Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Когда АСУ-85 впервые поступила в советскую армию, десантники всей огромной страны были просто вне себя от счастья, ведь в тот момент их подразделение стало почти неуязвимым.
Не думаю, что кому-то нужно объяснять, что привносит с собой целый легкий танк, а поступившая в советские войска самоходка разрабатывалась именно на базе плавающего легкого танка ПТ-76…
С 1959 года (года принятия АСУ-85 на вооружение) прошло чуть больше 30-ти лет, и в распоряжении советских десантников появилось свыше 500 «восьмедисяток». За этот отрезок они успели принять участие в операции «Дунай» в Чехословакии, в Афганистане, а также в шестидневном арабо-израильском противостоянии июня 1967 года, раз за разом доказывая свою эффективность.
Все бы так и продолжалось, если бы не одно «но» — машина неожиданно исчезла почти из всех подразделений советских десантников. Почему это произошло и, самое главное, что пришло на смену советской легенде? Как раз об этом мы с вами сегодня и будем говорить. Так что присаживайтесь поудобнее — мы начинаем!
Изначально у советского десанта была другая, не менее любопытная самоходка в лице АСУ-57, но со временем её характеристики начали не соответствовать времени, и Мытищинский машиностроительный завод начал новую разработку совершенно новой установки.
Стоит отметить, что разработкой нового «летающего» танка занимался человек, который изобрел знакомые всему миру танки, начиная от старенького Т-29 и заканчивая теми, которые трудятся по сей день, например, Т-70.
Как вы уже могли догадаться, разработкой новинки на ОКБ-40 руководил сам Николай Александрович Астров.
Первый опытный образец был создан уже в начале 50-х годов, и после целой вереницы испытаний и мелких доработок техника была запущена в производство, на дворе был 1959 год.
Изначально самоходка носила название «Объект 573», но после старта серийного выпуска название было заменено на знакомое нам АСУ-85.
Обновленный АСУ вмещал в себя хорошо зарекомендовавший себя 210-сильный автомобильный дизель ЯМЗ-206В Ярославского моторного завода, который уже долгие годы активно эксплуатировался советскими войсками в другой бронетехнике.
Рядом с двигателем расположилась достаточно громоздкая, но в то же время невероятно эффективная система охлаждения, которая снижала энергетические затраты инжекционной системы охлаждения машины практически к нулю. Поработали и с другой частью моторно-трансмиссионного отделения, к примеру, поставив двигатель поперек корпуса для оптимизации затрат внутреннего пространства.
Но все же основная компоновка новой самоходки осталась почти без изменений: управление находилось впереди, там собственно и расположился механик-водитель, в центре техники находилось боевое отделение, а в кормовой части — сердце машины — двигатель.
Что касается брони, то и она была значительно улучшена: на корпусе появились катаные броневые листы, которые устанавливались под определенным углом наклона. Боевое отделение накрывала сварная крыша, для более надежного сцепления с телом самоходки скреплённая при помощи клёпки.
Знаю, что многие из моих читателей не особо любят истории про двигатель, трансмиссию и прочие важные, на мой взгляд, штуки, и им хочется побыстрее узнать о вооружении. Что ж, давайте теперь утолим интерес и этой немалочисленной группы читателей.
С вооружением у обновленной советской самоходки в лице АСУ-85 тоже всё было в полном порядке, чего только её огромная 85-миллиметровая пушка Д-70 стоит! Но давайте обо всём по порядку.
Помимо 85-мм пушки, о которой мы поговорим немного подробнее, на борту «летающего» танка находились два мощных пулемёта:
- 15,5-мм ДШКа
- 7,62-мм СГМТ
85-мм Д-70 оснащалась современным дульным двухкамерным тормозом, а также уникальным клиновым затвором, вмещающим в себя полуавтоматику, так называемого копирного типа.
Стоит отметить, что помимо основного шарнирного телескопического прицела, на технике находились два вспомогательных. Один из них был панорамным и давал возможность стрелять даже из закрытой позиции, а второй прицел ТПН-1-79-11 позволял работать ночью.
По боекомплекту тоже не было вопросов: возимый боекомплект включал в себя аж целых 45 выстрелов, размещавшихся в боевом отделении. Помимо огромных снарядов для основной пушки и лент для двух пулеметов, экипаж установки снаряжался 15 ручными гранатами и пачкой из трёхсот патронов для АКМС. Так что экипаж «АСУ-85» и вправду был вооружён до зубов.
85-мм пушка могла работать с достаточно большой номенклатурой снарядов, начиная от осколочно-фугасных и заканчивая бронебойно-трассирующими, которые могли поражать цели на дистанции почти до полутора километров. Если перед машиной десантников появлялся танк, то она в считанные минуты могла выпустить бронебойный снаряд, пробивающий броню до 52 мм, а если снаряд был кумулятивным, то толщина пробития и вовсе могла доходить до 150 мм.
Изначально техника могла десантироваться только при помощи посадочного способа, но после разработки легендарной платформы 4П134, которая появилась на свет в 1972 году, у нашей сегодняшней героини появилась возможность спускаться с небес при помощи парашюта. Именно тогда впервые были произнесены знаменитые слова: «Смотри — танк в небе».
Но время не щадит никого, оно не пощадило даже советскую легенду в лице АСУ-85, и в начале 1980-х годов, ввиду глубокого устаревания, самоходка ушла на покой. На её место пришла более легкая и мощная 120-мм дивизионно-полковая авиадесантная самоходная артиллерийско-миномётная установка 2С9 «Нона-С», которая за последующие десятилетия претерпела множество изменений и находится на российском вооружении по сей день. Кстати, я скоро буду писать статью об этом 120-мм звере, так что подписывайтесь на канал, чтобы не упустить историю о нем.
Поделись видео:

