Loading...
Сражение, ставшее "Прохоровкой" для ВВС: почему о нём не вспоминали в СССР - новости Подоляка

Сражение, ставшее «Прохоровкой» для ВВС: почему о нём не вспоминали в СССР

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
17
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

В этой битве сошлись армады истребителей, подобно тому, как это было с танками под Прохоровкой…

Американский истребитель Р-39 «Аэрокобра» не прижился на Западном фронте. Объясняется это спецификой воздушных боев, которые там проходили. Там требовался истребитель, способный уверенно бороться с «мессершмиттами» на высотах более пяти километров, для чего «Аэрокобра» не очень годилась. Но вот на всем огромном протяжении Восточного фронта бои велись, в основном, на малых и средних высотах, где он мог продемонстрировать свои лучшие качества.

В результате советское руководство его постоянно заказывало, и он составил треть американских самолетов, поставленных по ленд-лизу и более половины всех «Аэрокобр», произведенных в США. Всего американцы передали СССР около пяти тысяч этих истребителей.

Сражение, ставшее "Прохоровкой" для ВВС: почему о нём не вспоминали в СССР

За что наши лётчики полюбили «Кобру»?

Р-39 «Аэрокобра» имел очень нестандартную для того времени компоновку: двигатель располагался не в носу самолета, а за кабиной пилота. Задняя центровка обеспечила ему уникальную маневренность, но не прощала небрежностей в пилотировании, самолет имел склонность срываться в плоский штопор. Впрочем, этим грешил и самый маневренный и массовый советский истребитель начала войны И-16, так что пилоты, успевшие на нем полетать переучивались на американца без проблем.

Советские летчики-истребители полюбили его за великолепную верткость, высокие разгонные характеристики, большую скорость (585 км/час на четырех километрах) и феноменальную живучесть. Немаловажным было удобство работы пилота: отличная обзорность, хороший прицел, прекрасная радиостанция и комфортные эргономика и микроклимат в кабине.

Но больше всего нравилось мощь вооружения: 20 или 37 мм пушка и до четырех крупнокалиберных и обычных скорострельных пулеметов. Такое несли только штурмовики Ил-2, да и то, не всех модификаций.

Самолет получил прозвище «Машина асов» совсем не случайно. Второй по результативности советский ас и трижды Герой Советского Союза Покрышкин из своих 59-ти побед 48 одержал на «Аэрокобре». На них же летали и одиннадцать из двадцати семи дважды Героев.

Прохоровка в авиации

Одно из самых грандиозных воздушных сражений войны развернулось в небе над Яссами в начале лета сорок четвертого года. Оно имело для авиаторов не меньшее значение, чем сражение под Прохоровкой для танкистов и было не менее упорным. После поражения в нем люфтваффе уже не предпринимали попыток вернуть себе господство в воздухе. Немалый вклад в победу ВВС Красной армии внесли как раз «Аэрокобры», которые составляли большинство советских истребителей.

Советские лётчики с "Аэрокоброй". Фото в открытом доступе.

Об оборонительной операции под Яссами (30 мая — 8 июня 1944 г.), в которой приняли участие две наземные и одна воздушная армия Второго Украинского фронта в советской историографии упоминают очень редко, во всяком случае его не внесли ни в перечень стратегических, ни в список фронтовых операций. Ряд историков считает, что это произошло по довольно простой причине, в ней в наступлении совместно участвовали немецкие и румынские войска. А тему войны СССР с Румынией после того, как в конце войны она стала союзником и вошла в состав «социалистического лагеря» лишний раз старались не поднимать.

Успех наступления немецко-румынских войск противник собирался обеспечить мощной поддержкой с воздуха. Он был готов ввести в сражение почти тысячу самолетов, из которых не менее четырех сотен были истребителями.

Противостоять им была должна была истребительная авиация 5-й воздушной армии которую составляли три истребительных авиадивизии (118 Ла-5 и 187 Як-1/7/9) и три дивизии на самолетах Р-39 «Аэрокобра», всего 289 штук. Таким образом, «Аэрокобр» было чуть меньше половины.

Несмотря на численное превосходство, поначалу бои складывались не в нашу пользу. Обусловлено это было тем, что аэродромы люфтваффе располагались рядом с линией фронта и пилоты вылетали по 6-7 раз в день, некоторые умудрялись сделать даже десяток вылетов.

Наши же аэродромы после весеннего наступления частей Второго Украинского фронта остались в тылу, оборудовать передовые в полном объеме не успели и истребителям приходилось преодолевать до линии фронта по полторы сотни километров, что не могло не сказаться на боевых возможностях.

Р-39 «Аэрокобра» «Машина асов». Фото в открытом доступе.

Так, в первый день наступления было зафиксировано более двух тысяч вылетов немецких самолетов против семисот наших. На второй день на полторы тысячи смогли ответить только восьмью сотнями.

Преимущество дала и тактика люфтваффе: истребители-штурмовики FW190, проутюжив штурмовкой наши позиции уже как истребители прикрывали подошедшие вторым эшелоном бомбардировщики Ju87 и Ju88. А «чистые» истребители «мессершмитт» Bf109 эшелонированные выше в несколько ярусов сверху атаковали наши истребители, вылетающие на перехват.

Генерал-полковник С.Н. Гречко, бывший тогда начальником оперативного отдела штаба написал в воспоминаниях, что противоядие придумали быстро. Увеличили количество истребителей в группах и часть из них (очевидно, Як и Ла) завязывали бой на высоте, а другие («Аэрокобры») не сопровождали штурмовики, как обычно делалось, а вылетали на 3-5 минут раньше и разгоняли «фоккеров» FW190, работающих на малых высотах. Это позволило переломить ситуацию, в дальнейшем истребители только увеличивали эффективность вылетов. Уже 3-го июня наши штурмовики Ил-2 и бомбардировщики Пе-2 получив надежное прикрытие начали наносить мощные удары по наступающему противнику.

Самыми тяжелыми оказались первые дни боев, которые велись только силами 7-го истребительного корпуса, имеющего на вооружении исключительно истребители «Аэрокобра». Три авиадивизии на Ла-5 и Яках подключились к сражению только на четвертый день.

В эти же дни были и основные потери с обоих сторон.

Покрышкин на своей «Аэрокобре». Фото в открытом доступе.

В результате действий советских истребителей наступление противника быстро выдохлось и к восьмому июня немецко-румынские войска были отброшены на исходные позиции. Если на земле результаты сражений оценивают по оставленной или захваченной территории, то в воздухе основным признаком служат понесенные сторонами потери.

За неделю боев с 30-го мая по 8-е июня 5-ая воздушная армия потеряла 135 самолетов. Люфтваффе недосчиталось четырех с половиной сотен машин. Самым результативной из шести авиадивизий, принявших участие в битве, стала летающая на «Аэрокобрах» 9-ая Гвардейская, имеющая на начало сражения 97 боеготовых машин и записавшая на свой счет 128 побед.

+1
1
+1
17
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии