Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Разработка легкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» продолжает оставаться в центре противоречий. Несмотря на заявления о возможном закрытии проекта, Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) настаивает, что работы идут по графику, а первые поставки авиакомпаниям начнутся уже в 2026 году.
Где сейчас находится проект?
По словам гендиректора УЗГА Леонида Лузгина, завод уже изготовил три опытных образца:
-
Два — для лётных испытаний
-
Один — для статических тестов
Сейчас самолёты дорабатывают под новый российский двигатель ВК-800СМ и винт АВ-901. Третий лётный экземпляр, необходимый для ускорения сертификации, планируют выпустить к осени.
Проблемы и их решение
Лузгин признал, что в ходе разработки были «серьёзные конструкторские замечания», но все они устранены с привлечением профильных институтов. При этом в апрельском контракте Минпромторга часть требований к самолёту упростили или исключили.
Глава УЗГА уверяет, что ВК-800СМ превосходит американский аналог по мощности и экономичности, а после доработок «Байкал» полностью соответствует техническому заданию.
Кому нужен «Байкал»?
Пока единственный твёрдый контракт — 10 самолётов для авиакомпании «Аврора» (поставки в 2026–2027 годах). Ещё более 60 машин заказаны предварительно — их производство растянется до 2044 года.
Однако текущие мощности завода позволяют выпускать всего 5 самолётов в год, а в Комплексной программе развития авиации заявлено 139 «Байкалов» до 2030 года. Лузгин признал, что сроки, скорее всего, сдвинутся, но объёмы не сократятся.
Почему власти говорят разное?
-
Февраль 2025: министр промышленности Алиханов заявлял, что поставки начнутся в 2026 году, а «Аврора» заказала 95 самолётов.
-
Апрель 2025: вице-премьер Юрий Трутнев назвал проект «тупиковым» и заявил, что «Байкала» не будет.
-
Май 2025: УЗГА утверждает, что всё идёт по плану.
Такие противоречия могут означать борьбу за финансирование или технические сложности, о которых умалчивают.
Сколько будет стоить «Байкал»?
По словам Лузгина, цена будет сопоставима с американским Cessna Grand Caravan ($2,2–3,4 млн), но с учётом логистики российский самолёт окажется дешевле.
Вывод
Проект «Байкала» балансирует между срывом и реализацией. Если УЗГА действительно устранил все недочёты, самолёт может стать важным звеном в обновлении региональной авиации. Но если заявления о «тупике» подтвердятся, это будет очередной провал российской авиапрограммы.
Поделись видео:









