Сбитый ас люфтваффе сказал: » покажите русского, сбившего меня, есть что сказать»

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
4
+1
27
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

22 июня 1941 года, в самый первый день войны, над белорусским небом разыгрался бой, который навсегда вошёл в историю. Советский истребитель «Чайка» пошёл на таран немецкого «Мессершмитта» — не от отчаяния, а по воле. Боекомплект был израсходован, шансов выжить почти не осталось, но пилот сделал выбор. Его звали Андрей Данилов — человек, который встретил врага в воздухе и не позволил ему уйти живым.

Этот эпизод описан в воспоминаниях генерала Александра Васильевича Бондовского — офицера с поистине удивительной судьбой. Во время войны он дважды попадал в плен, оба раза бежал из колонны военнопленных и каждый раз возвращался к своим, проходя спецпроверку и вновь вступая в строй.

К началу Великой Отечественной он командовал 85-й стрелковой дивизией, которая в мае 1941 года была переброшена из Челябинска под Гродно. Именно здесь, в первый день войны, утром 22 июня, подчинённые Бондовского стали свидетелями необычайного поединка в небе.

Во время налёта на советские аэродромы один из наших истребителей, расстреляв весь боекомплект, пошёл на таран немецкого ведущего. Столкновение оказалось роковым для обоих. «Мессершмитт» рухнул на землю, а пилот Люфтваффе сумел катапультироваться и приземлился прямо на позиции 223-го гаубичного артиллерийского полка.

Сбитый ас люфтваффе сказал: " покажите русского, сбившего меня, есть что сказать"

Немец, подвернув ногу при приземлении, даже не попытался бежать и без сопротивления сдался. Позже выяснилось, что это был командир эскадрильи майор Леман. Его истребитель И-153 «Чайка» совершил вынужденную посадку неподалёку от деревни Черлены, а советский пилот получил серьёзные травмы. На помощь раненому бросилась фельдшер понтонного батальона Нина Горюнова, оказавшая ему первую медицинскую помощь.

Первое впечатление от пленного немца запомнилось всем: он держался вызывающе, будто не понимал, что его пленили. По словам Бондовского, поведение Лемана напоминало скорее спортсмена, который уступил в соревновании, чем побеждённого врага. Гитлеровец держался с холодной уверенностью и даже не выглядел испуганным.

Когда изъяли документы, стало ясно, кто перед ними — опытный ас, награждённый двумя Железными крестами. Под формой на нём обнаружили гражданскую одежду — вероятно, на случай, если придётся скрываться после крушения самолёта.

Первый допрос проводил военврач 2-го ранга Лизогуб, владевший немецким, но переводчик не понадобился: Леман свободно говорил по-русски. Он сообщил, что в 30-х годах учился в советской лётной школе в Энгельсе, и, как ни странно, говорил об этом с оттенком гордости. С особым удовольствием немец вспоминал, как сражался в Испании, Бельгии, Польше, Франции и Греции, подчёркивая свои заслуги.

«Он держался так, будто по-прежнему был на высоте, а не пленником, — вспоминал генерал. — Ни тени раскаяния, ни осознания того, что его война закончилась».

Бондовский кстати был единственным генералом РККА, который дважды сбегал из плена. Фото в свободном доступе.
Бондовский кстати был единственным генералом РККА, который дважды сбегал из плена. Фото в свободном доступе.

Вскоре Леман попросил разрешения увидеть советского пилота, сбившего его самолёт. Совпадение оказалось символичным — оба находились в одной деревне. Наш лётчик, тяжело раненый, лежал в доме местной жительницы Степаниды Вишняковой, где квартировала фельдшер Горюнова.

Встреча состоялась. Немец, представившись, первым заговорил:«На моём счету свыше тридцати сбитых самолётов. В России я хотел пополнить этот список, но не ожидал столкнуться с фанатиком, который пойдёт на таран. Признаю Ваше мужество».

Раненый советский пилот ответил спокойно:«У нас другое понимание мужества. Мы не нападаем на спящие города и не бомбим мирных людей, как вы».

Лётчика, совершившего тот самый таран, звали Андрей Степанович Данилов. Он служил в 127-м истребительном авиаполку 11-й смешанной авиадивизии Западного особого военного округа. После лечения от полученных ранений Данилов вернулся в строй и закончил войну уже в звании подполковника.

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны сегодня можно увидеть личные вещи героя — его карманные часы, ремень, планшет, кобуру, портсигар, мундштук, шлемофон и зажигалку. Особое место занимает экспонат, подписанный кратко и просто:

«22 июня 1941 г. в воздушных боях под Гродно А.С. Данилов сбил два самолёта противника — разведчик FW-189 и бомбардировщик Ju-88, а третий — Bf 109 — протаранил. Был тяжело ранен пулями и осколками. Одна из пуль ударила в карманные часы и, изменив траекторию, повредила ногу. Эти часы спасли ему жизнь. В 1962 году он передал их в музей».

На фото немецкий ас Хартманн. Фотографии Лемана я не нашёл. Но надменнный вид был у всех них. Фото в свободном доступе.
На фото немецкий ас Хартманн. Фотографии Лемана я не нашёл. Но надменнный вид был у всех них. Фото в свободном доступе.

Вот как сам Данилов вспоминал тот бой — без пафоса, но с удивительной честностью и точностью:

«Нажимаю на гашетки, а пулемёты молчат. Понял — боекомплект исчерпан. Вижу: левая плоскость изодрана, обшивка болтается, рёбра наружу. Самолёт слушается плохо. А немцы бьют один за другим. “Вот теперь, — думаю, — конец”. Эрликоновский снаряд пробил нижнее крыло, пуля задела сухожилие руки, лицо осыпано осколками, реглан весь изрезан… Верчусь, как куропатка, а толку никакого. Тогда уже решил — таран так таран! Успел увидеть горбоносое лицо немца и подумать: “Нет, ни мне, ни тебе!” Не помню, как довернул машину — и винтом срезал “Мессершмитт” по крылу. Тот пошёл вниз».

Позже этот эпизод попал в советские газеты — но в сильно искажённом виде. Журналисты по привычке приукрасили: где-то Данилова «похоронили» и наградили орденом Ленина посмертно, а в других версиях он якобы, лежа на носилках, плюнул в пленного немца со словами «Фашистская св***чь!». На самом деле всё было куда проще и страшнее.

В воспоминаниях генерала Бондовского, как и в записях самого Данилова, нет ни выдуманных героических сцен, ни громких лозунгов — только точный, сухой рассказ о том, как в первый день войны советский лётчик без боеприпасов пошёл на таран и выжил.

Лётчик Данилов. Фото в свободном доступе.
Лётчик Данилов. Фото в свободном доступе.

Благодаря таким Даниловым и победили.

Подвиг лётчика, пошедшего на таран, стал символом самоотверженности. Прошли десятилетия, но дух тех людей живёт — теперь в тех, кто совершает открытия на орбите. Эксперимент «Экран-М» — пример того, как мужество и наука продолжают одно общее дело: служить Родине.

К первому октября российский экипаж Международной космической станции завершил уникальный эксперимент «Экран-М». Впервые в истории человечества был осуществлён синтез полупроводниковых многослойных материалов прямо в космическом вакууме.

Разработка принадлежит учёным Института физики полупроводников имени А. В. Ржанова Сибирского отделения РАН. По заказу РКК «Энергия» они создали установку молекулярно-лучевой эпитаксии, предназначенную для выращивания полупроводников в условиях невесомости. Это единственная в мире действующая система, способная выполнять такие задачи.

Эксперимент показал, что в космосе можно достигать идеального вакуума без громоздких наземных установок. Здесь тончайшие атомные слои укладываются с абсолютной чистотой, без единого постороннего атома. Такой подход открывает путь к созданию на орбите автоматизированных фабрик, которые будут производить материалы высочайшего качества для электроники, энергетики и медицины.

Речь идёт не просто о научном успехе, а о шаге к новой индустриальной эпохе. Россия не просто возвращается в космос, а превращает его в пространство технологий и будущей экономики. Проект «Экран-М» станет основой для создания орбитальных производственных комплексов, которые обеспечат стране полный технологический суверенитет и принесут миллиарды рублей в бюджет.

+1
4
+1
27
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
Добавить комментарий