Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы расскажем про ещё два стратегических бомбардировщика-ракетоносца, установленных в качестве памятников в лётном городке крупнейшей авиабазы дальней стратегической авиации в г. Энгельс.
Это первый советский серийный реактивный ракетоносец Ту-16К-26 и ещё один крайне редкий сверхзвуковой ракетоносец Ту-22КПД.
Возле бывшего КПП №1 на въезде в ныне общедоступный лётный городок авиабазы, нас сразу встречает первый серийный советский реактивный дальний многоцелевой тяжёлый бомбардировщик-ракетоносец Ту-16 с бортовым номером «11 красный» и серийным номером 5202605.
Вероятно это модификация Ту-16КСР-2-5, он же Ту-16К-26, принятый на вооружение в 1969 г. и являвшийся носителем сверхзвуковых крылатых ракет КСР-5.
Причём такие самолёты на данной авиабазе никогда не базировались, а попал он сюда в рамках программы по утилизации в начале 1990-х гг. с военного аэродрома Тарту в Эстонии, после вывода наших войск из бывшей советской республики.
Ракетоносцы Ту-16 выпускались с 1953 по 1963 гг. в различных модификациях. Причём разрабатывались они в первую очередь как бомбардировщики-носители ядерного оружия, но за время производства их было выпущено полторы тысячи единиц в огромном количестве модификаций от разведчика до стратегического носителя крылатых ядерных ракет.
Сняты с вооружения они были только в 1993 г.
В носовой части вместо обтекателя РЛС расположена кабина штурмана с кожухом антенны помеховой станции «Сирень-Д», а у воздухозаборников видны ещё две антенны от станции. Также демонтирована носовая пушка и отсутствуют системы дозаправки в полёте, что говорит в пользу версии о том, что здесь установлена модификация Ту-16К-26.
Под фюзеляжем расположены створки бомболюка с мотогондолами по краям. К слову в начале 1980-х гг. это был единственный бомбардировщик, который мог вместить в свой бомболюк авиабомбу ФАБ-9000.
В качестве оборонительного вооружения самолёта были три дистанционных башенных установки (верхняя ДТ-В7, нижняя ДТ-Н7 и кормовая ДК-7) с двухствольными 23-мм авиационными пушками АМ-23, а на некоторых модификациях ещё и седьмая носовая одиночная пушечная установка.
В этой модификации носовой пушки не было, а вот стволы в башенных установках демонтированы при установке памятника.
Шасси самолёта.
На законцовке крыла видно утолщение противофлаттерного груза. На некоторых модификациях Ту-16 в законцовках крыла располагался автомат заправки в воздухе по схеме «с крыла на крыло», от которой впоследствии отказались в пользу схемы «шланг-конус».
Ну и хвост самолёта с разоружённой башней.
Но заехали мы сюда ради другого самолёта, который находится чуть дальше.
Пройдём к нему через мемориальный парк «Памяти героев-авиаторов».
С таким фонтаном.
Оканчивающимся памятником советской лётчице-штурману М. М. Расковой, построенному по проекту скульптора А. А. Щербакова, открытым в 2020 г. Это была одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза.
Оканчивается парк стелой авиаторам, установленной в память о 67 летчиках, погибших в мирное время при освоении новой техники.
Далее мы выходим к бывшему КПП №3, где стоит самолёт, ради которого мы сюда приехали.
Перед площадкой с ним установлена плита-штандарт авиабазы.
Здесь установлен ныне крайне редкий дальний сверхзвуковой стратегический тяжёлый бомбардировщик ракетоносец Ту-22 с бортовым номером «74 красный». Такие никогда не базировались в Энгельсе, а в настоящее время в России их осталось всего 9 штук в виде памятников и музейных экспонатов.
Этот ракетоносец когда-то входил в состав 2-й авиационной эскадрильи 203-го гвардейского Орловского тяжелобомбардировочного авиационного полка 22-й Гвардейской Донбасской Краснознамённой тяжелобомбардировочной дивизии, который базировался на военном аэродроме Барановичи в Белоруссии, а после снятия их с вооружения и списания, в 1994 г. в рамках программы по утилизации он был доставлен на эту авиабазу и впоследствии установлен в качестве памятника.
Какая именно модификация установлена здесь не очень понятно, либо это ракетоносец Ту-22К (или КД) со станцией постановки помех, либо модификация самолёта видовой, радиотехнической и радиоэлектронной разведки Ту-22КПД. Кроме того, в некоторых частях фюзеляжа под слоями краски просматривается другой бортовой номер «80 красный».
Ту-22 производились с 1959 по 1969 гг. в десятке различных модификаций, а всего их было произведено чуть более 300 единиц, из которых около 70 были потеряны в авариях, а из оставшихся в мире сохранилось всего 11, 9 из которых в России.
К слову, в военно-воздушных силах у этого самолёта было два основных прозвища — это «Шило», полученное из за вытянутой остроконечной формы фюзеляжа и «Спиртовоз», полученное из за системы охлажде
Поделись видео:
