Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В конце декабря 1987 года Харьковский Завод Транспортного Машиностроения им. Малышева отгрузил последний серийный основной танк Т-64БВ , после чего полностью перешел на производство танка Т-80УД («Объект 478Б»). На «Площадке №1» в Парке «Патриот» представлен Т-64БВ , выпущенный в ноябре 1987 года. Машина находится в хорошем состоянии; сохранены большинство приборов наблюдения и прицеливания, наружный обвес. Т-64БВ ( «Объект 447А») был принят на вооружение Советской Армии в январе 1985 года. Основными конструктивными отличиями являлись :
-
модернизированная 125мм пушки 2А46М-1 ( боекомплект- 36 выстрелов в том числе 28- в конвейере механизма заряжания 6ЭЦ40-2С кабинного типа);
-
комплекс управляемого вооружения 9К112-1 с радиокомандной системой наведения;
-
система управления огнем 1А33 ( прицел-дальномер-прибор слежения 1Г42; баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации ( ветра, крена, скорости танка и курсового угла), блок разрешения выстрела 1Г43, стабилизатор вооружения 2Э42 с электромашинным приводом горизонтального наведения);
-
радиостанция Р-173 «Абзац», радиоприемник Р-173П, ТПУ Р-174;п
-
новая пятислойная ВЛД корпуса с повышенным уровнем защиты от кинетических и кумулятивных боеприпасов;
-
комплект навесной динамической защиты «Контакт» ( 265 контейнеров с элементами 4С20 на корпусе, башне и бортовых экранах);
-
антинейтронный надбой на наружных поверхностях корпуса и башни;
-
изменено расположение дымовых гранатометов и ящиков ЗИП;
-
дизельный двигатель 5ТДФ повышенной надежности и увеличенным ресурсом;
-
ходовая часть с повышенными характеристиками плавности хода.
Часть усовершенствований ранее была поэтапно внедрена на танках Т-64А и Т-64Б различных годов выпуска.
Помимо линейного , выпускались также командирские танки Т-64БВК («Объект 446Б»). Традиционно, они оснащались дополнительными средствами связи в КВ-диапазоне; телескопическим антенным устройством; навигационной аппаратурой ; бензоэлектрическим зарядным агрегатом, перископической артиллерийской буссолью. Боекомплект пушки сокращен до 28 выстрелов; спаренного пулемета- до 750 патронов. Характерными внешними отличиями являются :
-
отсутствие ЗПУ;
-
отсутствие комплекса управляемого вооружения;
-
антенный ввод перед командирской башенкой.
Командирский танк также представлен на «Площадке №1».
Всего было изготовлено около 2000 танков в обоих вариантах. Кроме того, на БТРЗ осуществлялся капитальный ремонт танков Т-64Б и Т-64Б1 с доработкой до уровня «БВ». При этом, как правило, их комплектация не полностью соответствовала машинам, собранным заново. На танках могли сохраняться пушки 2А46-2; электрогидравлический стабилизатор вооружения 2Э26; радиостанции Р-123М и ТПУ Р-124. Не вносились изменения в конструкцию броневой защиты корпуса и башни. Что касается Т-64 вообще. Кто бы что не говорил, но и Т-72 и Т-80 являются развитием концепции харьковского танка. В воспоминаниях ветеранов УКБТМ прямо говорится, что именно концепция Т-64 ни у кого не вызывала вопросов- танк с предельно компактными габаритами, экипажем из трех человек и механизированным заряжанием пушки ( см. например С.Устьянцев, Д. Колмаков «Т-72/Т-90. Опыт создания отечественных основных боевых танков». ОАО «НПК «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского». Нижний Тагил, 2013, стр.83). То есть Тагильчан ( а в дальнейшем- Ленинградцев) не устраивали именно конструктивные решения, в частности, по силовой установке и ходовой части. Что касается двухтактного турбодизеля 5ТДФ , то его конструкция на 1985 год была достаточно отработана. На производство в Харькове уже был поставлен 1000-сильный дизель 6ТД; велись работы по дальнейшему наращиванию мощности. Одним из спорных элементов МТО являлась эжекционныя система охлаждения и воздухоочистки двигателя — предельно компактная но недостаточно эффективная. Лоббировал ее, судя по всему , ВНИИТРАНСМАШ. В случае применения вентиляторной системы охлаждения и кассетной системы воздухоочистки двигатель избавлялся от большинства ограничений. Кстати, Главный Конструктор ХКБД Н.К. Рязанцев, видимо, это понимал, призывая Нижний Тагил и Челябинск к продуктивному сотрудничеству. Однако, помешал развал СССР. К слову, на украинском танке Т-84 в дополнению к циклонному воздухоочистителю и инерционный решетке введен воздухоочиститель кассетного типа. Но, повторюсь, что даже со штатными системами воздухоочистки и охлаждения дизель 5ТДФ в 80-х годах работал вполне надежно ( при условии должной подготовки и отношения к технике со стороны экипажей, естественно). Почему же Т-64 сняли с производства? На мой взгляд, самый сомнительный элемент конструкции танка -это ходовая. Обладая высокой плавностью хода , проходимостью и ремонтопригодностью, она не обеспечивала достаточных резервов повышения массы танка. Косвенно подтвердить это можно следующими фактами. Еще на этапе проектирования танка Т-64Б в первой половине 70-х годов планировалось оснастить его новой литой башней с увеличенным забронированным объемом и усиленной защитой. Установлена она на танк так и не была. В первой половине 80-х в Харькове были разработаны и даже официально приняты на вооружение танки Т-64АМ и Т-64БМ с дизелем 6ТД мощностью 1000л.с. и опять таки усиленной башней. Однако в серийное производство они так и не пошли ( хотя, основной причиной, видимо, являлось «газотурбинное лобби» в высшем политическом и военном руководстве страны- 6ТД практически нивелировал превосходство танков с ГТД в подвижности). Ситуацию же с башней объяснить сложно. Далее , после распада СССР , харьковчане продолжили совершенствование Т-64. Помимо прочего, на нем опять таки отрабатывали дизель 6ТД. Однако, на принятом на вооружение танке БМ «Булат» почему то было применено компромиссное решение- форсированный дизель 5ТДФ мощностью 850л.с. ( хотя в этом случае данное решение можно объяснить также необходимостью дорогостоящих переделок МТО под монтаж 6ТД) . В дальнейшем украинцы еще раз модернизировали Т-64БВ, менее глубоко, ссылаясь на чрезмерное увеличение массы танка. Кстати, во время подготовки контракта на поставку танков Т-80УД в Пакистан, заказчику предлагался вариант с ходовой по типу Т-64, однако пакистанцы предсказуемо отказались от такого варианта. Наконец, можно вспомнить, что в конце своего жизненного пути Главный Конструктор 64-ки А.А. Морозов вроде бы признавал, что с ходовой частью он ошибся…
Поделись видео: