Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Во второй половине 20-го века американское автомобилестроение отличалось большим разнообразием оригинальных конструкций военной техники.
Одним из самых необычных образцов армейских машин того времени был шестиколесный внедорожник-амфибия М561 «Gama Goat».
История создания
В конце 50-х годов США получили отчет от французской армии об использовании американской военной техники во Вьетнаме.
Оказалось, что большинство машин не подходит для эксплуатации в условиях сложного рельефа Юго-Восточной Азии.
В 1959 году Агентство перспективных проектов (ARPA) объявило конкурс на создание грузового автомобиля высокой проходимости.
Его выиграла авиационная компания «Ling-Temco-Vought», ранее не имеющая опыта в автомобилестроении.
Создателем прототипа М561 стал предприниматель Roger Gamaunt. Сокращение от его фамилии «Gama» вошло в название грузовика.
Особенности конструкции
В основе конструкции внедорожника лежит шарнирно-сочлененная рама. На первый взгляд автомобиль кажется разделенным на две части – двухосное транспортное средство, тянущее одноосный прицеп.
Но на самом деле он представляет собой шестиколесный грузовик с рулевым управлением первой и третьей осей.
Серийные машины оснащались дизельным двигателем жидкостного охлаждения объемом 2,6 л. мощностью в 103 лошадиные силы.
Чтобы у военных была возможность пересекать водоемы и заболоченную местность корпус М561 состоял из алюминия, а для обеспечения движения на плаву был установлен гребной винт (в дальнейшем от него отказались, а передвижение по воде обеспечивалось вращением колес).
Благодаря высокой проходимости автомобиль получил вторую часть названия – «Goat» (горный козел).
Помимо очевидных достоинств у М561 были и значительные недостатки. Его двигатель работал слишком громко, часто ломалась подвеска, а при движении на ровной поверхности грузовик мог опрокидываться.
Кроме того, водителем такой машины мог стать только специально обученный человек.
За период с 1969 по 1973 год было выпущено 15274 автомобиля «Gama Goat» разных модификаций (от медицинской до передвижного радара).
Все выпущенные машины были необходимы США для осуществления боевых задач во Вьетнаме.
Постепенно М561 стали вытеснять новые модели техники высокой проходимости.
Последним вооруженным конфликтом, в котором использовался грузовик стало вторжение США на Гренаду в 1983 году.