Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Недавняя презентация F-47 компании Boeing — истребителя шестого поколения для ВВС США — вызвала горячие споры по всему миру. Официальные визуализации продемонстрировали удивительный и неочевидный проект, который ставит под сомнение акцент на технологиях малозаметности. Так что же это на самом деле?
Что представляет новый американский истребитель Boeing F-47
Визуально Boeing F-47 – это истребитель далёкий от привычных нам военных самолётов, и больше напоминает бомбардировщики нового поколения, чем самолёты, как F-35, Су-57 или J-20.
Наибольшие эмоции вызывает один конструктивный элемент F-47 — явно выраженное переднее оперение перед основными крыльями (канард).
В мире авиации это не ново, поэтому мы знаем, такое решение улучшает манёвренность, но вредит характеристикам малозаметности, что, в свою очередь, поднимает фундаментальные вопросы о приоритетах ВВС США.
Канарды — это небольшие управляющие поверхности в передней части самолёта, которые многим известны, в частности, по европейским истребителям четвёртого поколения, как Eurofighter Typhoon, Saab Gripen или Dassault Rafale. Они улучшают манёвренность при больших углах атаки и повышают устойчивость в воздушном бою.
Однако конструкции, ориентированные на малозаметность, обычно избегают этих элементов, поскольку они отражают радиолокационные волны под невыгодными углами, увеличивая радиолокационную сигнатуру, особенно спереди.
Неслучайно китайский J-20 с большими канардами неоднократно подвергался критике, и поэтому решение Boeing использовать их в Boeing F-47 может свидетельствовать о достижениях/проблемах в технологии малозаметности — или об изменении тактических приоритетов.
Самолёты-невидимки обычно имеют гладкие поверхности, острые углы обшивки и отсутствие выступающих элементов. Всё это для того, чтобы минимизировать эффективную площадь рассеяния радиолокационных волн (ЭПР), и канарды нарушают принцип малозаметности, создавая новые источники радиолокационного отражения.
Есть даже исследования на этот счёт, которые подтверждаются работой НАСА 90-х годов под названием «Исследование влияния манёвренности на концептуальное проектирование истребителей» (Investigation Into The Impact Of Agility In Conceptual Fighter Design).
Однако есть вероятность, что современные технологии — передовые материалы, поглощающие радиолокационные волны, и активные системы помех — могут частично нивелировать этот эффект. Поэтому пока предположения сводятся к тому, что Boeing знает, что делает, и канарды не влияют на заметность F-47 благодаря:
- Революционным материалам.
- Подвижным/неподвижным канардам с оптимизированным положением.
- Модульности конструкции с возможностью снятия канардов в зависимости от задач.
Есть также вероятность, что в Boeing F-47 сделан упор на манёвренность и операции с коротких взлётно-посадочных полос, хотя это маловероятно. Мы также должны помнить, истребитель является плодом программы Next Generation Air Dominance (NGAD), то есть чего-то, что предполагает не только один самолёт, а целую боевую систему.
Она также включает сопровождающие дроны, сенсоры, танкеры-невидимки, системы радиоэлектронной борьбы, поэтому, если F-47 делает ставку на манёвренность в ущерб частичной потере малозаметности, это может означать большую зависимость от внешней поддержки.
В итоге F-47 должен предложить большую дальность полёта, лучшие характеристики малозаметности и более высокую надёжность обслуживания, чем нынешние F-22 и F-35. Кроме того, есть вероятность, что истребитель будет дешевле первоначальных предположений. Хотя по F-47 по-прежнему остаётся больше вопросов, чем ответов.
Поделись видео: