Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Завершающая стадия Второй Мировой войны уже находилась под полным контролем советских войск.
Неимоверными усилиями все советские люди, независимо от национальности и вероисповедования, сконцентрировав свои силы и возможности смог не только остановить и переломить ход наступательных операций фашистской Германии, но и перейдя в наступление освободить свои территории и территории других европейских стран от нашествия нацистов.
Промышленность страны на период военных действий работала на 90% для нужд советской армии, включая машиностроение, при этом специалисты сосредоточили все свое внимание на разработке новых боевых машин.
Некоторые образцы техники успели попасть на фронт и в боевых условиях прошли испытания, но было несколько незавершенных проектов, которые пришлось испытывать уже в мирное время для защиты границ государства, которое по своей мощи стала одним из самых сильных в мире.
ИС-3
ИС-3 создавалась для наступательных операций, в которых в качестве основного клина для прорыва обороны врага требовались быстроходные и маневренные модели танков.
Эта тяжелая машина, вооруженная 88-мм пушкой могла вести стрельбу на любом расстоянии, ведя огонь в движении, что было крайне важно для участия в наступательных операциях. Первая партия танков в количестве 25 машин была собрана в апреле 1945 года.
К сожалению, новые машины не успели перебросить на сложные участки фронта. Проект оставался достаточно сырым, а собранные танки недоработаны, несмотря на все усилия инженеров и рабочих.
Одним из главных обстоятельств множества недоработок стала элементарная спешка. Первую партию танков собирали ускоренными темпами, что отразилось на качестве технических характеристик.
Хрупкая броня и недоработанная система охлаждения двигателя так и не была решена в сроки, которые были выделены инженерам-конструкторам.
Несмотря на авральную ситуацию, пришлось приостановить дальнейшую серийную сборку машин, для решения и устранения неисправностей, к тому же, представилась уникальная возможность отслеживать и устранять неполадки на уже готовых танках.
Первую неудачную партию ИС-3 было решено перенаправит в войсковые части в качестве учебных машин и для исправления ошибок. Возможность провести дополнительные испытания привело к тому, что уже в конце лета коллектив завода получил указание сборке доработанного проекта.
После успешно проведенных испытаний танк ИС-3 было принято включить в список боевой техники, для участия в параде Победы, который состоялся в Берлине 7 сентября 1945 года.
На этом параде также приняли участие подразделения и части союзников, что было весьма важным политическим фактором. ИС-3 закрывали парад и на весь период участия в праздновании все машины работали исключительно великолепно, что было сразу отмечено представителями союзных войск.
Не секрет, что парад имел несколько предназначений, и одним из самых важных являлось возможность продемонстрировать военную мощь страны, которая являлась фактическим победителем в этой войне, взяв на себя весь основной удар фашистской Германии.
На тот момент у союзников не было даже таких танков, которые могли бы соперничать со старой моделью, ИС-2, поэтому появление новой боевой машины, в разы превышающей по боевой мощи старую модель, стала для союзников как гром среди ясного неба.
После парада войск вскоре появилась байка, в которой упоминалось, что вроде бы сразу после торжества американцы переименовали свой M26 Pershing из тяжелого танка в средний.
Такой факт в действительности произошел, с той поправкой, что замену произвели не в сентябре 1945, а начале 1946.
Все дело в том, что к тому моменту американские части не имели техники, которая бы действительно соответствовала стандартам тяжелых танков, поэтому M26 Pershing как боевая техника, был, скорее всего, стимулом для поднятия боевого духа солдат.
Т-44
Эта модель, по словам специалистов, по своим техническим характеристикам опередила время как минимум на два десятилетия.
Созданная в 1944 году боевая машина, где базовой моделью послужил танк Т-34, была практически полностью обновлена и добавлена новыми разработками, усиливающий защитные и боевые характеристики.
К тому моменту, когда Германия объявила всему миру о том, что фашизм повален и представители командования, для спасения мирного населения готовы к капитуляции, было собрано и опробовано 190 экземпляров Т-44.
Изменив расположение двигателя, конструкторам удалось решить проблему слабой защиты передней лобовой части, перенеся башню ближе к центру машины. Кроме этого было решено еще ряд задач технического характера, позволявших максимально использовать танки в наступательных операциях.
Не смотря на то, что в принципе проект был готовым, и даже успели собрать не малое количество боевых машин, на фронт они так и не попали.
Причиной первой, да, по сути, и основной, было то, что конструкторы сомневались по многим вопросам, которые, по их мнению, требовали доработки.
Большинство эвакуированных заводов на новых местах, не имели в своем распоряжении нормального оборудования. Довольствуясь примитивными условиями, боевые машины собирали практически в кустарных условиях.
Отсутствие капитальных стационарных линий для сборки и точного оборудования повлияло не только на сборку этой модели, но и стала причиной недовыпуска тысяч машин, в которых так нуждались бойцы Красной армии.
Как бы то ни было, но уже в 1947 все недоработки были полностью решены и устранены.
1823 собранных машин верой и правдой выполняли боевые и мирные задачи до начала 60-х годов и даже принимали участие при подавлении мятежа в Венгрии.
После снятия Т-44 с серийного выпуска их не списывали, как это обычно происходит, а в виду того, что технику еще могла эксплуатироваться, передали в различные ведомства страны, в качестве тягачей.
СУ-85Б
В период Великой Отечественной войны заводы страны, успевшие эвакуироваться, массово изготавливали самоходные легкий установки ЗИС-3, которая, а эту особенность особенно требуется выделить, практически ни чем не уступала самым лучшим танкам периода ВОВ.
По техническим характеристикам самоходки являлись довольно простым вооружением. Тем не менее, это не мешало с помощью простых и не требующих особого ухода машинам участвовать в самых разных войсковых операциях.
Если сравнивать сборку танков и самоходок, то легкие ЗИС-3 обходились государству в три раза дешевле, а на поле боя эти маневренные и из-за быстроты передвижения, а потому и мало-неуязвимые машины творили настоящие чудеса.
К маю 44-го года было принято решение создать новую модель САУ, где в качестве оружия решено было установить 85-мм Д-5С, пушку, которую ранее успели опробовать на Т-34, позже СУ-85 и КВ-85.
Новую модель планировали начинать серийно собирать уже зимой 1945 года, но в ходе испытаний обнаружились проблемы со стрельбой, точнее с ее точностью. Отдача от выстрела была такой сильной, что шасси установки подпрыгивало.
После некоторых раздумий было принято решение сменить вооружение и установить более легкий вариант пушки, ЛБ-85, которая благодаря однокамерному дульному тормозу не обладала таким сильным откатом.
Попутно, так как у инженеров появился запас времени, специалисты успели проработать и другие, технически уязвимые, по их мнению, места, но главным решением была замена двигателя самоходки на более мощный силовой агрегат.
В мае 45-го года модель самоходной установки СУ-85Б прошла дополнительную проверку и после испытаний была допущена к серийной сборке. К тому времени война уже практически была окончена, и приказом Министерства обороны проект был заморожен.
Горьковский автозавод уже был готов к серийному выпуску, но так как решением сверху было дано указание передать разработки в архив, специалисты занялись сборкой гражданской техники.
СУ-101/СУ-102
Разработанные на базе силовых агрегатов Т-34 и Т-44 самоходные установки, которые отличались только калибром орудия, были практически готовы к серийному выпуску на заводе «Уралмаш» в период 1944-1945 годов.
Главным отличием самоходки считалось отклонение от общего принципа установки боевого отсека. Эта особенность помогла снизить общую нагрузку передних катков и усилить защитные свойства брони.
В конце апреля 45-го года собранные экземпляры самоходок были переданы для испытаний, которые затянулись на целый год.
Причиной, почему так долго проходили испытания, стала недоработка с месторасположением боевого отсека. Несмотря на то, что конструкторам удалось снизить нагрузку на переднюю часть, проблема была так и не решенной полностью.
В конце концов, после долгих проб укрепить шасси самоходки, которое не выдерживало механических нагрузок, было решено сменить шасси. Луше всего для этого подходило готовое в разработке шасси с Т-54, но для этого пришлось заняться всей конструкции.
К тому периоду «Уралмаш» практически полностью перешел на выпуск гражданской техники, и заниматься самоходкой стало попросту некому.
Военных конструкторов, участвующих в разработке проекта было мало для плановых разработок и вскоре было принято решение, заморозив проект, передать его в архив.
Поделись видео:
