Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Если вы внимательно посмотрите на танки мира, то заметите, что вес основного боевого танка давно превысил 50 тонн. Большая часть ОБТ уже весят более 55 тонн, а некоторые, вовсе более 65 тонн. Что самое интересное – среди них будет всего один танк российского производства. В чём секрет столь малого веса и почему это важно?
Технические решения
Начнём с того, что танки советской школы танкостроения изначально проектировались с жёсткими рамками в массо-габаритных характеристиках, особенно после Великой Отечественной Войны. Это касается Т-44, Т-54, Т-55, Т-62 и всего семейства машин Т-64, к которым можно отнести Т-72 и Т-80.
Причиной жёстких ограничений стали необходимость сделать танки с наименьшим силуэтом и необходимостью оснастить их наиболее прочной бронёй как минимум с лобовой проекции. Идея зашла в тупик при разработке Т-64. История его создания известна всем, и я хотел бы напомнить о нескольких важных нововведениях.
Первое и самое важное – Т-64 стал первым ОБТ с механизмом заряжания. Кто-то вспомнит AMX-13, но это лёгкий танк и для перезарядки, экипаж совершал механические действия, а в Т-64 требовалось нажать на кнопку. Ручной механизм был предусмотрен только в качестве аварийного сценария. Благодаря использованию карусельного механизма заряжания, удалось сократить экипаж до 3 человек, улучшить скорострельность и уменьшить габариты боевой машин, тем самым снизив её массу.
Другое нововведение – бортовые коробки передач. Ранее, танки оснащали полноценной трансмиссией, но с появлением Т-64, необходимость уменьшить размеры танка привела к идее упростить трансмиссию и использовать бортовые коробки передач. Они имеют свои недостатки, но нельзя не заметить и существенный плюс – наименьшая потеря мощности при передаче мощности от двигателя к движителю.
Так или иначе, бортовые коробки передач и карусельный механизм заряжания преследовали цель сокращения заброневого пространства, объёма и силуэта танка, что в конечном итоге, приводило к сокращению боевой массы. Кроме ранее упомянутых решений, инженеры впервые использовали гетерогенную композитную броню, которая стала абсолютным стандартом для всех более или менее современных танков мира.
Особенности брони
Кстати о броне – у танков советской школы пакеты бронирования скомпонованы гораздо плотнее западных аналогов. Отмечу, что в перерасчёте габарита на эквивалент стали от кинетических боеприпасов, танкам СССР и современной России нет равных. Даже Leopard 2A6 и M1A2 Abrams уступают в этом показателей. Правда, у этого есть и обратная сторона медали – сравнительно низкая стойкость от кумулятивных боеприпасов так же в перерасчёте габарит на эквивалент.
Не менее интересны и методы увеличения эквивалентов… Пока страны запада модифицируют наполнитель и его габариты, сильно увеличивая массу своих танков, в СССР, России и не только, пришли к концепции навесной или встроенной динамической защиты. Она не только легче при том, что даёт большой прирост стойкости к кумулятивным боеприпасам, но может работать и против кинетики. Для достижения прироста на 300-500 мм от кумулятивных зарядов, «Абрамсу» пришлось нарастить не только композит, но и массу аж на 5 тонн, вместо 2.5-3 тонн в случае советских коллег.
Поделись видео: