Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В очередной раз GAO, по сути, констатировала, что этот «перспективный истребитель», основа боевой мощи ВВС США на предстоящие десятилетия, остаётся «чемоданом без ручки – нести неудобно, а бросить жалко».
После многих лет роста расходов и задержек графика процесса модернизации аппаратного и программного обеспечения для версии F-35, известной как Block 4 и её основы — Technology Refresh 3 (TR-3), Министерство обороны США разработает новую масштабную подпрограмму, которая должна помочь достичь (наконец!) целевых показателей F 35 по стоимости, графику поставок и «боевой производительности». В настоящее время стоимость работ по версии Block 4 превышает первоначальные прогнозы более чем на $6 млрд., а её реализация отстаёт от графика как минимум на пять лет. МО планирует сократить объём закупок Block 4, чтобы обеспечить более предсказуемые темпы поставок истребителей.
Подрядчики программы, Lockheed Martin и Pratt & Whitney, продолжали поставлять самолёты и двигатели с опозданием. Например, в прошлом году Lockheed передала заказчикам 110 самолётов. Средний период задержки поставок – 238 дней, четырёхкратный рост по сравнению с 2023-им годом (61 день). А ведь тогда ситуация казалась очень острой.
GAO представляет Министерству обороны шесть рекомендаций. В чём же они заключаются? По сути, просто бюрократические игры. Например, Заместителю министра обороны по закупкам и обеспечению вооружений предписывается создать некий «комплексный механизм», позволяющий отслеживать информацию о реальном состоянии программы F-35 и его двигателя. А что, сейчас МО такой информации не имеет?
Остальные рекомендации – в том же духе. Создаётся впечатление, что эксперты GAO уже просто отчаялись исправить ситуацию с F-35 и пошли по пути создания «отписок».
Единственная, на мой взгляд, реальная рекомендация – пересмотреть порядок использования поощрительных выплат. В последние годы подрядчикам выплачивались сотни миллионов долларов, призванных повысить своевременность поставок. При этом процедура позволяла Lockheed Martin задерживать поставку F-35 на срок до 60-ти дней – и при этом получать часть вознаграждения. Теперь это планируют пересмотреть: «для более точного соблюдения желаемого графика будущих производственных контрактов».
Не могу удержаться от цитирования комментария к отчёту GAO Билла Свитмена – старейшины авиационной журналистики США и автора недавней нашумевшей книги Trillion Dollar Trainwreck: How the F-35 Hollowed out the US Air Force («Крушение поезда на триллион долларов: как F-35 опустошил ВВС США»; фото её обложки – в заголовке): В целом этот отчёт — «ужастик», по сравнению с которым творения Лавкрафта и Стивена Кинга выглядят как «Пикник плюшевых мишек» (слащавая детская песенка, до сих пор популярная на Западе).
Алексей Захаров,
авиаэксперт
Поделись видео:

