом, башня с наполнителем.

Т-72М1К — (1982) командирский вариант Т-72М1.

Объект 177 – (1980) КУВ 9К120 Свирь.

Т-72А с Жасмин — (1980) стабилизатор 2Э42-2 Жасмин.

Т-72А с КД-45-3 — (1981) двигатель дизель КД-45-3 840 л.с.

Т-72А с форсированным В-46-6 — (1982) двигатель дизель форсированный В-46-6 840 л.с.

Т-72А с Контакт-1 — (1982) НДЗ Контакт-1.

Т-72А с ТШУ — (1985) КОЭП Штора-1.

Советские модификации Т-72Б

Объект 184 — (1982) ОКР Совершенствование Т-72А, усиленная лобовая броня, башня 172.10.077СБ, новая ходовая, гладкоствольная пушка 2А46М 125-мм, КУВ, БК 45 выстрелов, стабилизатор 2Э42-2 Жасмин, дымовые гранатомёты перенесены на левую часть башни.

Объект 184-1 — (1982) объект 184 без КУВ.

Объект 184 обр. 1983 г. — (1983) башня 172.10.100СБ, усиление лобовой брони корпуса.

Объект 184 обр. 1984 г. — (1984) переработанная лобовая броня корпуса, НДЗ Контакт-1, двигатель дизель В-84 840 л.с., КУВ 9К120 Свирь, СУО 1А40-1 с прицелом-прибором наведения 1К13-49, усовершенствованная ПАЗ, ППО 3ЭЦ13 Иней, радиостанция Р-173, масса 44,5 т.

Объект 186 – (1985) ОКР Совершенствование Т-72А, двигатель дизель 2В16-2 1000-1200 л.с., усиленная система охлаждения, увеличенный объём МТО, новая трансмиссия.
http://sh.uploads.ru/t/bZO0P.jpg

Т-72Б — (1984) серийный вариант объекта 184, на первых машинах башня 172.10.077СБ, гладкоствольная пушка 2А46 или 2А46М 125-мм, стабилизатор 2Э28М.
http://s5.uploads.ru/t/UABaf.jpg

Т-72Б1 — (1984) серийный вариант объекта 184-1, на первых машинах башня 172.10.077СБ, гладкоствольная пушка 2А46 или 2А46М 125-мм, стабилизатор 2Э28М.
http://sa.uploads.ru/t/BzMJe.jpg

Т-72Б2 — (1984) КУВ 9К112 Кобра.

Т-72Б обр. 1985 г. — соответствует объекту 184 обр. 1984 г.

Т-72Б обр. 1987 г. — усиление лобовой брони корпуса, новая башня.

Т-72БК (объект 184К) – (1987)  командирский вариант Т-72Б, радиостанция Р-130М, телеспопическая 10-м антенна, навигационное оборудование ТНА-4, зарядный агрегат АБ-1-П/30, БК 36 выстрелов.

Т-72Б1К (объект 184К-1) — (1987) командирский вариант Т-72Б1.

Т-72Б обр. 1989 г. – установка ВДЗ Контакт-5, новое устройство надгусеничных полок, изменение комбинированной защиты башни.
http://s8.uploads.ru/t/Al70t.jpg

Т-72Б1 обр. 1989 г. – Т-72Б обр. 1989 г. без КУВ.

Т-72Б1К обр. 1989 г. — командирский вариант Т-72Б1 обр. 1989 г., радиооборудование по типу Т-72Б1К.
http://sd.uploads.ru/t/r56O4.jpg

Т-72Б обр. 1990 г. — новая башня.

Т-72Б обр. 1991 г. – усовершенствованная СУО 1А40-1, датчик ветра ДВЕ-БС, изменение комбинированной защиты лба.
http://sg.uploads.ru/t/epQF4.jpg

Т-72С – (1987) экспортная модификация Т-72Б, ослаблено бронирование, уменьшенное количество блоков ДЗ, упрощённая ПАЗ, датчик ветра ДВЕ-БС.
http://sa.uploads.ru/t/ZISXR.jpg

Т-72С1 – (1987) Т-72С без КУВ.

Т-72С Shilden (объект 172М-Э8) — (1991) вариант Т-72С для Ирана, двигатель дизель В-92С2 1000 л.с.

Т-72Б Усовершенствованный — (1988) ВДЗ Контакт-5, гладкоствольная пушка 2А66 125-мм, новый АЗ, КУВ под ракеты 9М125, КОЭП Штора, СУО 1А40-1 с баллистическим вычислителем, датчик ветра ДВЕ-БС.
http://s9.uploads.ru/t/vCpqT.jpg

Т-72Б с КД-34 — (1989) двигатель дизель КД-34 1000 л.с.

Т-72Б с А-68 — (1989) двигатель дизель А-68.

Т-72БМ (объект 188-1) — (1989) ВДЗ Контакт-5, КОЭП Штора, двигатель дизель В-84-1 840 л.с., гладкоствольная пушка 2А46М 125-мм. Принят на вооружение от 28.03.1993, серийно не производился.

Объект 185 — (1989) ВДЗ Контакт-5, гладкоствольная пушка 2А66 125-мм, новое устройство надгусеничных полок и АЗ, прожекторы ТШУ-1.

Объект 184 с ТШУ — (1991) КОЭП Штора-1.

Российские модификации

Т-72БА (объект 184А) – (1998) ремонт и доведение ранних Т-72Б до уровня Т-72Б обр. 1991 г., башни от машин не ранее Т-72Б обр. 1989 г., доработанный прицельный комплекс с датчиком ветра ДВЕ-БС, надгусеничные полки от Т-72Б обр. 1989 г.

Т-72БА1 (объект 184А1) – (1998) модернизация Т-72Б1 до уровня Т-72БА. Также не несёт КУВ.
http://s5.uploads.ru/t/xGhSD.jpg

Т-72БА обр. 1999 г. — частично ВДЗ Контакт-5, ходовая Т-90 обр. 1993 г., двигатель дизель В-84МС 840 л.с. с сильфоном снижения температуры выхлопа, прибор командира ТКН-3МК, ночной прибор механика-водителя ТВН-5, стабилизатор 2Э42-4 Жасмин, усиленная ПМЗ места мехвода, масса 45 т.
http://s5.uploads.ru/t/NHzqC.jpg

Т-72БА обр. 2000 г. — штатно ВДЗ Контакт-5.
http://s3.uploads.ru/t/TY2bu.jpg

Т-72БА обр. 2003 г. – двигатель дизель В-92С2 1000 л.с., трансмиссия, ходовая, радиатор, система воздухоочистки и системы ИК-маскировки от Т-90А, комплекс средств связи Абзац с радиостанцией Р-173, радиоприёмником Р-173П, блоком антенных фильтров и АВСК Р-174Т Пиастр, ППО 3ЭЦ13-1, ночной прибор ТВН-5 для механика-водителя, клапан автоматического слива отстоев.
http://sa.uploads.ru/t/9BXzc.jpg

Т-72БА обр. 2005 г. — СУО с баллистическим вычислителем, автоматизированным вводом поправок, полавтоматом сопровождения цели, вычислитель прицела командира.

Т-72Б2 Рогатка-1 (объект 184М) – (2006) ВДЗ Реликт, пушка 2А46М-5, многоканальный прицел наводчика Сосна-У, электромагнитная защита от мин СЭМЗ, двигатель В-92С2, ВСУ, бортовые решётчатые экраны, гусеницы с параллельным РМШ, КОЭП Штора-1 без ИК постановщиков помех, комплект маскировки Накидка.
http://sa.uploads.ru/t/if9EK.jpg

Т-72М1 для Ливии – ВДЗ Контакт-1 на башню и борта корпуса, КУВ 9К120 Свирь, СУО 1А40.
http://s7.uploads.ru/t/fp9dP.jpg

Т-72М1 для Алжира – (2011) закрытая ЗПУ, СУО с многоканальным прицелом Сосна-У, автомат сопровождения цели, элементы КОЭП Штора.
http://sg.uploads.ru/t/qvGcM.jpg

Т-72М1М 1-й вариант – (2002) (2002) двигатель дизель В-84МС 840 л.с. или В-92С2 1000 л.с., КУВ 9К119 Рефлекс, закрытая ЗПУ, ВДЗ Контакт-5 на корпусе и Реликт на башне, СУО с многоканальным прицелом наводчика Сосна-У, прибором командира ПНК-4М, упрощённый КОЭП Штора, КАЗ Арена, система электромагнитной защиты от мин СЭМЗ, гусеницы с параллельным РМШ, радиостанция Р-163-50У, ТПУ Р-163-УП, спутниковая навигация, усовершенствованное ППО, приборный комплекс радиационной и химической разведки ГО-27, датчик ветра ДВЕ-БС, масса 45 т.
http://s5.uploads.ru/t/YzeKl.jpg

Т-72М1М 2-й вариант — (2009) нет КАЗ, закрытой ЗПУ, ПНК-4М, ВДЗ Контакт-5 на башне и Реликт на корпусе.
http://sg.uploads.ru/t/gJGwE.jpg

Т-72М1М 3-й вариант — (2010-е) бортовые экраны с ВДЗ Реликт, решётчатые противокумулятивные экраны на МТО, закрытая ЗПУ, СУО с тепловизионным прицелом наводчика ЭССА, прибором командира ПНК-4М.
http://s8.uploads.ru/t/Xjwr2.jpg


Т-72М с КДГБ
 — (2013) вариант Т-72М1М с комплексом для городского боя, новые бортовые экраны с ВДЗ, противокумулятивные решётки на МТО и корме башни, новые гусеницы, открытая ЗПУ с защитой стрелка, бульдозерный отвал ТБС-86.
http://sh.uploads.ru/t/ZhULO.jpg

Т-72Б1 Белый орёл – (2012) экспортная модификация Т-72Б1, СУО с многоканальным прицелом наводчика ПН-72, АСЦ БАРВ.468939.001, панорамный прибор командира ПКП-72 Соколиный глаз, опционально закрытая ЗПУ, ИУС шасси, спутниковая навигация, гусеницы с параллельным РМШ, новый стабилизатор.
http://s4.uploads.ru/t/LC9PX.jpg

Т-72Б1 для Никарагуа — (201?) модификация Т-72Б1 Белый орёл для ВС Никарагуа, новая командирская башенка с закрытой ЗПУ.
http://s9.uploads.ru/t/37HDl.jpg

Т-72Б3 Буревестник – (2011) пушка 2А46М-5, усовершенствованный АЗ под снаряды повышенного могущества, СУО 1А40-4 с многоканальным прицелом наводчика Сосна-У, прицелом командира ТКН-3МК с системой Дубль, ВДЗ Контакт-5, радиостанция Р-168-25У-2 Акведук, метеорологический датчик, датчик температуры заряда, убран ИК-прожектор.
http://sd.uploads.ru/t/ChHLP.jpg

Т-72Б3 обр. 2013 г. — (2013) блоком ДЗ закрыто место отсутствующего прожектора.
http://s5.uploads.ru/t/fcTPo.jpg

Т-72Б3М – (2014) модификация Т-72Б3 для танкового биатлона, двигатель В-92С2Ф, автоматическая КПП, панорамный тепловизионный прицел командира ПК-ПАН, БИУС.
http://s9.uploads.ru/t/kTlnC.jpg

Т-72Б3 обр. 2016 г. – двигатель В-92С2Ф 1130 л.с., новые бортовые экраны с ВДЗ Реликт и дополнительная НДЗ в мягком корпусе, контейнеры ВДЗ 2С24 на бортах и корме башни, дополнительная ДЗ на лбу башни, решётчатые экраны на МТО, гусеницы с косыми грунтозацепами, пушка гладкоствольная 2А46М-5-01, ЗПУ с пулемётом 6П49 Корд 12,7-мм, программно-аппаратный комплекс АВСКУ, одиночный ЗИП, автоматизированный комплекс управления механика-водителя, масса 46 т.
http://s9.uploads.ru/t/wvmk2.jpg

Украинские модификации

Т-72АМ Банан – (1992) двигатель 6ТД-1 или 6ТД-2, дополнительные дымовые гранатомёты, НДЗ Контакт-1.

T-72AG – (1995) экспортная модификация Т-72Б и Т-72А, двигатель 6ТД-1 или 6ТД-2, усиленное бронирование лба корпуса, экраны по типу Т-80УД на бортах и башне, усовершенствованная КПП, ВДЗ Нож, прицельный комплекс 1А43, прицельный комплекс наводчика Т01-К01 Буран или Т01-К01Е, система спутниковой навигации, закрытая ЗПУ, опционально КОЭП Варта.
http://s5.uploads.ru/t/XWBGV.jpg

T-72AMG – (1995) вариант T-72AG без замены двигателя.

T-72UMG – (1995) вариант T-72AMG с иной установкой ДЗ на башне.
http://sh.uploads.ru/t/VvEoP.jpg

Т-72-120 – (1997) пушка КБМ-2 120-мм, опционально 55Л Багира 140-мм, забашенный АЗ на 22 выстрела.
http://sa.uploads.ru/t/cTmEo.jpg

Т-72МР – (1997) многоканальный прицел наводчика SAVAN-15, панорамный прицел командира VS/MVS580, опционально пушка КБМ-1М, дисплей тактической обстановки, КОЭП Штора-2, усовершенствованное навигационное оборудование и системы связи.
http://sg.uploads.ru/t/FBtlD.jpg

Т-72Е – (2011) двигатель 5ТДФЕ, ВДЗ Нож на башне, НДЗ Контакт-1 на корпусе, ВСУ ЭА-10, кондиционер, усиленная КПП, спаренная 23-мм пушка ГШ-23Л, спаренный 12,7-мм пулемёт КТ-12,7 с автоматическим гранатомётом, стабилизатор 2Э42-2 Жасмин.
http://s9.uploads.ru/t/ko1P0.jpg

Т-72Е1 – (2011) Т-72Е с двигателем 5ТДФМА-1.

Т-72UA1 – (2011) модификация для ВС Эфиопии, двигатель 5ТДФМА-1, ВДЗ Нож на башне, НДЗ Конаткт-1 на корпусе, усовершенствованная система охлаждения двигателя, ВСУ ЭА-10-2, закрытая ЗПУ с ДШКМ.
http://s3.uploads.ru/t/YOuCq.jpg

Т-72UA4 – (2012) модификация для ВС Казахстана, двигатель 5ТДФМА-1, КОЭП Варта,  закрытая ЗПУ с НСВТ-12,7,  усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира.
http://s7.uploads.ru/t/SORgN.jpg

Т-72АМТ — (2017) модификация Т-72А, двигатель дизель В-84-1 840 л.с., НДЗ Контакт-1 на лбу корпуса, ВДЗ Нож на башне и бортах корпуса, решётчатые противокумулятивные экраны на МТО и корме башни, закрытая ЗПУ, КУВ Комбат, гусеницы и противопылевой фартук от Т-80, прибор командира ТКН-3УМ, прицел наводчика 1К13-49, прибор механика-водителя ТНК-72 или ТВН-4БУП, усовершенствованные приборы ночного видения, радиостанция Лыбедь К-2РБ, спутниковая навигационная система СН-3003М Базальт, ВСУ, видеокамеры заднего обзора, зеркала заднего вида, неоновые фары.
http://s5.uploads.ru/t/j2Ds9.jpg

М-84

М-84 – (1984) модернизация Т-72М, БК 42 выстрела, СУО SUV M-84 с прицелом наводчика DNNS-2, метеодатчик A20XMBL, ИК-прожектор OU3GK, система защиты от ОМП DRHT, радиостанция RD-9, масса 41,5 т.
http://sh.uploads.ru/t/ybAfM.jpg

М-84 переходной серии — (198?) нет ИК-прожектора OU3GK.
http://s9.uploads.ru/t/uYxrR.jpg

М-84 поздний — (198?) метеодатчик A10XMB.
http://s5.uploads.ru/t/und6r.jpg

М-84А – (1988) двигатель дизель V-46-ТК 1000 л.с., наварка на ВЛД, новая башня, СУО FCS-84 или FCS Omega-84, изменение расположения дымовых гранатомётов.
http://s3.uploads.ru/t/yfTHj.jpg

М-84АК – (1988) командирская машина, системы навигации, ВСУ, дополнительная радиостанция с увеличенной дальностью передачи.
http://s5.uploads.ru/t/3WkJw.jpg

М-84АВ – (1989) экспортная модификация для ВС Кувейта, новые системы внутренней и внешней связи, СУО SUV-M-84, ИК-прожектор OU3GK, увеличено число дымовых гранатомётов, наварка на ВЛД.
http://s3.uploads.ru/t/XgK3Y.jpg

М-84АВК — (1989) командирский вариант М-84АВ, 3-я радиостанция.

М-84АВN – (1989) системы спутниковой навигации.

М-84М — (Сербия, 1998) НДЗ KAO M-99, новые бортовые экраны, экран над НЛД.
http://s5.uploads.ru/t/5SMCg.jpg

М-84АВ1 – (Сербия, 2001) ВДЗ Контакт-5, КОЭП Штора-1, усиленное лобовое бронирование, КУВ 9К119 Рефлекс, обновлённая СУО.
http://s7.uploads.ru/t/nUhQa.jpg

M-84ABS — (Сербия, 200?) развитие М-84АВ1.
http://s5.uploads.ru/t/1lYOQ.jpg

М-84AS1 — (Сербия, 2017) НДЗ Контакт-1 на башне и лбу корпуса, ВДЗ Контакт-5 на борту корпуса, новые бортовые экраны, противокуммулятивные решётки на МТО и корме башни, закрытая ЗПУ, цифровая СУО с круглосуточным прицелом DNNS 2ATK с инфракрасным прибором ночного видения, прибор командира TOMS, БИУС KIS, система постановки активных помех в оптическом диапазоне SOFTKIL, электронная система запуска двигателя.
http://s7.uploads.ru/t/wr3qQ.jpg

NDT Vihor 1-й прототип – (1991) глубокая модернизация М-84, усиленное пассивное бронирование корпуса, башня от М-84, двигатель дизель V-46-TK-1 1200 л.с., усовершенствованная ходовая.
http://s9.uploads.ru/t/bfSGI.jpg

NDT Vihor 2-й прототип — (1990-е)  новая литая башня, двигатель дизель V-46-TK 1000 л.с., новая СУО, новая защита от ОМП, современные системы связи.
http://s8.uploads.ru/t/6yRVt.jpg

М-84А4 Sniper – (Хорватия, 1995) М-84А с более качественной оптикой прицелов и системами М-84АВ.
http://s5.uploads.ru/t/j7Mbx.jpg

М-84D – (Хорватия, 1998) двигатель форсирован до 1200 л.с., ВДЗ RRAK, закрытая ЗПУ Samson либо Protector М151, цифровой баллистический вычислитель Omega, ПАЗ SDZ, тепловизионный прицел наводчика, АЗ с увеличенной скорострельностью, экранированная забашенная корзина для 125-мм выстрелов, ТУР LAHAT, датчик лазерного облучения LIRD-4B.
http://s9.uploads.ru/t/BXeL9.jpg

М-95 Degman – (Хорватия, 199?) основанная на М-91 Vihor, ВДЗ RRAK, ТУР LAHAT, АЗ с увеличенной скорострельностью, СУО Omega-2, ТИУС, системы связи Racal, дисплей тактической обстановки, датчик лазерного облучения LIRD-4В, ЗПУ Samson, новая ПАЗ, форсированный до 1200 л.с. двигатель, сварная башня.
http://sg.uploads.ru/t/uDVS7.jpg

М-84 Fotona — (Словения, 199?) модернизация компании Fotona с тепловизионным прицелом наводчика.
http://s9.uploads.ru/t/1DFxg.jpg

Польские модификации

T-72 Wilk – (1986) СУО Kladiwo FCS или CKO-1 Merida, ночной прибор механика-водителя PNK-71 Radomka, ночной прицел наводчика Liswarta, датчик лазерного облучения SSP-1 Obra, дымовые гранатомёты Tellur, ВДЗ ERAWA.

PT-91 Twardy – (1995) СУО Drawa-1T, двигатель PZL-Wola S-12U, усиленная противоминная защита.
http://sa.uploads.ru/t/urNnU.jpg

PT-91A – (1997) двигатель PZL-Wola S-1000, СУО SAGEM Savan-15P.

PT-91Z Hardy – (2003) экспортная модификация, двигатель PZL-Wola S-1000, СУО SAGEM Savan-15P, улучшена система подачи воздуха к двигателю.

PT-91M Pendekar – (2007) экспортная модификация для ВС Малайзии, автоматическая КПП Renk ESM-300m, навигационная система SAGEM Sigma 3D, руль вместо рычагов механика-водителя, спаренный пулемёт 7,62-мм FN MAG, пушка 2А46MS 125-мм, зенитный пулемёт Browning M2HB 12,7 мм, датчик лазерного облучения SSP-1 Obra-3, радиостанция Thales, гусеницы Type 570P.
http://sa.uploads.ru/t/rSzs8.jpg

PT-91Ex – (2007) экспортная модификация, СУО Drawa-TG, пушка 2А46MS, форсированный двигатель, улучшенные приводы башни.
http://sd.uploads.ru/t/y5RFd.jpg

PT-91P – (2009) экспортная модификация для ВС Перу, тепловизионный прицел Galileo, система управления полем боя Teldat, радиостанция RADMOR RRC 9310, система внутренней связи Fonet-IP, система обнаружения следов ОМП Cherdes-II.

РТ-91/120 – (2007) пушка Rh120 L44 120-мм, новая башня, СУО Drawa-TG, форсированный двигатель.

PT-91U – (2011) модернизация для городского боя, датчик лазерного облучения SSP-1 Obra-3, закрытая ЗПУ, радиостанция RADMOR RRC 9310, система внутренней связи Fonet-IP, система управления полем боя Trop.
http://s3.uploads.ru/t/w63KJ.jpg

PT-91EU – (2011) модификация PT-91Ex с комплектом для городского боя, аналогичным PT-91U.

PT-16 – (2016) усиление пассивной защиты композитной бронёй под ДЗ, резиновые бортовые экраны почти до земли, забашенная ниша с АЗ, пушка Rh120 120-мм производства Польши, закрытая ЗПУ Kobuz с НСТВ-12,7, двигатель V-46TK 1000 л.с., гусеницы от Leopard 2, усовершенствованная СУО, устройство преодоления брода до 4 м.
http://s9.uploads.ru/t/No34m.jpg

PT-17 — (Польша, Украина, 2017) двигатель S1000R с автоматической трансмиссией ESM-350M, штурвал управления вместо рычагов, улучшенная ходовая, гусеницы DIEHL, композитная накладная броня, новые бортовые экраны, гладкоствольная пушка КБА-2 120-мм, забашенный АЗ, закрытая ЗПУ ZSMU-1276А3 Kobuz с пулемётом НСВТ-12,7, БК 22 выстрела, 150 патронов 12,7 мм, датчик лазерного облучения SSP-1 Obra-3,  камера заднего вида KDN-1, новая СУО, панорама командира Safran VIGY-15, оптоэлектронные головки GOC-1 и GOD-1, климат-контроль.
http://s5.uploads.ru/t/B8eEN.jpg

PT-91M2 — (Польша, Украина, 2017) двигатель дизель S-12U 850 л.с. с усовершенствованной трансмиссией Sx, новые перфорированные бортовые экраны, гусеницы DIEHL, ВДЗ ERAWA-2 3 поколения, датчик лазерного облучения SSP-1 Obra-3, гладкоствольная пушка 2А46MS 125-мм или КБА-2 120-мм, закрытая ЗПУ ZSMU-1276А3 Kobuz с пулемётом НСВТ-12,7, СУО СУО SAGEM Savan-15, Aselsan C-FCS или Elbit Systems Knight, прицел наводчика Leonardo Turms-T ночной прибор механика-водителя PNK-71 Radomka, прибор наблюдения командира TNK-3Z, ВСУ, кондиционер.
http://sa.uploads.ru/t/WqnZv.jpg

Модификации прочих стран

T-72KZ – (Казахстан, Израиль, 2010) модернизация казахских Т-72А, ВДЗ, СУО Elbit Systems TISAS, спутниковая навигационная система Azimuth Comet, радиостанция CNR-990, система цифровой связи VIC-500, ВСУ.
http://s1.uploads.ru/t/SfkMq.jpg

T-72KZ Шыгыс – (Казахстан, Израиль, Украина, Турция, 2012) тепловизионные приборы наблюдения Aselsan, многоканальный прицел наводчика Aselsan, ТИУС, ВДЗ Нож на башне, НДЗ Контакт-1 на корпусе, решётчатые бортовые экраны.
http://sa.uploads.ru/t/HBgXl.jpg

Т-72KZ Шыгыс обр. 2016 г. – (Казахстан, Израиль, Турция) сплошные бортовые экраны со встроенной ДЗ, закрытая ЗПУ с НСТВ-12,7, СУО с цифровым баллистическим вычислителем, видеокамеры заднего и переднего обзора мехвода.
http://sa.uploads.ru/t/nLgPF.jpg

Т-72KAE — (Казахстан, Турция, 2018) ДЗ на башне и лбу корпуса, бортовые противокумулятивные решётчатые экраны, стабилизированная ДПУ SDUBM с пулемётом НСТВ-12,7 мм, СУО с тепловизионным прицелом наводчика, АСЦ, баллистическим вычислителем, прибор механика-водителя ТПНО-168, тепловизионный ночной прибор механика-водителя ТВНЕ-4Б, новая цифровая радиостанция, расположение дымовых гранатомётов по типу Т-72Б.
http://sg.uploads.ru/t/FXaPE.jpg

Т-72БМ1 – (Белоруссия, 2016) ВДЗ Контакт-5, многоканальный прицел наводчика Сосна-У, гусеницы с параллельным РМШ.
http://s5.uploads.ru/t/CMkxi.jpg

Т-72БМЭ — (Белоруссия, 2017) двиагтель В-84МС 840 л.с., НДЗ Контакт-1 на бортах башни и большей поверхности борта, новые противокумулятивные экраны, резинотканевая юбка на НЛД, решётчатые противокумулятивные экраны на МТО, доработка КУВ, СУО ЭССА-72У с тепловизионным прицелом, телевизионным прибором наблюдения командира, цифровым баллистическим вычислителем, тепловизионный прибор ночного видения механика-водителя, ВСУ, радиостанция БАРРЕТТ-2082+, датчик ветра, датчик атмосферного давления, датчик крена и тангажа, датчик положения пушки.
http://s3.uploads.ru/t/np0Js.jpg

Т-72 SIM-1 – (Израиль, 2006) модернизация Т-72М для ВС Грузии, тепловизионные приборы наблюдения механика-водителя, тепловизионный канал для прицела наводчика, спутниковая навигационная система Azimuth Comet, система «свой-чужой», НДЗ Контакт-1, радиостанция FALCON, ТИУС.
http://sg.uploads.ru/t/58h2F.jpg

Т-72 SIM-2 (T-72 Aslan) – (Израиль, 2009) модернизация Т-72А для ВС Азербайджана, СУО Elbit Systems TISAS, спутниковая навигационная система Azimuth Comet, ТИУС, тепловизионные приборы наблюдения механика-водителя, тепловизионный канал прицела наводчика, система «свой-чужой», НДЗ Контакт-1.
http://sg.uploads.ru/t/mQAXc.jpg

Т-72M2BG – (Болгария, 1995) модернизация Т-72М, значительно усилено лобовое бронирование, тепловизионные прицелы командира и наводчика, усиленная ПАЗ, резинотканевые бортовые экраны, термопоглащающее покрытие, дисплей тактической обстановки.

T-72M4 CZ – (Чехия, 2000) модернизация Т-72М1, ВДЗ DYNA-72, двигатель Condor CV 12 1000 TCA, СУО TURMS-T, электромагнитная защита от мин TRALL, датчик лазерного облучения LARDIS, дымовые гранатомёты DGO-1, ППО BUA, система связи RF1350, система диагностики двигателя DITA-97, навигационная система NBV-97.
http://sg.uploads.ru/t/50DvC.jpg

T-72M4 CZ-W – (Чехия, 2000) командирский вариант T-72M4 CZ с системой внешней связи VUES Brno.

T-72M3 CZ – (Чехия, 2000) вариант модернизации без замены двигателя.

T-72 Scarab — (2017) двигатель дизель В-84 840 л.с., усовершенствованная ВДЗ DYNA-72, композитные накладки на башню, решётчатые противокумулятивные экраны на башне, ДУ модуль под различное вооружение, усовершенствованная СУО, система защиты приборов наблюдения от лазерного облучения, масса 45 т.
http://sa.uploads.ru/t/7P9Kz.jpg

Т-72М1-S – (Италия, 2001) модернизация Т-72М и Т-72М1 для ВС Сирии, установка СУО TURMS-T.
http://sd.uploads.ru/t/zlibA.jpg

TR-125 – (Румыния, 1991) модификация Т-72М, семикатковое шасси, двигатель 8VSA3, пушка А555 125-мм, усиленное лобовое бронирование, зенитный пулемёт ДШКМ.
http://sh.uploads.ru/t/tPXi6.jpg

T-72M2 Moderna – (Словакия, 1993) модернизация Т-72М1, СУО VEGA, двигатель PZL-Wola S-12U, ВДЗ DYNA-72, пушка 2А46MS 125-мм, две пушки KAA200 20-мм (одна 2А42 30-мм на серийных машинах), прибор диагностики DSM-16, дымовые гранатомёты Galix, ППО Deugra, панорамный прицел командира SFIM VS580, радиостанция BAMS, детекторы лазерного облучения LIRD-1, усиленная противоминная защита.
http://s8.uploads.ru/t/0n42b.jpg

T-72M1-М Moderna – (Словакия, 1993) вариант Т-72М2 Moderna без установки автоматических пушек.

Ajaya Mk.2 – (Индия, 1995) модернизация лицензионной копии Т-72М1, НДЗ Контакт-1, СУО Drawa-T, ППО IFDSS, спутниковая навигационная система, датчик лазерного облучения Obra, радиостанция Tadiran, двигатель PZL-Wola S-1000R, усиленный антинейтронный подбой.

Tank EX – (Индия, 2002) установка башни Arjun на корпус Т-72М1, двигатель PZL-Wola S-1000R.
http://s8.uploads.ru/t/Xc5Vi.jpg

Т-72М модернизированный — (Индия, 2018) иное расположение ДЗ.
http://s3.uploads.ru/t/FgCxi.jpg

Т-72 FDS – (ЮАР, 2011) СУО со стабилизированным тепловизионным прицелом наводчика, тепловизионный прицел командира, система спутниковой навигации, датчик ветра, цифровой баллистический вычислитель.
http://sg.uploads.ru/t/byXxR.jpg

Karrar — (Иран, 2017) модернизация Т-72С, НДЗ, противокуммулятивные решётки на МТО, бортах и корме башни, новая ходовая, гусеницы с параллельным РМШ, новая сварная башня с забашенной нишей для запасного БК, новая гладкоствольная 125-мм пушка с теплозащитным кожухом, КУВ, закрытая ЗПУ, новая СУО.
http://s8.uploads.ru/t/CxLcQ.jpg

Т-72 модернизированный — (Ирак, 1988) модернизация Т-72, дополнительный 30-мм бронелист на лоб корпуса, китайский КОЭП.

Т-72 Assad Babil — (Ирак, 1989) иракская копия Т-72М1, изменённая конструкция лобовой брони, двигатель дизель V-46TK 780 л.с., опционально китайский КОЭП.
http://s9.uploads.ru/t/4H7MR.jpg

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Юрий Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии