Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Приказом Министра бороны СССР от 2 июня в 1966 года на вооружение Советской Армии была принята боевая машина пехоты БМП-1. Под этим индексом запустили в серийное производство Объект 765 разработки Челябинского тракторного завода.
Помимо этой машины рассматривались еще несколько прототипов от других КБ, при этом каждый из них был по своему оригинален. В этой статье я расскажу об Объекте 911, разработанном в КБ Волгоградского тракторного завода. Эта удивительная машина могла передвигаться на колесах или гусеницах, а также довольно быстро плавать при помощи водометов.
Создатель
Объекта 911 был сконструирован в первой половине 1960-х на Волгоградском тракторном заводе под руководством Игоря Валентиновича Гавалова. Он был незаурядным конструктором, раз за разом создававшим весьма нестандартные машины.
Например, в 1944 году он предложил проект легкого танка ЛТГ, экипаж которого полностью находился в башне
Танк должен был весить порядка 20 тонн, вооружить машину планировалось 85-мм пушкой Д-5Т и пулеметом ДТ. Гавалов тогда работал в КБ Горьковского автомобильного завода. К тому моменту там уже прекратилось производство легких танков и возвращаться к нему не собирались.
Проект, а точнее схема и описание на трех страницах, остался только на бумаге, а уже в наше время его «оживили» в одной известной игре про танки.
Возникла идея ЛТГ не на пустом месте. До этого Гавалов работал над САУ ГАЗ-75 (СУ-85 ГАЗ). Эта машина была хоть и не так необычна как ЛТГ, но тоже заслуживает внимания, поскольку конструкторам ГАЗа удалось создать 20-тонную самоходку с 85-мм пушкой и солидным бронированием: 82 мм в лобовой части рубки и 50 мм во лбу корпуса.
Единственный прототип был собран в 1944 году. В серию самоходка не пошла.
В 1960 году Игорь Гаврилович возглавил Специальное конструкторское бюро Сталинградского тракторного завода (с 1961 года — Волгоградского). На тот момент завод занимался выпуском плавающего танка ПТ-76, поэтому обладал необходимыми мощностями для производства легкой гусеничной бронетехники. И тут как раз Министерство обороны объявило требования к принципиально новому типу — боевой машине пехоты.
Прототип
Прототип Объекта 911 был собран в 1964 году. Среди опытных БМП от других КБ, машина из Волгограда выделялась своим уникальным гусенично-колесным движителем.
В истории отечественной бронетехники есть пример массовой техники с гусенично-колесным движителем: танки серии БТ. У них переход с гусениц на колеса осуществлялся путем снятия гусениц. Прорезиненные катки большого диаметра сами становились колесами, первая пара из которых управляла поворотом танка
В Объекте 911 пошли по принципиально другому пути. На машину установили четыре колеса от самолета Ил-14, которые были легче автомобильных и выдерживали более мощные перегрузки. Колеса выдвигались из корпуса с помощью гидравлической системы. Передняя пара отвечала за поворот, задняя — приводила прототип БМП в движение. Колесная составляющая имела свою независимую пневматическую подвеску.
Кстати, что при передвижении на гусеницах, что на колесах, мехвод поворачивал, крутя руль.
Оригинально? Да. Но зачем это нужно? Благодаря колесам резко увеличивалась скорость передвижения по дорогам с твердым покрытием (с 57 до 108 км/ч), а также значительно вырастал запас хода (до 1300 км). Не говоря уже о том, что еще и экономился ресурс гусениц.
Также Объект 911 отлично плавал, что неудивительно для машины, созданной заводом-изготовителем ПТ-76. За передвижение по воде отвечали два водомета: благодаря им скорость на плаву могла достигать 10 км/ч.
Переход между движителями осуществлялся во время остановки и не превышал 3 минут.
Приводил машину в движение 300-сильный дизельный двигатель, расположенный в кормовой части.
Штатно Объект 911 вмещал 10 человек: экипаж в составе мехвода и командира (также выполнял функции наводчика и заряжающего), два пулеметчика и шесть человек десанта. Мехвод находился в корпусе перед башней, по бокам от него располагались пулеметчики, занимавшие свои места через отдельные люки.
Командир находился в башне. Десант размещался вокруг нее, а посадка и спешивание осуществлялись через люк за башней. Правда перед тем, как оказаться на земле, людям требовалось еще преодолеть проход над двигателем.
Если на этом моменте вы испытали легкое чувство дежавю, то поверьте, вы не одни. Примерно в то же время, но немного под другие требования на ВгТЗ работали над Объектом 915, который в 1969 году пойдет в серию под индексом БМД-1. Поэтому определенные общие моменты вполне объяснимы.
Вооружение как-то обсуждать не вижу смысла: все машины, участвовавшие в негласном конкурсе на первую БМП, получили одну и ту же башню с ПТРК «Малютка», 7,62-мм пулеметом ПКТ и, 73-мм орудием «Гром». Поэтому сравнивать с другими прототипами по вооружению наш Объект 911 просто не имеет смысла.
Что же касается бронезащиты, то точной информации по ней нет. Известно только, что она была противопульной.
Итог
Гусенично-колесная БМП понравилась военным, но выбор все же пал на Объект 765 разработки ЧТЗ. По сравнению с ним Объект 911 был дороже и сложнее в эксплуатации, обслуживании и ремонте. Кроме того, за 765-й говорила и более удачная схема посадки/высадки десанта через кормовые двери.
Помимо 911-го ВгТЗ подготовил на конкурс еще одну машину — объект 914. Тут обошлось уже без смелых экспериментов и вообще, говоря откровенно, это был ПТ-76, переделанный под новую башню с возможностью перевозки десанта. Его посадка и спешивание производились через крышу.
Несмотря на фиаско с прототипами БМП, Волгоградский тракторный завод в итоге нашел свою нишу в производстве бронетехники: начиная с БМД-1 и до нашего времени там производится вся гусеничная «броня» для ВДВ.
Поделись видео:
