Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В эстонском поселке Ярва-Яани (площадь 3,2 квадратных километра, население 983 человека согласно Википедии) есть пожарная часть. А у этой пожарной части есть музей старой техники, при одном взгляде на который знатоки вспомнят печально известную коллекцию Михаила Красинца в Черноусово. Более 500 автомобилей, грузовиков, автобусов, пожарных машин и других экспонатов советской эпохи хранятся под открытым небом и медленно превращаются в труху.
На сайте музея (да, у него есть сайт!) прямым текстом сказано: технику в основном принимаем в дар, а на серьезную реставрацию нет ни денег, ни рабочих рук — любуйтесь тем, что есть. При этом редких и необычных экземпляров здесь предостаточно.
ЛИАЗ-5932 «Магнолия» — пожалуй, самая редкая и необычная версия всенародно любимого «Лунохода». Вместо уютного пассажирского салона здесь смонтирована настоящая передвижная телестудия, обрабатывающая цветную картинку с нескольких камер и выдающая ее в прямой эфир. Всего таких машин было выпущено меньше сотни, а сколько уцелело до наших дней — никто не знает. Конкретно этот экземпляр с демонтированным оборудованием принадлежал эстонскому режиссеру Рейну Марану, который использовал его… Как склад.
Грузовик МАЗ-200 — кстати, первый в СССР с дизельным двигателем — в очень необычной версии. Такие квадратные надстройки делались на Урале под армейские задачи — и не только ради перевозки людей. Например, в подобной будке могла размещаться передвижная электростанция или оборудование для добычи кислорода и азота из атмосферы, чтобы заправлять системы самолетов.
Тот же механический завод «Уралец» в Нижнем Тагиле позже выпускал вот такие нехитрые автобусы на шасси ГАЗ-51. Предназначались они для перевозки театральных бригад во время гастролей (вот это действительно узкая специализация!), а позже появился и передвижной автоклуб с кино и музыкой. Как раз такая машина нашла пристанище в музее.
Когда-нибудь слышали про Центральный авторемонтный завод №172 из Воронежа? Между прочим, проработал он с 1945 по 2021 год и занимался спецтехникой военного назначения. Например, в середине восьмидесятых там переделывали «Шишиги» в автобусы на 18 пассажирских мест, чтобы обслуживать штабные нужды. Конструкция вышла неудачной, тираж составил около 800 экземпляров, но как минимум один автобус до сих пор жив. Условно.
Старый добрый «газон» стал основой как минимум для двух очень популярных автобусов — ПАЗ-672 и КаВЗ-685. Но помимо них были и другие варианты разной степени изящества: например, во Пскове делали вот такие штуки под названием ПАГ-2 — максимально простые и бесхитростные. Если тот же ПАЗ был все-таки относительно самостоятельной разработкой на агрегатах ГАЗ-53, то здесь на грузовое шасси просто водрузили другой кузов — сами видите какого качества. Удивительно, что производство продолжалось почти 20 лет и сделано было несколько десятков тысяч экземпляров, но о них сегодня мало кто помнит.
А еще в Ярва-Яани выставлено множество необычных самоделок. Например, вот эта футуристическая капсула сделана на базе мотороллера «Тула» Т-200.
Над «Запорожцем» было поставлено множество экспериментов, но этот вариант в кузове фастбэк заслуживает место среди самых необычных и эстетичных. Только фонари от «копейки» — зря.
Кастомный каблучок, у которого в кузове пара пассажирских скамеек вдоль бортов: человек шесть точно набьется. И оцените проработку аэродинамики!
А здесь мы вынуждены признать поражение. Понятия не имеем, из каких деталей собран этот кадавр на базе уазика. Листайте картинки в карусели — и пишите в комментариях, какие элементы узнали.
Поделись видео: