Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Советские авто-конструкторы первыми в мире решились на создание автомобилей с реактивной тягой.
Первые разработки были начаты в начале 50-х годов, с появлением типов самолетов, где использовались реактивные двигатели.
Обычные поршневые двигатели исчерпали свои лимиты, и это было доказано как зарубежными, так и советскими разработчиками.
Когда британский инженер Джон Кобб в 1947 году смог разогнать модель автомобиля собранного на основе поршневого двигателя до 634 км/ч, многим стало ясно: это все, что можно выжать из машин такого класса.
Первыми, кто решился использовать реактивные двигатели при сборке автомобилей, стал коллектив Горьковского автозавода.
Потом к идее создания скоростного автомобиля с использованием реактивного двигателя присоединились и другие коллективы автопредприятий.
Турбоавтобус НАМИ-053
Уникальный автобус создавался коллективом советских инженеров НАМИ, к которому привлекли специалистов завода им. Лихачева.
Было принято решение использовать автобус марки ЗИЛ-127, который предназначался для перевозки пассажиров на междугородних линиях.
Штатный двигатель на дизельном топливе заменили газотурбинным, совместив силовую и компрессорную часть.
Эта особенность исключала самопроизвольную остановку двигателя, что было важно при использовании планетарного редуктора. Таким образом «самолетные» обороты в 20 тыс. об/мин снижался до требуемых.
Изначально силовой агрегат был мощностью в 350 л. с., но потом было решено, что это много для обычного автобуса и конструкторы снизили показатель до 180 л. с.
Средняя скорость автобуса составляла 90-100 км/ч, но при необходимости его можно было разогнать да 130 км/ч.
В целом автобус был признан пригодным к эксплуатации, но был ряд недостатков, которые стали причиной заморозки проекта.
Первой сложной проблемой стали высокие обороты силового агрегата, которые требовали повышенного расхода топлива.
Быстрый износ тормозных колодок и проблемы с управлением так и не удалось решить, хотя, если использовать автобус на дальних расстояниях, это бы было не настолько заметно.
Разработчики, создав несколько испытательных экземпляров, пытались довести дело до ума, но по указанию свыше проект решили сдать в архив.
Газотурбинный КрАЗ
Идея создания грузовиков с газотурбинным силовым двигателем была не совсем новой. Американцы пытались собрать такие машины, но разработанные ими модели так и не вошли в серийное производство.
Идея «впихнуть» газотурбинный двигатель пришла после того, как Кременчугский автозавод выпустил 260 модель грузовика.
Инициатором проекта стало Министерство обороны, которые согласились выделить средства на реализацию проекта.
Готовый двигатель установили вместо привычного дизельного, но проблемы с трансмиссией надолго застопорили дальнейшие разработки. Главной задачей являлось снижение высоких оборотов до автомобильных пределов.
Когда к проекту подключили венгерских специалистов, которые предложили уже имеющиеся у них в разработке КПП и сцепление, появились первые положительные результаты.
При испытании готовой модели специалисты сразу же отметили множество плюсов: более легкий вес автомобиля, значительно меньший расход топлива и идеальный запуск силового агрегата в любых климатических условиях.
Были и проблемы, при этом сложные при эксплуатации грузовиков в экстремальных условиях.
Для работы двигателя требовалась система подачи абсолютно чистого воздуха.
Специально для этого инженеры разработали мультициклонную систему очистки, которая была признана пригодной к эксплуатации в условиях с повышенным загрязнением воздуха пылью.
На испытаниях машина не оправдала надежды конструкторов.
Причиной частых остановок из-за поломок стали венгерские запчасти: коробка передач и система трансмиссии.
Министерство обороны решили отказаться от проекта, а без финансирования проводить разработки в дальнейшем не было возможности.
Газотурбинный БелАЗ
В 60-х годах прошлого столетия советскими инженерами был разработан проект с использованием газотурбинного двигателя на грузовике марки БелАЗ.
Автопоезд грузоподъемностью в 120 т. разрабатывался ведущими специалистами заводов БелАЗ и НАМИ, где в качестве двигателя решили использовать вертолетный ТВ-2-117.
Появившиеся проблемы стали причиной закрытия проекта практически сразу после испытаний опытного образца.
Главной проблемой стали высокие затраты при эксплуатации грузовика. Также конструкторы не учли разницу ресурса вертолетного двигателя, который был значительно слабее обычного дизельного.
Хотя проект пришлось сдать в архив, идея оказалась настолько заманчивой, что спустя несколько десятков лет ее удалось решить, используя подобный тип двигателя, выпускаемый Калужским заводом по изготовлению газотурбинных двигателей.
Газотурбинный танк Т-80
Разработки начались еще в 1968 году, когда была создана модель танка Т-64, в проекте которого были найдены ряд технических ошибок.
Закрытие в 1967 году проекта по испытанию модели MBT-70 требовали новых решений, так как в этот период в ходе «холодной» войны потенциальный противник постоянно наращивал свой военный потенциал.
Под новый двигатель пришлось переделывать практически все: ходовую часть, трансмиссию и другие узлы боевой машины.
Газотурбинный двигатель Т-80 был абсолютно новейшей разработкой, соединивший в конструкции одновременно три турбинные системы и два компрессора, высокого и низкого давления.
Подаваемый из атмосферы воздух под давлением попадал в камеру сгорания, обеспечивая высокий температурный режим, необходимый для вращения газотурбинных лопастей.
За счет меньших объемов ГТД, который не уступал в мощности обычному дизельному двигателю, была достигнута первоначальная задача: танк был пригоден к эксплуатации в боевых условиях.
Главными достоинствами новой техники являлось то, что двигатель можно было запускать при любых холодах с первого раза без привычного прогрева.
Двигатель не требовал принудительного охлаждения и обогрева, что упрощало его конструкцию. На марше эта машина двигалась быстрее обычных танков, а маневренность стала лучшей.
Машины с ГТД издавали меньше шума при передвижении и не дымили двигателями, так как выхлопные газы практически отсутствовали.
Эта модель стала первым в мире танком, где вместо дизельного двигателя был установлен ГТД, работающий на различных видах топлива.
Его технические и военные характеристики были изучены зарубежными специалистами, что стало причиной для экспорта боевой машины в зарубежные страны.
Модификация серии Т-80 с ГТД идет постоянно, поэтому можно смело утверждать, что проект имеет самые широкие перспективы в будущем.