Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Танки в начале своего развития обладали множеством разных странных технических решений. Они обусловлены особенностями войны тех времён, требованиями военных и техническим видением инженеров. Некоторые из странных технических решений прошлого дошли до наших дней, правда их использование обоснованно другими особенностями ведения боя и техническими вызовами.
Узкие гусеницы
Узкие гусеничные ленты стали следствием медлительности первых танков, их слабой манёвренности. Многие страны не могли себе позволить сравнительно тяжёлые и до зубов вооружённые ромбовидные машины, заменяя их более лёгкими и простыми первыми танками с башнями и простыми танкетками. Из-за меньшего веса, необходимость в широких гусеницах отпала, к тому же считалось, что чем шире и длиннее гусеничная лента, тем она тяжелее и тем сложнее двигателю и трансмиссии проворачивать звенья, передвигая танк.
Теория была не без основательной, но с увеличением опыта в конструировании танков и увеличении массы готовых боевых машин, от концепции узких гусениц стали отказываться в пользу широких гусеничных лент. Переход особенно заметен в СССР во второй половине 30-х годов, когда даже на сравнительно лёгких машинах начали использовать широкие гусеницы. В то же время, страны Европы, Британия и США не спешили расширять гусеницы даже на штурмовых машинах и пехотных танках типа Valentine, Matilda, Churchill.
Узкие гусеницы актуальны и сейчас, правда не на танках… Они характерны для БМП, масса которых в разы меньше и как следствие, необходимость в широких гусеницах отсутствует. Узкие гусеницы так же позволяют уменьшить размеры боевой машины и снизить боевую массу.
Трансмиссия спереди
Многие танки довоенного и военного периода обладали странной для наших дней компоновкой – трансмиссией спереди при двигателе сзади. Их объединяли карданным валом вдоль всего корпуса, что вносило свои сложности. Особенно тяжело было обслуживать трансмиссию и доставать её для ремонта или полной замены. В M4 Sherman проблему решили толстым съёмным кожухом, но другие страны такое решение не переняли.
Трансмиссию выносили вперёд ради переднего расположения ведущих катков. Считалось, что ведущие катки спереди позволят улучшить проходимость и преодоление вертикальных препятствий, таких как противотанковые укрепления, стены, рвы, окопы, горы мусора. Лишь с опытом Второй Мировой, сравнивая танки разных стран между собой удалось выяснить, что расположение ведущего катка не оказывает особого влияния на преодоления вертикальных препятствий, в отличие от диаметра самого первого катка. Чем он больше, тем хуже была проходимость. Следовательно, маленький каток натяжения гусеницы спереди был лучше, чем огромный ведущий…
В наши дни трансмиссия спереди используется в паре с двигателем на подавляющем большинстве БМП и ОБТ типа Merkava. Подобная компоновка нужна для усиления защиты при невозможности сделать толстую лобовую броню в условиях строгих массо-габаритных ограничений.
Замены в башнях
Подавляющее большинство танков мира до 60-х годов разработки включительно обладали заманами во лбу башни при сравнительно малом погоне или отсутствии линии погона вовсе. Цель – повышение защита башни и не редко заман формировался не основной бронёй башни, а орудийной маской.
В наши дни заманы стали повсеместным явлением, причём создают их не округлыми формами башни или маски орудия, а клиновидными формами и большим погоном башни. «Мода» на подобные технические решения вернулась в 90-е годы по одной простой причине – современные бронебойные снаряды, будь то кумулятивные заряды или кинетические боеприпасы, не рикошетят. Даже если ОБПС попадёт в замен, его скорость атаки будет настолько большой, что снаряд не отскочит в корпус. Кумулятивные заряды в целом редко рикошетят и чаще детонируют, а рикошет кумулятивной струи практически не возможен, кроме касательных попаданий. Клиновидная форма замана нужна для уменьшения толщины изготовляемой детали, её веса. Угол наклона увеличивает толщину преграды, которую надо пройти снаряду. А так как современные противотанковые боеприпасы редко рикошетят, то и углы наклона можно сделать больше.
Поделись видео:


