Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
«Раз начал мастером — пусть и заканчивает мастером».
История советской танковой промышленности просто немыслима без имени Исаака Моисеевича Зальцмана. При жизни он был на вершине промышленной иерархии, после войны — практически забыт. А началось все с простой фразы Сталина в 1949 году, когда на вопрос о дальнейшей судьбе Зальцмана он якобы бросил:
«Раз начал мастером — пусть и заканчивает мастером».
Что же привело к столь стремительному краху карьеры человека, которого называли «танковым королём», а в СССР — не иначе как «генералом Танкограда»?
От мастера смены до наркома
Начав трудовой путь после Одесского политехнического института на Кировском заводе, Зальцман быстро поднялся по карьерной лестнице. Не в последнюю очередь этому способствовали массовые чистки 1930-х годов. Уже в 1938 году он занял пост директора, что, как говорят, не обошлось без поддержки Жозефа Котина — будущего главного конструктора.
С началом войны Кировский завод был эвакуирован в Челябинск. Здесь, в условиях хаоса, была создана производственная махина под руководством Зальцмана — комбинат по выпуску тяжёлых танков. Его роль в организации производства Т-34 и КВ в кратчайшие сроки считается без преувеличения выдающейся. Один только факт: за месяц на ЧТЗ начали собирать КВ, а спустя еще один — Т-34 на Уралвагонзаводе.
Однако методы были далеки от разумного администрирования. Зальцман угрожал рабочим оружием, арестовывал начальников цехов, снимал их с должностей, даже не вникая в суть проблем. Один из таких случаев произошёл на Уралмаше, когда за отказ включить в производственный цикл ненужный станок начальника цеха сняли и арестовали. Вернули только после того, как стало ясно: заменить его просто некем.
В годы войны подобные методы казались допустимыми. Сталин, даже несмотря на постоянные жалобы, неизменно напоминал:
«Вы забыли упомянуть, что Зальцман умеет делать танки».
Он умел решать задачи любой ценой — переадресовывал составы, перехватывал оборудование для других предприятий, лично летал искать недостающие комплектующие, даже радиопередатчики. Ради успеха на фронте ему прощали многое, в том числе и «отжатые» у авиации двигатели М-17.
Но подход, работавший в условиях войны, оказался неуместным в мирное время. После 1945 года начались первые проблемы: условия жизни рабочих были тяжелыми, реэвакуация затягивалась, возник кадровый голод. Самоуправство, жесткость и недальновидность стали мешать, а не помогать.
Причины опалы: официальные и реальные
В конце 40-х Зальцмана настигла опала. По одной из версий — из-за отказа участвовать в «Ленинградском деле», якобы он не дал показаний на высокопоставленных ленинградцев, с которыми имел дружеские связи. По другой — из-за провала с производством ИС-4 или проблем в тракторостроении.
Скорее всего после войны Зальцману просто не хватило гибкости. Он так и не смог стать управленцем мирного времени. При этом парадокс заключался в том, что даже бытовая сторона жизни рабочих под его руководством оставалась критической: отсутствие жилья, плохое питание, переработки и мобилизация на принудительные субботники.
В народе ходили анекдоты о его показной «заботе». Рассказывают, как однажды Зальцман увидел подростка у станка босиком и приказал начальнику цеха отдать ему свои сапоги. Хотя логичнее было бы снять обувь самому — ведь именно директор ответственен за быт рабочих.
Параллельно он устраивал щедрые застолья для приближённых, построил дачу за счёт завода, щедро финансировал футбольный клуб, отдавал стройматериалы московским театрам, а ветеранам завода в помощи отказывал. Это были не слухи — всё подтверждено документально, в том числе и историками РАН.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
После снятия с поста, Зальцману пришлось начинать с нуля. При всех своих заслугах, он был вынужден вступать в партию заново. Тем не менее, судьба оказалась к нему благосклонна. Постепенно он вернулся к управленческой деятельности — хоть и не в прежних масштабах. В 80-х восстановил партийный стаж, дожил до глубокой старости, и имя его снова оказалось востребовано.
В 1995 году на здании заводоуправления ЧТЗ появилась мемориальная доска. В 2007 году его именем была названа улица в Челябинске, а в 2014 — сквер в Петербурге. Несмотря на противоречивость фигуры, вклад Исаака Зальцмана в победу в Великой Отечественной войне оспорить невозможно. Но его история — урок о том, что управленческие методы времени войны не работают в мирной жизни.
Поделись видео: