Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советская военная техника не раз поражала интересными техническими решениями, но далеко не все проекты доходили до массового производства. Некоторые машины и корабли, хоть и принимались на вооружение, оставались едва ли не в единичных экземплярах. Причины могли быть разными: и сложность конструкции, и высокая стоимость, и технические проблемы, а некоторые экземпляры вообще устаревали, не добравшись до конвейера.
1. Лёгкий колёсно-гусеничный танк Т-46
Танк Т-46 задумывался как улучшенная версия Т-26, который в то время уже считался устаревшим. Перед разработчиками поставили задачу сделать машину более подвижной и заодно проверить в деле идею колёсно-гусеничного хода. На бумаге решение выглядело перспективным: гусеницы обеспечивали проходимость, а на ровной дороге можно было перейти на колёса и разогнаться быстрее, чем обычный танк. Инженеры переработали корпус, усилили броню, снабдили новый танк более мощным двигателем и спроектировали башню с новым типом вооружения. В проект заложили сложную трансмиссию, которая должна была переключаться между двумя режимами движения. В теории машина выглядела универсальной, но как только дело дошло до испытаний, начались проблемы. Система смены хода оказалась слишком сложной и ненадёжной. Да и колёсный режим не дал ожидаемого прироста скорости, а к управлению машиной добавил головной боли.
Выпустили всего несколько экземпляров, причём часть из них так и не довели до работоспособного состояния. Серийное производство признали нецелесообразным: танк вышел дорогим, сложным и капризным в эксплуатации. В конце 30-х эти машины ещё числились на вооружении, но в боевых действиях не участвовали. Возможно, они использовались для учебных целей, а затем просто были списаны. Концепция колёсно-гусеничных танков в СССР на этом не закончилась, но Т-46 остался в истории как попытка объединить несовместимые требования, которая на практике оказалась тупиковой.
2. РСЗО 9К59 «Прима»
Реактивная система залпового огня «Прима» создавалась как более совершенная замена «Граду», но её судьба сложилась иначе. Работы над ней стартовали в 70-х годах, а целью было повышение огневой мощи, улучшение точности и дальности стрельбы. Машина получила 50-ствольную пусковую установку и новые реактивные снаряды, которые превосходили прежние по боевым характеристикам. Комплекс должен был стать более мобильным и универсальным, обеспечивая массированные удары по площадям. Правда, возникли трудности: сложная конструкция, новые боеприпасы и более перспективные альтернативы.
Первый опытный образец собрали в 1982 году, но на этом дело фактически и остановилось. В серию 9К59 так и не пошла, а все работы свернули в пользу модернизации уже существующих систем. Прирост эффективности не оправдывал затраты на переоснащение войск, а сложное производство было слишком дорогим. В результате «Прима» осталась в разряде опытных разработок, а наработки использовали при создании других систем.
3. Самоходная артиллерийская установка СУ-122-54
СУ-122-54 на базе танка Т-54 появилась в середине 50-х. Конструкторы выбрали для неё классическую схему с передним расположением боевого отделения, но вместо традиционной башни установили фиксированную рубку с мощной 122-мм пушкой. Такая компоновка снижала силуэт машины и улучшала её защиту. Инженеры хотели создать универсальную боевую машину, способную поддерживать войска огнём и эффективно бороться с бронетехникой. В проекте использовали мощное вооружение и надёжное бронирование, но со временем, уже во время работы, концепция устарела.
Серийное производство ограничилось лишь 77 экземплярами, а военные отдали предпочтение танковым пушкам, установленным в полноценных вращающихся башнях. При всей своей огневой мощи СУ-122-54 уступала более мобильным и универсальным танкам. В итоге машины использовали в основном в учебных частях, а потом списали.
4. Вертолёт Як-24
Як-24 стал первым и единственным советским тяжёлым транспортным вертолётом продольной схемы, разработанным ОКБ Яковлева. Он отличался необычным для СССР расположением несущих винтов: один находился в носовой части, второй — в хвостовой. Такое решение позволяло отказаться от рулевого винта и распределять мощность двигателя только на подъёмную силу. Вертолёт должен был перевозить тяжёлые грузы и десант, при этом обеспечивая хорошую устойчивость в полёте и управляемость. Испытания подтвердили работоспособность схемы, но выявили и серьёзные недостатки.
Серийное производство ограничилось 40 экземплярами, созданными в 1955 году. Вертолёты использовались в войсках для транспортировки грузов и личного состава, но в дальнейшем от их выпуска отказались. Главной причиной стало появление Ми-6, который превосходил Як-24 по грузоподъёмности и скорости, по технологичности и надёжности. Кроме того, сложная конструкция продольной схемы усложняла эксплуатацию и обслуживание. Как итог, программа развития тяжёлых вертолётов в СССР пошла по классическому пути, а Як-24 остался экспериментальным ответвлением, не получившим продолжения.
5. Самоходная артиллерийская установка СУ-100П
После экспериментов с новыми шасси в 1956 году появилась САУ СУ-100П. Машину оснастили 100-мм пушкой Д-50, установленной в открытой сверху броневой рубке; она должна была иметь лёгкую бронезащиту и высокую мобильность для выполнения задачи огневой поддержки. В конструкции использовали ходовую часть от перспективных боевых машин, а двигатель обеспечивал хорошую динамику и запас хода. Концепция выглядела интересной, но не подошла под требования времени.
Всего было изготовлено несколько экземпляров, которые прошли испытания, но серийное производство не запустили. Основной причиной было изменение приоритетов в развитии артиллерии: военные сосредоточились на буксируемых орудиях и реактивных системах. СУ-100П использовали в качестве испытательного стенда для новых технологий, а её шасси стало основой для других самоходных установок.
6. Подводная лодка К-222 (Проект 661 «Анчар»)
Подводная лодка К-222 была рекордсменом среди субмарин по скорости хода под водой. Её создавали с расчётом на быстрое сближение с целями и атаку крылатыми ракетами. Основой стал титановый корпус, что одновременно снижало вес и повышало прочность, а на испытаниях лодка разгонялась до 44,7 узла и была недосягаемой для большинства противолодочных систем того времени. Правда, высокая скорость имела и обратную сторону: шумность корабля сводила на нет его скрытность, а сложность постройки и обслуживания резко повышала стоимость эксплуатации.
Единственный экземпляр К-222 вошёл в состав ВМФ СССР в 1969 году и оставался на вооружении до 1989 года. В ходе службы лодка использовалась в основном для испытаний и демонстрации возможностей, но её серийное производство сочли нецелесообразным. Строительство новых кораблей по этому проекту требовало слишком больших затрат, а боевые задачи лучше решались другими, менее сложными и дорогими субмаринами.