Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Долгожданный мир, наступивший для стран Европы после победы СССР над фашистской Германией уже начиная с 50-х годов, породил другую проблему.
Американское правительство никоим образом не могло смириться, что наравне с Америкой в мире появилось еще одно государство, способное влиять на внешнюю политику других стран.
Практически обе супер-державы, будучи на момент войны с Германией периода 41-45 годов союзниками, начали гонку вооружений с одной единственной целью: занять лидирующую позицию на планете.
Так на вооружении обеих сторон начало появляться вооружение и системы обороны, которое с каждым новым проектом усиливало угрозу выиграть первенство.
Некоторые проекты советских авиаконструкторов стали настоящим шедеврами инженерной мысли и опередили по своим характеристикам другие на несколько десятилетий вперед.
Одним из таких проектов стала легендарная модель разведывательно-ударного самолета «Т-4» или знаменитая «Сотка», разработанная ОКБ имени Сухого.
Руководил работами над проектом не менее легендарный, как личность и как инженер, авиаконструктор Наум Семенович Черняков.
Предназначение и боевые характеристики
В 1963 году в Министерстве обороны Советского Союза, проанализировав текущую ситуацию, пришли к выводу о потребности создания проекта разведывательно-ударного самолета, превосходящий по своим летным и боевым характеристикам уже имеющиеся в США модели подобных боевых машин.
Ракетоносец, который был впоследствии предоставлен на рассмотрение комиссии, поражал своей боевой мощью.
45-и метровый самолет высотой около 11 м. мог разместить на крылах две противокорабельные установки с гиперзвуковыми ракетами «Молния» Х-45.
Скорости полета ракет свыше 7000 км/ч было вполне достаточно, чтобы поразить боевые цели до того, как противник отреагирует на появление ракетоносцев в пределах поражения средствами ПВО.
Весом около 100 тонн, что в последствие стало причиной негласного обозначения модели Т-4, ракетоносец развивал невиданную на тот период времени скорость в 3200 км/ч, что превышало скорость звука в 3 раза.
Аппарат был рассчитан на подъем экипажа из двух человек на высоту до 25 км над уровнем земли, что делало самолет недосягаемый, и аналогов подобных в мире на тот момент не только не было, но и на долгий период времени не предполагалось в разработках американских авиаконструкторов.
Особенности технических и боевых характеристик «Сотки»
Более 600 технологических новшеств, которые никогда ранее не использовались в авиации, а потому и не тестировались, смогли внедрить советские инженеры в модель сверхзвукового разведчика-ракетоносца.
Подвижного типа носовая часть модели при взлете и посадке меняла свое положение, где при взлете и посадке «нос» «сотки» наклонялся немного вниз, в полете перемещался в горизонтальное положение.
Это было главной особенность модели, позволявшей максимально снижать уровень сопротивления при несении боевого дежурства.
Единственным минусом приподнятой носовой части было уменьшение угла кругового обзора. Эту проблему попытались решить с помощью специальных приборов и датчиков, помогающим пилотам следить за пространством.
В 1972 году самолет серии «Сотка» прошел испытания и следом за этим последовал крупный заказ на серийную сборку модели общим количеством 250 единиц.
В этот же период ОКБ получило новое задание на модификацию модели с определением серийного названия Т-4М, в которой предполагали изменение формы стреловидного крыла.
Было собрано 4 машины из новой серии, после чего было дано указание на сворачивание проекта.
Что стало причиной такого приказа, до сих пор является тайной, хотя по непроверенным данным на этих «сотках» ученые проверяли оборудование, которое разрабатывалось в строжайшей секретности.
Возможно, такую информацию не случайно «запустили», ведь финансирование нового проекта было немалым, в 1,5 млрд. рублей, сумму на тот период времени чрезвычайно огромную.
Павел Сухой в силу своих возможностей пытался выяснить, почему проектирование заморозили, но даже ему не удалось узнать правды.
Официальная версия замораживания проекта
И все же, Министерство обороны страны не могло просто закрыть проект, ничего не объяснив.
После того, как в 1975 году все собранные Тушинским авиазаводом самолеты были перенаправлены в места службы, заводские линии по созданию «сотки» были демонтированы, а прикомандированные специалисты возвратились на места своей прежней работы.
Причину, почему правительство дало указание завершить проект и передать разработки в архив объясняли тем, что другим ОКБ на завершающей стадии дорабатывался самый грозный бомбардировщик всех времен Ту-160.
Многие специалисты были в недоумении, так как главные конкуренты, американские военные авиаконструкторы даже и близко не могли подобраться к уровню разработок своих советских коллег.
«Сотка» была во всех отношениях выше и современнее единственного на тот период по техническим характеристикам похожей модели американской XB-70 «Валькирия» и, тем не менее, американцы, пытаясь напичкать эту машину всеми возможными техническими усовершенствованиями, оставались далеко позади.
В истории военного авиастроительства было и остается еще много спорных вопросов и белых пятен и «Сотка», как перспективный проект, обогнавший по техническим возможностям многих своих современников, так и останется еще надолго тайной для многих.
Поделись видео: