Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Когда-то этот немецкий танк наводил ужас на своего противника, но сегодня он горел бы за доли секунды. Чего же такого умудрились засунуть немцы в этого 7-метрового гиганта? Давайте скорее разбираться.
Наверное, нет ни одной битвы, которая не внесла бы что-нибудь новое в тактику боевых действий и технологии. Первая мировая в плане привлечения к военному делу новинок занимает одно из ведущих мест. В частности, именно в ходе неё впервые начали применяться танки, о которых до этого задумывались разве что инженеры-одиночки с очень смелой фантазией. Итак, как же всё начиналось?
Когда Первая мировая упёрлась в закономерный тупик позиционных действий, британцы и французы начали разработку тяжёлых бронированных машин, способных прорывать многочисленные оборонительные сооружения первых линий.
Понимая, что в тайне такое дело не сохранить, немцам была подкинута дезинформация, мол, разрабатываемые машины ещё крайне далеки от совершенства и для боя не годятся. Не обошлось без курьёза: свой же агент выкрал эту «дезу» и отправил её обратно разработчикам. Информация попала по назначению.
Немецкие генералы, изучив полученные сведения, прониклись к танкам предубеждением, будто бы их «сухопутные корабли» серьёзной опасности для армии Германии не представляют. И находились они в этом состоянии вплоть до битвы при Сомме, когда эти самые «неуклюжие и слепые монстры» навели ужас на немецких пехотинцев.
Тогда-то при Военном министерстве срочно создали специальную техническую комиссию, основной целью которой было ускоренное конструирование собственного танка.
В октябре 1916 года работа закипела. Её фактически пришлось начинать с нуля, если не считать поверхностного ознакомления инженеров с подбитыми британскими танками. Но, в принципе, Германия имела свои технологические наработки, чтобы начать создавать похожую боевую технику.
Уже в декабре того же года военным был показан готовый проект, и те немедленно выдали заказ на сотню танков. Позже, правда, заказ урезали на порядок, но техническую задачу, поставленную перед новой машиной, отменять не стали. Мощь его бортового оружия должна была подавлять оборону противника, насыщенную пулемётами, чтобы пехота смогла наступать на врага.
Единственным изменением в проекте стало требование усиления защиты танка от попадания малокалиберных снарядов полевых орудий противника. В мае 1917 года заказчики получили сигнальный образец, но армейских представителей машина не впечатлила. Они потребовали ещё большего её усиления. После внесения всех изменений первые серийные бронемашины A7V пошли в армию только ближе к окончанию года.
Получившаяся машина оказалась вполне в духе того периода. Это был огромный, напоминающий железнодорожный вагон параллелепипед с размерами 7,3 × 3,1 × 3,3 метра, вмещавший 18 человек экипажа.
Такое большое количество людей требовалось для обслуживания многочисленных огневых точек, ведь помимо увесистой пушки танк оснастили шестью пулемётами. Да и учитывая ненадёжность техники того периода, обслуживать машину доводилось сразу двум механикам, помощником которых выступал и водитель танка.
В итоге 30-тонная громадина могла развивать по ровной дороге не более 12 км/ч и нести достаточно серьёзную угрозу противнику.
Естественно, что по пересечённой местности, да ещё и изобиловавшей воронками от снарядов, этот показатель в разы снижался. Да и проходимость танка изрядно хромала. А единственный A7V, который дожил до наших дней, уцелел потому, что во время сражения застрял в воронке и был покинут экипажем. К тому же он имел довольно высоко расположенный центр тяжести, приводивший к опрокидыванию при сильном боковом крене.
Также неудачным было размещение силовой установки. Пара бензиновых 100-сильных двигателей «Даймлер» размещалась в центральной части машины, ничем не отделённая от экипажа. Внутри всё грохотало, стоял стойкий «аромат» паров бензина, сгоревшего масла, а во время боя добавлялась ещё и пороховая гарь. Неудивительно, что в спокойной обстановке весь экипаж, кроме водителя, предпочитал находиться на крыше своего железного коня…
Отдельно следует упомянуть о пушке. На танке установили 57-мм орудие, что для того времени было достаточно. Однако горизонтальный сектор обстрела в 50 градусов оказался маловат. Орудие находилось в носовом бронелисте, при движении её сильно трясло, что лишало бомбардиров возможности вести прицельный огонь на ходу.
Понятно, что перечислять все недостатки A7V в корне непродуктивно. Не следует забывать, что это была первая ласточка германского танкостроения. Собственно, британские и французские танки по удобству и своим возможностям мало чем отличались от немецкого собрата. Разница была лишь в том, что немцы сумели построить лишь 21 Sturmpanzerwagen A7V, в то время как у союзников их было уже 2000 единиц.
Примечательно, что немцы довольствовались не только своими, но по большей части трофейными танками. Из-за запоздавшего производства Sturmpanzerwagen долго воевать немецкой технике не довелось. Первое применение на поле боя было зафиксировано 21 марта 1918 года. Девять бронемашин, из которых только 4 были A7V, а остальные 5 – трофейные британские, отправились на поддержку наступления немецкой пехоты. Для армий союзников, до этого не сталкивавшихся с подобными монстрами в отношении себя, их появление стало откровением – они натерпелись изрядного страху.
Но какая же битва без танкового сражения? Таковое произошло 24 апреля 1918 года близ французского города Виллер-Бретонне. Тогда тройка A7V наткнулась на десяток британских танков. Правда, из английских машин только одна имела пушечное вооружение. Остальные оказались пулемётными. В итоге два Mk. IV получили повреждения и вышли из боя. Оставшийся единственный пушечный танк англичан сумел манёврами занять выгодную позицию и поджёг головную немецкую машину. Остальным немцам пришлось ретироваться. Победу в том бою англичане записали себе. Что неудивительно…
В конце того самого сражения британцы, понимая, что A7V — всего лишь первая ласточка германского танкостроения, по условиям Версальского договора полностью запретили немцам иметь собственные танковые войска. Все танки, имевшиеся в наличии, подлежали ликвидации. Разобраны были перспективные машины, а также ликвидирована вся техническая документация на разрабатывавшиеся модели.
После столь сурового решения именно британцы на некоторое время стали законодателями мод в мировом танкостроении. Правда, это вовсе не избавило их от будущих проблем с возрождённым германским танковым производством. Но это произошло спустя несколько десятилетий.
Такая вот любопытная история у гигантского A7V. Ставьте палец вверх, если вам понравился мой сегодняшний рассказ, и не забывайте подписаться на канал, чтобы не упустить моих следующих материалов.
Поделись видео: