Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
С осени прошлого года украинские формирования начали использовать безэкипажные катера (БэК) для атак на российские порты, боевые корабли, танкеры, а также Крымский мост, в акватории Черного моря.
Мы решили проанализировать, какие типы БэК есть у ВСУ? Как менялись районы и тактика их применения? И сколько их них было уничтожено на сегодняшний день?
Где ВСУ использовали БэКи?

Если взглянуть на статистику, то вместе с недавним дроном, потопленным у Черноморского побережья Крыма, получается, что украинские подразделения использовали 52 морских беспилотника для атак на российские корабли и территории.
Из них 44 единицы были успешно уничтожены, но восемь так или иначе смогли нанести ущерб. Так было с патрульными кораблями «Василий Быков» и «Сергей Котов», большим десантным кораблём «Оленегорский горняк», нефтебазой и опорой Крымского моста.
Причем львиная доля нападений пришлась на юго-западную часть Черноморской акватории, где безэкипажные катера неоднократно пытались поразить корабли ЧФ для выдавливания их из зоны и организации нового зернового коридора.
Какие типы БэК есть у ВСУ?

За время спецоперации украинские власти и волонтёры представляли очень много разных вариантов морских беспилотников, заявляя о начале серийного производства и скором применении против России.
Однако на деле, как и с десятками беспилотных летательных аппаратов, судьба значительной части заявленных морских дронов пока неясна. Представить-то их представили, но есть ли они в производстве, а не в качестве прототипа — вопрос.
Пока что ВСУ использовали массово три типа безэкипажных катеров: «Магура V5», Sea Baby и гидроскутер (что-то схожее с гидроциклом Jet Ski). Именно их наблюдали при атаках на Севастополь, Крымский мост и корабли ЧФ.
Но на днях украинские СМИ опубликовали кадры спуска в воду подводного дрона «Маричка», способного нести заряд до 1000 кг. Как подметил Русский инженер, раз его показали на фоне порта Одессы, то в скором времени его используют для атаки.
Опасность именно этого беспилотника в том, что он подводный, а не полупогружной, что связано с необходимостью преодоления заграждений у Крымского моста для удара по опорам. Активизация ВСУ в Крыму не ограничится лишь полуостровом, мост — это одна из приоритетных целей.
Как менялась тактика ВСУ?
Если в прошлом году и начале этого года атаки были редкими, и больше были похожи на испытания дронов в боевых условиях, то сейчас нападения стали более осмысленными и последовательными.
Их массовое применение позволило украинским войскам разнообразить тактику ведения боя за господство в море. Комбинированные атаки то БЛА, то БэКами, то ракетами позволяет ВСУ удерживать инициативу, постоянно угрожая российскому флоту.

Судя по варьированию средств поражения, украинские власти преследуют цель выдавливания России из Черного моря в порты приписки. Это позволит полностью контролировать ситуацию в акватории, а также обеспечит необходимое преимущество для атак по Крыму и мосту.
А в дальнейшем это может создать угрозу не только для проведения десантной операции, но и судоходному сообщению России по морю (что в контексте намерений Запада реализовать проект «Срединного коридора», в том числе через Черное море вызывает озабоченность), а также газопроводу «Турецкий поток».
Как с этим бороться?
Июльская атака на Крымский мост была совершена морскими безэкипажными катерами, которые беспрепятственно подошли к опорам.
Вскоре вокруг моста появились боновые заграждения. Данный шаг частично обезопасит подступы к мосту и снизит вероятность повторения такой атаки полупогружными аппаратами, однако как мы уже отмечали, подводные дроны несут куда более серьезную угрозу.
Бороться с ней возможно активной противолодочной обороной – глубинными бомбами и торпедами.
Оборудование бонами на всю глубину тоже может использоваться как мера защиты, однако здесь существует опасность прорыва количеством: первые атакующие дроны подрываются, остальные проходят. Схожим вариантом может выступить ограждение подводной части опор экранами, но и это будет «последний рубеж обороны».
В любом случае, с новыми атаками на российские инфраструктурные объекты с использованием БэК, реагировать на них придется, как и разрабатывать новые меры по предотвращению подобных нападений.
Рыбарь