Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
В РККА механизации войск, в том числе и артиллерии уделялось довольно большое внимание. Для буксировки орудий довольно широко применялись грузовики и сельскохозяйственные трактора. Это стандартное решение, позволяющее в случае необходимости резко увеличить их количество в войсках по мобилизационному резерву плюс с достаточным количеством водителей.
Однако оставался открытым вопрос об обеспечении подвижности артиллерийских систем непосредственно в бою, прежде всего противотанковых и полковых пушек, ведущих огонь прямой наводкой.
Они должны были иметь возможность быстрой переброски для прикрытия опасных направлений, не уступая по мобильности танкам противника. Для этого был нужен небольшой тягач желательно легкобронированный, способный перевозить пушку с боекомплектом и расчетом вблизи передовой, в том числе и в зонах возможного обстрела из винтовок и пулеметов.
Лучшим из них оказался Т-20 «Комсомолец» об нем и пойдет речь в этой статье. Я расскажу о его конструктивных особенностях, а ближе к концу статьи об его эксплуатации и его боевом пути, который оказался довольно обширным. А пока начну с истории его появления.
Первый «малый трактор», как его обозначили в «Системе автобронетанкового вооружения РККА» сделали на шасси танка Т-18. В серию он не пошел из-за неудовлетворительных характеристик, буксировать пушку по рыхлому грунту он не мог. В качестве тягачей использовали заменяемые в войсковых частях малыми плавающими танками танкетки Т-27, оставляя на них вооружение. Но это проблему не решало, тем более, что в 1934-м году они были сняты с производства.
В 1935-м году в НАТИ на базе серийного танка Т-37А, заимствовав от него двигатель, трансмиссию и элементы ходовой части, спроектировали специализированный тягач «Пионер». Весом всего полторы тонны он имел малые габариты и мог разогнаться до полусотни километров в час.
Водитель сидел посередине, с двух боковых сторон от него по три сиденья для орудийного расчета. В 1936-м году на заводе №37, выпускающем танки Т-37А, изготовили небольшую серию в полсотни штук. Они успели отметиться в ноябрьском параде и произвели впечатление, бодро протащив по Красной площади 76 мм полковые пушки с орудийными передками и расчетом.
Однако результаты войсковой эксплуатации военных разочаровали. Предельно короткий и узкий «Пионер» был слишком тесным и имел склонность к опрокидыванию не только на пересеченной местности, но и на поворотах. К тому же имел чисто номинальное бронирование, небольшой защитный кожух спереди над КПП.
Все остальное, включая водителя броневой защиты не имело, и машина оказалась крайне уязвимой. Разработанные в спешном порядке два модернизированных варианта оказались еще хуже оригинала и дальнейшие работы по его усовершенствованию были признаны бесперспективными.
Проектирование передали в КБ завода №37 которое возглавлял Астров. КБ только что довело до серии малый плавающий танк Т-38, в котором удалось устранить основные недостатки своего предшественника Т-37А.
Проект Астрова кардинально отличался от своих предшественников. Тягач получил полное бронирование кабины и основных узлов и агрегатов. В отделении управления размещались водитель и командир, выполнявший функции пулеметчика, в его распоряжении был 7,62 мм пулемет ДТ в шаровой установке с боекомплектом тысяча патронов. Примечательно, что управление дублировалось, что повышало живучесть машины в случае ранения водителя. Внутрь экипаж попадал через два люка в крыше. В лобовом и бортовых листах рубки смотровые щели с бронещитками.
За отделением управления моторный отсек, закрытый бронированным капотом. Над ним параллельно расположенные вдоль оси машины две трёхместные секции сидений, защищенные со лба и кормы бронеперегородками. На них лицом к бортам располагался расчет орудия. Если сиденья развернуть спинками наружу, получалась закрытая с боков платформа для груза или используемая как десантное отделение. Над сиденьями или платформой мог быть установлен тент.
В общем получился полноценный бронированный артиллерийский тягач, который мог входить в непосредственный огневой контакт с противником. В конце статьи я расскажу о том, какое еще интересное применение ему нашли во время войны, а пока немного о его технических данных.
Тягач получил более мощный чем у танка двигатель ГАЗ-М (50 л.с) с четырёхступенчатой КПП и демультипликатором автомобиля ГАЗ-ААА, что удваивало количество передач и давало тяговый и транспортный диапазоны. Остальные трансмиссионные узлы, элементы подвески и ходовой части были позаимствованы от танка Т-38.
Тягач, получивший обозначение Т-20 и название «Комсомолец» имел боевую массу 3,5 тонны. Лобовое бронирование 10 мм и бортовое 7 мм обеспечивало надежную защиту от стрелкового оружия и мелких осколков. Он был 3,45 м в длину, 1,86 м в ширину и 1,58 м в высоту по кабине.
«Комсомолец» разгонялся до 50 км/ч. При полной загрузке 600 кг и двухтонным прицепом скорость падала до 40 км/ч. Скорость не бездорожье 8-10 км/ч, минимальная 2 км/ч при тяге на крюке три тонны. Допустимый крен 40 градусов, преодолеваемый подъем 45 градусов с экипажем и 20 градусов при полной загрузке с прицепом. Разворачивался на месте, радиус разворота всего 2,4 метра. Мог свалить дерево толщиной до 18 сантиметров.
В целом военных он вполне устраивал, хотя автомобильный двигатель не вполне подходил для тягача, то есть постоянной работы с нагрузкой. На длительных маршах он работал на пределе выносливости и часто выходил из строя.
В серию его запустили в тридцать седьмом году сразу на трех заводах: №37, СТЗ и ГАЗ. Благодаря простой конструкции и унификации с другой серийной техникой он подходил для крупносерийного производства и темпы выпуска были довольно высокими. Каждой стрелковой дивизии полагалось, как минимум шестьдесят таких тягачей. Всего их успели сделать 7 780 штук.
Боевое крещение «Комсомолец» принял в тридцать восьмом году у озера Хасан. В следующем году он воевал у реки Халхин-Гол, затем участвовал в советско-финской войне, где их было немало безвозвратно потеряно. На начало Великой Отечественной войны в войсках числилось чуть больше шести с половиной тысяч тягачей.
К сожалению, практически сразу после начала войны выпуск тягачей прекратился. Заводы были загружены более приоритетной на тот момент продукцией, легкими танками. На фронте вследствие потерь их количество резко сокращалось. К январю сорок второго года осталось чуть более тысячи семисот машин.
В отсутствие другой техники Т-20 использовали для буксировки более тяжелых орудий, в частности зениток и дивизионных пушек. Работа с серьезной перегрузкой значительно сокращала срок службы. Кроме того, в начале войны Т-20 часто использовали как пулеметные танкетки или бронетранспортеры при нанесении контрударов и как разведывательные машины. В принципе, Т-20 и был неким суррогатом бронетранспортера с откидными бронированными бортами.
Рассказ о Т-20 будет неполным, если не вспомнить еще одно неожиданное применение. При полном отсутствии самоходной артиллерии в начале войны остро встал вопрос о создании противотанкового орудия на самоходном шасси. В КБ Грабина противотанковую пушку ЗИС-2 установили на тягач «Комсомолец».
САУ получила обозначение ЗИС-30. По сути, она была самоходным лафетом открытого типа и шасси Т-20 было для этого орудия слишком слабым. Тем не менее, успели выпустить сто машин, более семидесяти из которых участвовали в битве под Москвой и несмотря на ряд серьезных недостатков действовали вполне эффективно. Впрочем, эта эрзац САУ довольно интересна и заслуживает отдельного рассказа.
В целом, Т-20 «Комсомолец» оказался очень удачной и востребованной машиной с неплохими характеристиками. Оценили ее и враги, трофейные Т-20 охотно использовали как в вермахте, так и в войсках союзников Германии. На сегодня сохранилось всего четыре «Комсомольца». Один стоит в Музее военной истории подмосковного Падиково, три в военных музеях Финляндии.
Поделись видео: