Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Многие эксперты утверждают, что героический и легендарный ГАЗ-69 превосходил в части проходимости в условиях бездорожья даже более поздний УАЗ-469. Машину начали проектировать сразу после войны в 1947 г.
Сталин планировал наладить выпуск машины для колхозной глубинки и одновременно сделать ее универсальным тягачом для полковой артиллерии. Поэтому требования к ГАЗ-69 были на порядок жестче, чем к 469-му.
Американские корни
Конструкцию ГАЗ-69 разрабатывали и многократно дорабатывали почти пять лет. Естественно много чего взяли из военного опыта, кое-что подсмотрели у немецких «Хорьх-901 Тип 40» и американских Виллисов.
По крайней мере, подвеску точно делали на базе Хорьха. Уже позже, в 60-е отечественному «Козлику» довелось хлебнуть лиха в непроходимых джунглях Вьетнама. Было немало упреков к поломкам крепления ступиц к полуосям, но в целом ГАЗ-69 оказался выносливее, лучше справлялся с болотом и раскисшей глиной, чем хваленые американские Джипы и французские Hotchkiss-M201.
Машина, можно сказать, вытянула на себе львиную долю грузов из морских портов к тропе Хошимина. Благодаря Вьетнаму популярность ГАЗ-69 в Юго-Восточной Азии взлетела до небес.
Даже Никита Хрущев, катаясь по соцстранам этого региона предпочитал именно ГАЗ-69, так как страшно боялся застрять в ночь на разбитых дорогах в джунглях. В которых скрывалось еще немало «партизан», а «Козлик», это была своего рода гарантия, что доедут до места назначения без проблем.
Трансмиссия и мотор в суровых условиях
Кстати разработчики долго мучились с коробкой и мостами от прежнего ГАЗ-67Б. Трансмиссия от 67-го была настоящим «барахлом». Но потом после того как «Козлика» стали массово поставлять за Африку и в Азию, на машину поставили коробку передач, дифференциал и рулевое с партийной ГАЗ-12 ЗИМ. Запчасти для авто советской элиты делали явно повыше качеством.
Мотор у ГАЗ-69 работал на прямогонном бензине А-66. Двигатель достаточно надежный, но с плохой стабилизацией рабочей температуры из-за примитивного и ненадежного термостата.
По инструкции, если машина преодолевала тяжелое бездорожье, то периодически нужно было останавливаться и давать мотору 5-7 минут поработать на холостых оборотах. То же самое касалось быстрой езды или полной остановки. Перед глушением мотора нужно было дать ему поработать на холостых, чтобы выровнять температуру «головы» и клапанов.
При этом, чтобы получить нормальную тягу требовалось основательно прогревать мотор и дополнительно охлаждать, если температура воздуха превышала 35оС. Многие машины выходили с завода без термостата, если машину отправляли на Юг.
А вот зима — это была целая проблема. Причем настолько серьезная, что часть «Козликов» оборудовали предпусковым подогревателем. Штука крайне полезная, часто использовалась личным составом, чтобы греть кашу с мясом в жестяных банках и сушить вещи в сырую погоду.
Хотя у неумелых водителей подогреватель часто становился причиной пожара. У таких персонажей подогреватель снимали и (или) продавали рыбакам и охотникам.
Особый «коктейль»
Что касается бензина, то во Вьетнаме, в Индонезии, в той же Камбодже машины сильно грелись, даже без термостата. При этом мотор Козлика отчаянно детонировал и терял тягу.
Приходилось вешать над радиатором десятилитровую баклагу с водой, из которой жидкость струйкой стекала на медные соты и хоть как-то охлаждала их. В бензин местные водители добавляли до 20% смеси из местного самогона, строительного растворителя и ацетона, которых из СССР привозили в достатке. Их использовали для смыва смазки-консерванта оборудования и техники.
На таком «коктейле» машина не грелась вообще, карбюратор не засорялся ,и самую дикую жару тянула довольно бодро, без детонации. Впоследствии рецепт коктейля перекочевал в СССР, и массово использовался на отечественных автозаправках.
Удобство конструкции
Кстати обдув радиатора у «Козлика» был сделан довольно оригинально. Можно было за пять минут одним ключом снять крыльчатку вентилятора. Такая возможность была заложена изначально.
По условиям эксплуатации ГАЗ-69 должен был преодолевать в брод реку глубиной более 60-70 см. Поэтому вентилятор приходилось снимать, чтобы не разбить лопасти об воду.
Многие ГАЗ-69 приходили с боковой нишей, в которой хранился шанцевый инструмент, лопата, трос, совки, резиновое ведро. Тяговые возможности «Козлика» были настолько велики, что машину часто использовали вместо трактора для вытаскивания из снега легковой техники.
И даже цепляли снегоуборочные отвалы-лопаты. На пониженной передаче ГАЗ-69 без особого напряга поднимал перед собой вал снега высотой до полутора метров. Возможно, смог бы и больше, но водители просто не рисковали. Снег попадал на капот и таял, мог залить проводку в машине.
И не удивительно, так как по нормативам ГАЗ-69 должен был буксировать колесный прицеп (пушку) массой 800 кг, в гору с уклоном до 20о.
Поделись видео: