Слизь, которая учится, запоминает и делится опытом. Что учёным известно об этом существе

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

У этого странного существа нет мозга, нет нервной системы, но оно способно учиться, запоминать информацию и даже делиться накопленным опытом с сородичами. Это не животное, не гриб и не растение. Это Physarum polycephalum — одноклеточный организм с множеством ядер, по-простому, его называют слизевик. Комок слизи, который можно встретить в тенистых и влажных участках леса, сейчас заставляет учёных пересматривать само понятие интеллекта.

Слизь, которая учится, запоминает и делится опытом. Что учёным известно об этом существе

На первый взгляд, слизевик похож на то, что многие бы с опаской обошли стороной. Ну реально, выглядит он специфично: склизкая, едва пульсирующая живая сеть, покрывающая древесную кору. Эти пульсации — его способ передвижения. Протоплазма внутри его единственной гигантской клетки движется то вперёд, то назад, и каждый такой цикл занимает около двух минут. За этой странной внешностью скрывается мастер выживания. Выглядит как студень, а соображает, как хороший инженер.

Так как же думает существо, у которого и думать-то нечем?

А дело вот в чём: его «мозг» и «тело» — это одно и то же. Вся его структура — это сеть плазматических трубочек, которые слизевик раскидывает вокруг себя в поисках пищи. Это его способ «ощупать» мир.

Учёные провели простой, но гениальный эксперимент: поместили слизевик в лабиринт, а на выходе положили лакомство — овсяные хлопья.

1-заполнение слизевиком всего лабиринта, 2-отмирание ненужных отростков, 3- единственный путь снабжения питательными веществами
1-заполнение слизевиком всего лабиринта, 2-отмирание ненужных отростков, 3- единственный путь снабжения питательными веществами

Сначала слизевик хаотично заполнил собой все коридоры и тупики. Но как только он нашел еду, началось самое интересное. Трубочки, которые вели к цели, стали получать больше питательных веществ и, как следствие, становились толще и прочнее. А вот бесполезные отростки в тупиках начали истончаться и со временем полностью отмирали.

Через несколько часов от всего лабиринта осталась лишь одна-единственная, самая эффективная «магистраль», соединяющая старт и финиш. По сути, слизевик не «думал» в нашем понимании, он физически оптимизировал собственное тело, чтобы запомнить кратчайший путь. Его память — это не абстрактные импульсы в голове, а вполне осязаемая структура. Чистая биологическая эффективность.

Учится сам и учит других

Французские учёные из Национального центра научных исследований (CNRS) решили проверить, можно ли слизевика чему-то научить. Они создали для слизевика «мостик» к овсянке, но на этот мостик нанесли вещество, которое слизевик не любит, — например, соль или хинин. Оно для слизевика оно безвредно, неприятно.

Поначалу слизевик колебался. Он чувствовал еду, но преграда его отпугивала. Однако голод не тётка, и через какое-то время он переползал через барьер. После нескольких таких «тренировок» слизевик привыкал и пересекал мостик уже без всяких раздумий. Этот процесс называется привыканием (габитуацией) — одна из простейших форм обучения.

Но самое поразительное ждало учёных впереди. Они взяли этот «обученный» слизевик и соединили его с другим, который с солью еще не имел дела.

Отросток слизевика-новичка (N) пересекает мостик с солью, чтобы добраться до пищи. Опыт, что соль безопасна он получил от другого, ранее обученного слизевика (Н)
Отросток слизевика-новичка (N) пересекает мостик с солью, чтобы добраться до пищи. Опыт, что соль безопасна он получил от другого, ранее обученного слизевика (Н)

Через три часа, после того как они слились в единый организм и между ними образовался общий канал-«вена», слизевик-новичок уже вёл себя как опытный. Он смело полз через солёный мост к еде, будто делал это всю жизнь.

Новичок буквально «закачал» в себя опыт у бывалого слизевика. Представляете, если бы мы могли так же? Подошёл к профессору, пожал руку, и — хоп! Весь курс физики уже в голове. Сколько бы времени сэкономили 🙂

Сила воли и осознанное питание

Казалось бы, куда ещё удивительнее? А вот куда. Этот организм — ещё и гурман с железной силой воли. Ему для жизни нужен строгий баланс питательных веществ: примерно две части белков на одну часть углеводов. И он этого баланса строго придерживается.

-4

В ходе опытов слизевику предлагали на выбор несколько источников пищи с разным содержанием белков и углеводов. Слизевик не бросался на первую попавшуюся еду. Он исследовал все варианты, а затем выстраивал свою сеть трубочек таким образом, чтобы получать из разных источников именно ту пропорцию, которая ему нужна. Он не потреблял лишнего и не ел что попало.

Итак, что умеет «мыслящая» слизь?

  • Находит кратчайшие пути в лабиринтах.
  • Запоминает информацию, меняя форму своего тела.
  • Обучается и привыкает к новым условиям.
  • Передаёт свои знания другим при слиянии.
  • «Соблюдает» строгую и сбалансированную диету.

И всё это — будучи, по сути, одной-единственной гигантской клеткой без намёка на мозг. Вот так Physarum polycephalum продемонстрировал, что интеллект — явление куда более широкое и неизученное, чем мы привыкли считать. Он не привязан к нейронам и серым клеткам. Видимо, интеллект, это фундаментальное свойство самой жизни, которое находит самые разные пути для своего проявления.

-5
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии