Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Объединившиеся в едином порыве представители авиапрома и лётные генералы просто из штанов выпрыгивали, пытаясь заменить его многоцелевым истребителем.
Как правило, схватки проходили по одному и тому же сценарию. «Истребительное лобби» уже было брало верх – но тут следовал очередной военный конфликт, и выяснялось, что альтернативы А 10 в качестве самолёта НАП у ВВС нет. Потом следовало военное затишье – и сторонники «современных эффективных машин» снова потихоньку брали верх.
Наиболее последовательными были попытки создать замену А-10 на базе многоцелевого истребителя F-16. Ещё в 1980-е годы ВВС США начали разработку специализированной версии F-16 для НАП. A-16 Block 60 должен был нести 30-мм пушку и иметь усиленное крыло для подвески тяжелого вооружения. Однако в 1990-м году ВВС США было приказано сохранить A-10 для выполнения задач НАП, и заказ на A-16 так и не был размещен.
В том же году было принято решение модернизировать порядка четырёх сотен самолетов F-16C/D новым оборудованием для решения задач НАП. Эта машина должна была получить обозначение F/A-16. Однако и этот план также не был реализован.
Со временем в качестве конкурента А-10 стал выступать F-35. Однако у идеи поставлять под огонь машину многомиллионной стоимости было много противников. Они не раз предлагали провести сравнительные полигонные испытания А-10 и F-35, однако «истребительное лобби» аккуратно от этого уклонялось.
В какой-то момент времени это уклонение стало выглядеть совсем уж неприличным, и в 2019-м году такие испытания состоялись. Полигонную обстановку «оптимизировали» под F-35, но это не помогло – «старичок» А-10 уверенно выиграл.
После шапито со сравнительными испытаниями А-10 и F-35 компания в пользу суперсовременного суперсамолёта на некоторое время притихла. Пентагон призвал Конгресс «полностью финансировать весь парк А-10» и выделить деньги на модернизацию любимого (в войсках) штурмовика. ВВС США планировали оставить А-10 на вооружении до 2040-го года – в количестве примерно двухсот сорока штук.
Однако потом это «как-то забылось», и снова потекли речи, в которых F-35 «позиционировали» как лучший штурмовик всех времён и народов. Одновременно «тихой сапой» шло списание А-10. За первые девять месяцев прошлого года ВВС отправили на «кладбище самолётов» (а/база Дэвис-Монтан – фото в заголовке) около сорока штурмовиков. Для сравнения: в течение всего 2023-го года их было всего семнадцать. Закон о национальной обороне, подписанный уходящим президентом Байденом, предписывал сократить количество эксплуатируемых A-10 со 135-ти до всего лишь 96-ти единиц.
При этом «устаревшие» штурмовики активно участвуют в боевых действиях. Совсем недавно они гоняли «бармалеев» в Сирии. Рядом с ними воевали тоже «немолодые» F-15 и F-16. А вот новейшего F-35 в боевых действиях как-то не видать. Это неудивительно, машина до сих пор остаётся фактически небоеготовой.
Вступающий в должность президента Трамп и его советник Маск открыто критиковали производство и использование F-35. Так что специалисты считают, что при новом президенте А-10 может «получить новую жизнь». Локальные конфликты были, есть и будут – а в них по критерию «стоимость-эффективность» старенький штурмовик до сих пор выглядит достойно. Во всяком случае, F-35 ему уж точно не конкурент.
Алексей Захаров,
авиаэксперт
экспертВО
Поделись видео: