Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В 1942 году советская промышленность запустила в производство лёгкую самоходку Су-76. Производилась эта неказистая машина вплоть до конца Великой Отечественной войны, став одним из самых массовых образцов отечественной военной техники. 76-й «Сухарик» принял участие в подавляющем большинстве сражений на советско-германском фронте и не раз выручал Красную армию. Тем обиднее сегодня видеть, как сегодня отдельные эксперты откровенно плюют в эту не самую привлекательную, но работящую машину войны.
Как только несчастные Су-76 не ругают в современных статьях да материалах. Якобы в войсках эта самоходка заслужила какое-то неимоверное количество откровенно унизительных прозвищ. Мол, не любили её ни самоходчики, ни таксисты, ни даже пехота. И горели Су-76 едва ли не лучше любой другой советской машины, ибо бронирование было никудышными! Ругают и пушку «сухарика» и якобы за слабый двигатель. Традиционно тумаки достаются и необычной конструкции самоходки без крыши. Иные критики упоминают о том, что именно за эту самоходку её создателя Семёна Александровича Гинзбурга советская власть не только сняла с должности, но и отправила в действующую армию (где он в итоге и погиб, участвуя в обороне Курской области). Иные в жертвы Су-76 записывают даже давшего этой самоходке «зелёный свет» наркома танковой промышленности Исаака Моисеевича Зальцмана, которого советская власть сняла с должности…
И это всё не считая «бесчисленных» красноармейцев, что загубила эта бездарная самоходка без крыши! Но если серьёзно… Гинзбурга действительно сняли с должности из-за Су-76. Вот только не из-за самой самоходки, а из-за преступно низкого качества машин первой серии (кстати, история там была, мягко говоря, непростая, не плюйте сразу в Семёна Александровича). А что до Зальцмана, то его отстранение вообще было не связано с Су-76. Более того, последнего хотя и сняли с 1943 году с должности Народного комиссара танковой промышленности, тут же назначили на пост директора Кировского завода. Если что, это тот самый завод, где вскоре будут выпускать новенькие ИС-2. Справедливости ради, претензии к Зальцману действительно были. Правда, совсем иного свойства. Что же до загубленных Су-76 красноармейцев, то к ним мы ещё вернёмся.
Но прежде важно отметить, что 76-й «Сухарик» действительно не был машиной идеальной (а они вообще есть?). Самоходка во многом была ребёнком необходимости: шасси от лёгких танков Т-60 и Т-70, броня в 35 и 15 мм со лба и борта, отсутствие крыши, как наиболее дешевое и простое решение проблемы загазованности боевого отделения в момент выстрела. Кстати, об отсутствии крыши. Подобная схема использовалась и во многих других боевых машинах Второй мировой войны. Чего стоят только разномастные американские охотники на танки вроде «Адских котов» и «Джексонов» или немецкие «Мардеры». Что до вооружения Су-76, то здесь различные обвинения в бесполезности самоходки слушать и вовсе смешно. Поставили в САУ дивизионную пушку 76.2-мм ЗИС-3. В момент времени это было вполне адекватное вооружение для противотанковой артиллерии 1941-1943 годов. Достаточно сказать, что, учитывая самоходные варианты, ЗИС-3 была выпущена тиражом в 62.5 тысячи экземпляров.
Критикуют сегодня и концепцию самоходки. Мол, Зальцман и Гинзбург подарили Красной армии откровенно мертворождённый проект. Если так, то выходит, что в ГКО Советского Союза сидели или дураки, или откровенные враги, раз не только пропустили Су-76 в войска, но и выпускали её вплоть до конца войны. К слову, 76-й «Сухарик» — это самая массовая советская машина времён войны после танков Т-34. Сделали этих «душегубок» более 14.2 тысяч единиц. В действительности же концепция Су-76 была не просто удачной, а во многом спасительной. Дело в том, что Красная армия отчаянно нуждалась в танках Т-34. Однако делать их мог далеко не каждый завод. В то же время ряд предприятий могли выпускать лёгкие танки, однако их полезность для фронта была крайне ограниченной. Поэтому идея сделать противотанковую самоходку на шасси лёгкого танка оказалась по истине гениальным решением. На момент появления Су-76 могла уверенно поражать основные танки вермахта в лице средних Т-III и T-IV.
При этом в войсках самоходку действительно ругали. Правда, исключительно сами самоходчики. Да и те в большинстве случаев были из числа тех, кто пересел на Су-76 с более совершенных самоходок ближе к концу войны. А это, чего греха таить, было сродни пересадки с «Волги» даже не на «Запорожец», а на велосипед… В то же время в пехоте на самоходку буквально молились, ведь на протяжении нескольких лет она оставалась одним из важнейших средств огневой поддержки. Что же касается потерь, то это общее место не только для Су-76, но и для большинства советских самоходок. Дело в том, что у командиров Красной армии долгое время оставалась «болезнь» применения самоходок в качестве танков. Чаще всего прибегали к этой мере вынужденно, а не по глупости. Однако, результат был один – неоправданные потери. За ненадлежащее использование «Сухарей» командиров регулярно пороло вышестоящее начальство (фигурально, само собой). И всё же проблема в известной степени сохранялась почти до конца войны. Соответственно, потери самоходок были связаны не с их качеством или характеристикам, а с ненадлежащим применением. В общем, не плюйте в «Сухарик» — она на себе не одно сражение вывезла.
Поделись видео:
