Сравнение смердов и холопов: ключевые отличия в социальном статусе и жизни в древней Руси

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Чем смерды отличаются от холопов

В Древней Руси термины «смерд» и «холоп» воспринимались почти как синонимы, обозначая людей низшего, подчинённого статуса. Однако для уха древнерусского человека различие было значительным. Неправильное понимание этих понятий означало непонимание самой структуры общества. Один был несвободным, но имел личность. Другой — был вещью.

Смерд: свободный, но привязанный к земле

Представьте крестьянина XI века. Он возделывает землю, выплачивает дань князю и подчиняется его суду. Это — смерд. Его основная характеристика — личная свобода. Он не является чьей-то собственностью. Но его свобода ограничивается главным: землёй. Смерд был «привязан» к своему наделу, который фактически принадлежал князю. Он не мог просто покинуть свой участок и уйти — это подорвало бы экономику княжества.

Его зависимость была государственной, а не частной. Смерд выплачивал князю налоги (дань) и выполнял повинности. В случае войны его могли призвать в ополчение — «воев». Он имел право владеть имуществом, заключать сделки, его штраф за убийство («вира») был, хоть и меньшим, чем у свободного горожанина, но всё же защищал закон. Его жизнь регулировала «Русская Правда». Смерд — это основа древнерусского «среднего класса», государственный тяглец, кормилец.

Холоп: «говорящее орудие»

Теперь представьте человека, который полностью принадлежит господину. Его тело, труд, жизнь, дети — всё это собственность хозяина. Это — холоп. Его статус — рабский. Холоп был вещью, «говорящим орудием». Он не нёс государственных повинностей, не выплачивал налогов, но и не имел никаких прав.

Мужчины, которые берут фамилию супруги: что с ними не так

Его хозяин отвечал за его проступки, как за порчу имущества. За убийство чужого холопа платили не виру, а возмещение ущерба владельцу, как за украденный скот. Сам холоп не мог выступать в суде (за исключением дел о краже), не мог владеть имуществом — всё, чем он пользовался, считалось собственностью господина. Его дети («отроки») наследовали статус раба. Путь в холопы был различным: плен, продажа себя за долги, женитьба на рабе, служба тиуном (ключником) без специального договора.

Главное отличие: личность vs собственность

Именно здесь и заключается пропасть между ними.

  • Смерд — это личность с ограниченными правами, но под защитой закона.

  • Холоп — это собственность, живой товар, закон почти не касался его личности.

Проще говоря, убийство смерда считалось преступлением перед обществом и князем, за это полагался штраф. Убийство холопа расценивалось как порча имущества его господина, за которую необходимо было заплатить компенсацию.

Эволюция: как смерды стали крепостными

После монгольского нашествия и укрепления власти землевладельцев-бояр положение смердов начало изменяться. Их зависимость от князя постепенно трансформировалась в зависимость от того, на чьей земле они находились. Из свободных государственных тяглецов они превращались в людей, прикреплённых к земле феодала. Этот длительный процесс, завершившийся лишь в XVII веке Соборным уложением, и создал известное русское крепостное право. Крепостной крестьянин унаследовал от смерда привязанность к земле, но его статус стал значительно ближе к холопьему бесправию.

Судьба холопства была иной. С развитием феодальных отношений спрос на классического раба-«инструмент» снизился. Гораздо выгоднее было иметь зависимого, но ведущего своё хозяйство крестьянина. Холопы постепенно сливались с обедневшими, попавшими в долговую зависимость смердами. К XV-XVI векам термин «холоп» всё чаще стал обозначать не раба, а слугу, воина или чиновника на службе у господина («служилые холопы»), хотя память о полном бесправии сохранялась.

Память в языке

Эта историческая разница навсегда отразилась в языке. Слово «холоп» стало символом рабской покорности, отсутствия воли. «Смерд» — с пренебрежительным оттенком невежества, грубости («смердеть»), но не полного бесправия.

Таким образом, смерд и холоп олицетворяли два различных типа зависимости в Древней Руси. Один был основой государства, другой — остатком патриархального рабства. Их смешение и преобразование со временем и создали ту сложную, тяжёлую систему крепостничества, которая определила русскую историю на столетия вперёд.

«Главный соблазнитель СССР»: судьба брачного афериста Юрия Ладжуна

5 самых воинственных народов в мире

Какие территории на самом деле советская власть присоединила к Украине

Источник: russian7.ru

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии