Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Этой истории уже больше трех десятков лет, но на просторах интернета она довольно регулярно обновляется, появляясь в новой версии или обрастая неизвестными ранее подробностями.
Ее сюжет заключается в том, что последнего советского космонавта при развале СССР просто забыли на орбите, а потом долго не могли вернуть из-за отсутствия финансирования. И, якобы из-за этого он вынужден был провести на станции 311 суток, поставив мировой рекорд по пребыванию в космосе.
История выглядит действительно вполне сенсационно, особенно для вошедших в моду «разоблачений». Она настолько впечатлила американского режиссера Майкла Бэя, что в его фильм «Армагеддон», в котором Брюс Уилис в очередной раз спасает планету, вошел сюжет о заброшенной станции «Мир» на которой забытый русский космонавт полковник Лев Андропов выручил спасателей поделившись топливом.
Так о ком идет речь, и что же произошло на самом деле?
Речь идет о втором полете известного космонавта Сергея Крикалёва. Он действительно пробыл на орбите вдвое больше запланированного. И действительно, улетел он из СССР, а вернулся уже в Российскую Федерацию. И к его звезде Героя Советского Союза за первый полет добавилась звезда Героя Российской Федерации за номером 1. Кстати, он оказался и последним космонавтом, получившим за полет от правительства автомобиль «Волга» в подарок.
Рекорда по длительности полета в этот раз он не поставил. Он на тот момент был 366 суток и принадлежал слетавшим тремя годами ранее Владимиру Титову. Впрочем, рекордсменом Сергей Крикалёв все же стал. Во время шестого полета спустя полтора десятка лет. Это был рекорд по общей продолжительности пребывания в космосе (803 дня) и держался 10 лет. После этого полета он стал и первым россиянином, побывавшем в космосе 6 раз.
Версия о том, что его «забыли» не столько забавна, сколько унизительна. Она низводит тех, кто в это непростое время несмотря ни на какие сложности обеспечивал и тащил космическую программу на уровень армейского прапора, который перед проверкой забыл пересчитать бирки на костюмах РХБЗ. В начале девяностых была стабильная профессиональная работа и хаоса в управлении и обеспечении полетов не наблюдалось. Там работали очень достойные люди.
На орбите он остался добровольно. Справедливости ради надо сказать, что не по собственной инициативе, ему это предложила земля и он согласился. Прервать полет и вернуться он мог потом в любую минуту. К станции постоянно пристыкован очередной «Союз». И катастрофы не случилось бы, станция могла функционировать и в беспилотном режиме. Кстати, в первом полете так и произошло. Когда прибытие очередного экипажа задержалось, Крикалёв, Поляков и Волков подготовили станцию к беспилотному полету и вернулись на землю.
Просто на тот момент продление срока пребывания было оптимальным выходом из сложившейся ситуации. В истории космонавтики это, пожалуй, единственный случай, когда «земля» попросила космонавта отработать еще одну смену. И не потому, что в планировании были допущены просчеты. Просто планы космических служб скорректировала большая политика.
В девятую экспедицию на станцию «Мир» бортинженер Крикалёв отправился в мае девяносто первого в компании с командиром Анатолием Арцебарским и британской космонавткой Хелен Шарман. К космосу Хелен не имела ни малейшего отношения. Просто Горбачев, набирая очки популярности пообещал как-то Маргрет Тэтчер прокатить на орбиту и британца.
Правда уже начался «парад суверенитетов» итогом которого должно было стать создание Союза Суверенных Государств, как преемника СССР. Но после неудавшегося августовского путча республики стали расползаться в разные стороны. В сентябре объявили о независимости Латвия, Литва и Эстония. В этой ситуации оставить без внимания пожелания первого секретаря ЦК компартии Казахстана Назарбаева было невозможно.
А Нурсултан Абишевич был возмущен, что каких-то англичанок катают бесплатно, а вот среди космонавтов до сих пор нет ни одного казаха. А ведь Байконур стоит на их исконных землях. Сменный экипаж в срочном порядке перекроили. Выкинуть из него командира корабля Волкова или австрийского астронавта Франца Фибека (чье участие планировалось давно и было сполна оплачено Австрией) было невозможно по определению. А вот место сменного бортинженера занял Токтар Аубакиров. Он был отличным и заслуженным летчиком испытателем, но уж никак не мог заменить бортинженера. Кроме того, к длительному полету просто не был готов.
Так что вопрос кому возвращаться на землю был практически предрешен заранее. Два командира на станции без бортинженера явный перебор, оставлять австрийца или казаха никакого практического смысла, да и вопрос, выдержат ли они длительный полет. Ситуацию мог спасти только Крикалёв, оставшись на следующую смену.
Как он потом говорил, ему стало интересно проверить, сколько сможет выдержать, так как один пятимесячный полет за плечами уже был. Вряд ли все было так просто, как он рассказывает. Представьте себе, вы отломали тяжелейшую смену со сверхурочными и уже собираетесь идти домой отдохнуть, а начальство вежливо, но настойчиво просит остаться еще на одну такую же. Так что для принятия такого решения Крикалёву требовалось мужество, и высокое чувство ответственности.
Так что не надо ставить его на одну доску с героем популярного анекдота о спортсмене, выигравшем соревнования по нырянию только потому, что зацепился трусами за корягу не дне и не мог всплыть. Все эти байки про «забыли» или «не смогли» хороши для сенсаций и дешевой популярности авторов публикаций и оскорбительны как для самого героя, так и для его коллег.
Сергей Крикалёв прекрасно понимал на что идет и делал это сознательно. Он мог отказаться, и вариант безусловно нашли бы. В конце концов, полетал бы немного «Мир» без экипажа, не впервой. И никто ему бы ничего не сказал, так же получил бы все положенное.
Но он остался на станции с прилетевшим Волковым, выполнил программу следующей экспедиции и совершил еще один выход в открытый космос. Он не подвел коллег, не изменил любимой работе. На таких людях и держится страна.