Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советский Союз в самом начале экономического развития крайне сильно нуждался в различной технике, позволяющей снабдить страну всем необходимым сырьем, включая древесину.
Богатые редкими лиственными и другими пород древесины Сибирь, Карелия и Урал являлись основными поставщиками, где способ заготовки долгий период выполнялся кустарным способом.
Заготовленное дерево перевозили на реки, течением которого увязанные между собой стволы и спускали в места сортировки и лесопилок.
Первые лесовозы
Транспортные проблемы изначально взяли на себя сами лесные хозяйства, решив использовать для перевозки тягачи.
Модели грузовиков ЗИС-5, а позже ЗИС-21 своими силами переоборудовали, как это не парадоксально идеально справлялись с задачами транспортировки.
Единственным недостатком стали газгеновые установки, которые использовали, чтобы полностью разрешить проблему топлива для тягачей.
Эта установка снижала мощность двигателей тягачей, но все же техника работала исправно и планы по заготовке древесины работниками лесопилок выполнялись.
Знания и опыт при создании первых самодельных лесовозов в дальнейшем использовались инженерами ЛТА (Ленинградский лесотехническая академия) для разработок специальной техники.
Собранные на карбюраторном двигателе испытательные образцы решили расширить моделями, которые и до этого работали на газогеновых установках.
ЗИС-ЛГ и ЗИС-ЛТА-Л пройдя испытания были признаны успешными для серийного выпуска проектами.
Несмотря на то, что инженеры ЛТД подали заявку на серийное производство столь необходимой для работников лесных хозяйств техники на верху было решено временно использовать те лесовозы, которые работники лесопилок собирали ранее.
Только после войны, точнее в начале 50-х годов руководство страны поручило разработать типы лесовозов, которые бы решили проблему транспортировки заготовленного леса на деревоперерабатывающие комбинаты.
Первый лесовоз МАЗ-501, созданный на основе действующего тягача МАЗ-200 хорошо зарекомендовал себя в самых сложных условиях бездорожья.
Эта модель собиралась серийно целое десятилетие, после чего белорусский автопром вначале 60-х перешел на выпуск модели МАЗ-509, техники, позволявшей ускорить перевозку заготовленной древесины.
Также к работкам проектов специальной техники для лесных хозяйств подключились инженеры украинского автопрома, создав проект тягача КрАЗ-255Л.
Эту модель специально создавали для условий отсутствия дорожного покрытия, используя для лучшей проходимости по лесному грунту автомобильные покрышки со своеобразным рисунком протекторов.
«Лаптежники», как называли эти модели тягачей, оказались настолько хороши по своим эксплуатационным характеристикам, что было решено использовать модель грузовика и в других сферах.
Еще одна уникальная разработка, также используемая в различных сферах, стал МАЗ-543 ракетный тягач, изготавливаемый изначально для войсковых подразделений и получивший кодовое название «Ураган».
Эти тягачи использовались для освоения сложных регионов Сибири и крайнего Севера, на лесозаготовочных пунктах для транспортировки древесины на дальние расстояния и на различных гражданских объектах.
Эта модель отличалась высокой маневренностью и мощностью, позволявшей проводить работы в самых сложных климатических и географических районах.
Трактора и первые харвастеры, которые работали на советских леспромхозах
Были другие виды техники, которую использовали работники советских лесных хозяйствах, занимавшихся заготовкой и обработкой древесины.
Работники заготавливающие, сортирующие и перенаправляющие древесину справедливо считали, что для выполнения работ нужна в первую очередь маневренная и мощная техника.
Такими считались трактора на гусеничном ходу, которые хорошо справлялись с различными задачами в условиях отсутствий дорожного покрытия.
В 1956 году Минский тракторный завод серийно начал собирать модель трелевочной машины на гусеничном ходу мощностью в 45 л. с.
Компактный и маневренный трактор, управлять механической трансмиссией которого можно было за счет рычагов, за одну поездку мог вывозить 5 кубов древесины.
Так как до этого периода другой похожей техники в лесных хозяйствах не было, и работники выполняли поставленные задание на обычных тракторах, ТДТ-40, так называлась первая модель механизма, был вне всякой конкуренции.
Простая конструкция и минимальные затраты на изготовление позволяли быстро собирать нужное количество техники, в которых работники лесных хозяйств очень нуждались.
Ходовая часть и рабочие узлы отличались повышенным качеством сборки, и это стало причиной быстрой популяризации модели даже в самых дальних хозяйствах.
Еще одной моделью, одной из первых разработок советских инженеров, стала лесовалочная машина ВМ-4, спроектированная специалистами Абаканского завода механических машин.
Поводом для разработок стал эксперимент, в ходе которого на обычном тракторе установили устройство для срезания стволов. На модель закрепили гидравлический привод и подводящий механизм, который направлял ствол в захват и после срезания сталкивал.
Несмотря на перспективность проекта, разработчики упустили один существенный момент, а именно не предусмотрели наличие манипулятора.
Для захвата и срезания машину приходилось постоянно перенаправлять от одного дерева к другому, что требовало довольно много времени. Тем не менее, разработка в дальнейшем использовалась как основная модель для модернизации.
На базе ВМ-4 была создана доработанная машина ВМ-4Б, где инженеры не только устранили недостатки, но и дополнили модель валочно-пакетирующим аппаратом.
Инженеры Йошкар-Олинского машиностроительного завода позже заинтересовались разработкой и создали проект во многом похожий, но уже усовершенствованный.
Модель с полноповоротным механизмом для валки и пакетирования ТТ-4 был дополнен платформой, на которую загружалось поваленное и обработанное бревно в штабеля с помощью шарнирно-поворачивающей стрелы, взятой с модели ЭО 41-21, экскаватора, который работал за счет дизельного двигателя.
Одной из последних советских разработок стала модель ВТМ ЛП-58, выпуск которой наладили на заводе «Коммунар».
В этой разработке были установлены ножи одностороннего действия, где металлические ножницы работали за счет сжатия полотна по мере погружения в древесину.
Эта особенность позволяла валить стволы в условиях очень низких температур, при которых плотность промерзания древесины могла повлиять на скорость выполнения работ.
Значительно позже ножи были заменены дисковыми пилами, что позволило выполнять работы значительно быстрее и качественнее.
Поделись видео: