Loading...
Судьба первой трофейной «Пантерой», которую взяли под Курском в СССР - новости Подоляка

Судьба первой трофейной «Пантерой», которую взяли под Курском в СССР

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
6
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Советское командование, экстренно, даже не дожидаясь окончания Курской Битвы, отправило машину на полигон в Кубинку…

Первый раз немецкие танки «Пантера» пошли в бой на Курской дуге летом 1943 года. Нельзя сказать, что их появление было полной неожиданностью, о том, что в части панцерваффе стал поступать новый танк разведка предупредила за полтора месяца до его первого применения.

Вот только никакими данными о нем советское командование не располагало. Имеющаяся информация была на уровне предположений и крайне противоречива. Так, в сводке разведывательных данных, датированной маем, «Пантеру» характеризовали как сверхмощный танк, превосходящий по скорости, бронезащите и мощности вооружения тяжелый «Тигр».

Судьба первой трофейной «Пантерой», которую взяли под Курском в СССР

Девятого июля, на четвертый день начала операции «Цитадель» британская военная миссия в своей сводке о новых германских танках, отправленной советскому командованию и ГАБТУ упомянула «Пантеру». Впрочем, там про нее было всего пару строк. Англичане сообщили, что по непроверенным данным это вероятнее всего средний танк с длинным 75 мм орудием и скопирован с советского Т-34.

Не удивительно, что у советских специалистов немецкая новинка вызывала огромный интерес и к ее изучению приступили, даже не дожидаясь окончания Курской битвы. Инженеры НИИБТ полигона прибыли на фронт уже 20-го июля, как только после контрнаступления Красной армии появились первые трофеи.

Для испытаний на полигон в Кубинке отобрали две неповрежденные и три подбитые машины (для испытаний обстрелом). Испытания обстрелом заслуживают отдельной статьи, поэтому в этом материале рассмотрим только отчет по результатам испытаний для оценки тактических и эксплуатационных данных.

Что же испытывали и что отметили советские специалисты?

№4 Испытания по скорости «Пантеры»

Ходовые испытания длились почти два месяца, с восьмого августа по пятое октября. До их начала на спидометре было 452 километра. За время испытаний танк прошел 58 километров по асфальтовому шоссе и 162 километра по проселку за 14 часов работы двигателя.

Танк удалось разогнать до 50 км/ч по шоссе, а средняя скорость движения по проселку составила около 16 км/ч. Отметили хорошую маневренность и легкость управления, которую обеспечивали сервогидравлические привода.

Общее впечатление испортила низкая надежность, за время испытаний он ломался более десяти раз, причем три из них так конкретно, что его для ремонта пришлось возвращать на полигон.

Английская сводка для советского командования. Фото в открытом доступе.

Так что к 230 километровому пробегу своим ходом добавились еще 36 километров, которые его протащили на буксире. Причиной указана недостаточная конструкторская и технологическая проработка (машина «сырая») которая оказалась гораздо ниже чем у танков Т-III и Т-IV. Самым проблемным местом оказался двигатель, который по мнению специалистов просто «не доведен». С ходовой частью и трансмиссией проблем не было.

№3 Испытания пушки

75-мм длинноствольная пушка KwK 42 удостоилась только похвал. Отмечена мощность и высокая бронепробиваемость, которую обеспечили высокая начальная скорость снаряда, увеличенный заряд и хорошей прочностью самого снаряда. Новый подкалиберный снаряд позволяет вести прицельный огонь на расстоянии до двух километров, что в три-четыре раза выше ранних образцов.

Понравилось удобное размещение механизмов наведения, электроспуск и качество «ломающегося» прицела. Пушка обеспечивает высокую точность стрельбы и скорострельность 6-8 выстрелов в минуту.

Разгромной критике подверглась боеукладка, которая на взгляд советских специалистов оказалась крайне неудачной. Заряжающий имеет доступ только к незначительной части боекомплекта, чтобы достать остальное ему требуется помощь всего экипажа.

№2 Оценка конструкции «Пантеры»

В отчете отмечено, что броневая защита «Пантеры» отличается резким усилением лобовой части по сравнению с бортами и установкой броневых листов под большими углами. В корпусе намного меньше различных лючков для обслуживания и увеличения обзорности, что повышает его стойкость. Соединение броневых листов в шип значительно увеличивает прочность сварных швов.

Захваченная в неповрежденном состоянии Пантера. Фото в открытом доступе.

Выбор немцами карбюраторного двигателя объясняется только спецификой топливного баланса Германии, в котором основную долю составляет синтетический бензин. Двигатель недоработан, но очень мощный и при этом компактен. Его пуск облегчается наличием специальных систем, в том числе и для холодного времени года.

Компоновка моторного отделения удачная, с хорошим доступом для обслуживания агрегатов. Монтаж и демонтаж двигателя в корпус простой, его легко можно менять целиком. Карданная связь с трансмиссией не требует центровки.

Наибольший интерес в трансмиссии представляет планетарный механизм поворота, более совершенный, чем на «Тигре». Он не имеет свойств дифференциала при движении (только при повороте на месте), что обеспечивает устойчивое прямолинейное движение и повышает проходимость. Объединение в одном блоке КПП с главным фрикционом и механизмом поворота дало очень компактную конструкцию.

Заслуживает внимание система смазки шестерен во всех этих агрегатах направленной в место зацепления струей масла. В ходовой части очень интересна конструкция торсионной подвески с двумя параллельными торсионами на каждый каток. Благодаря ей немцы добились исключительной плавности при высокой прочности валов.

В целом все узлы ходовой части тщательно продуманы и удачно скомпонованы. Обслуживание занимает минимум времени. Особое внимание следует обратить на централизацию системы смазки все масленки скомпонованы группами в двух местах.

Страница из отчета об испытаниях. Фото в открытом доступе.

Из прочих систем советские специалисты выделили систему автоматического пожаротушения в моторном отсеке с рядом форсунок и простой, но надежной автоматики включения. Безопасность повышается рядом дополнительных мероприятий, как-то изоляцией моторного отделения от воздушных потоков системы охлаждения, установкой воздушных фильтров прямо над карбюраторами, экранировкой выхлопных труб с их обдувом.

№1 Сравнение с другими танками

В отличие от современных «спецов» из интернета, которые любят сравнивать «Пантеру» с Т-34, инженеры НИИБТ полигона прекрасно понимали, что это разные танки и сравнивали ее с «одноклассником» ИС-122 (обозначение ИС-2 появится немного позже).

По боевой массе советский танк был тяжелее на тонну с небольшим (46 тн против 44,8), но удельное давление на грунт оказалось немного ниже (0,8 против 0,88 кг/см²). Меньше и геометрические размеры: ИС-122 короче на 10 см по корпусу, на 35 см уже и ниже. Правда, 560 мм клиренс «Пантеры» больше на 140 мм.

Удельная мощность «Пантеры» оказалась почти в полтора раза больше (15,6 против 11,3 л.с/тн). Но, существенной разницы в средних скоростях движения по грунтовой дороге испытатели не заметили, «Пантера» оказалась быстрее только на шоссе.

А вот по расходу топлива уже со значительным отрывом победил ИС-122, он потреблял всего 440 литров на сто километров против 600 у «Пантеры». Запас хода на внутренних баках оказался равным, но на Ис-122 можно было устанавливать внешние, поднимающие этот показатель на 60%.

По броневой защите ИС-122 значительно превосходил «Пантеру», особенно с бортов и кормы. У него была более мощная пушка, но из-за раздельного заряжания скорострельность меньше в 4-5 раз (1,5-2 выстрела в минуту).

Пантера на НИИБТ полигоне. Фото в открытом доступе.

По количеству смотровых приборов и общей обзорности танки признали равноценными, но не преминули отметить, что в «Пантере» обзорность стала намного хуже, чем в других немецких танках.

В целом, «Пантеру» признали принципиально новым типом тяжелого танка, предназначенного для истребления себе подобных с дальних дистанций, а ИС-122 более традиционен, танк прорыва с более широкой областью тактического применения.

+1
0
+1
6
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии