САУ «Бруммбар» немцы делали для штурма городов: в чём её главный минус? - новости Подоляка

САУ «Бруммбар» немцы делали для штурма городов: в чём её главный минус?

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
6
+1
0
+1
2
+1
1
+1
0
+1
0

15 см тяжелое пехотное орудие sIG 33 в вермахте считали очень эффективным и полюбили за огневую мощь. Вот только таскать его оказалось трудновато, весило оно почти две тонны (1800 кг в боевом положении). Поэтому предпринимались неоднократные попытки установить его на самоходное шасси.

САУ «Бруммбар» немцы делали для штурма городов: в чём её главный минус?

Разработками занималась фирма Alkett, специализирующаяся в производстве различных САУ. С немецкой педантичностью перепробовали все танки. Штурмпанцер I на базе танка Pz.I Ausf.B и Штурмпанцер II на базе танка Pz. II Ausf. B оказались неудачными. По сути это были самоходные лафеты с чисто символической броней открытых рубок и крайне перегруженным шасси. Сделали их немного, 38 штук «Бизон-1» и 12 «Бизон-2».

Более-менее похожей на штурмовую САУ оказалась Штурмпанцер III или StuIG 33B, переделанная из другой САУ StuG III. Она имела уже полностью закрытую бронированную рубку с серьезным бронированием (рубка имела 80мм во лбу и 50 мм по бортам). Они неплохо показали себя в Сталинграде (могли парой-тройкой выстрелов разнести любой дом), правда, практически все там и остались. Впрочем, поскольку она рассматривалась в качестве временной меры, выпустили их всего 24 штуки.

Последняя попытка установить 15 см гаубицу на танковое шасси оказалась для гитлеровцев самой удачной. Штурмпанцер IV оказался единственной машиной, разработанной в годы Второй мировой войны, которая приблизилась по характеристикам к советским СУ-152 (хотя на мой взгляд «сушка» была намного эффективнее, а главное разносторонее). Сейчас Штурмпанцер IV более известен под прозвищем «Бруммбар» (Brummbär). С немецкого языка это можно перевести как «Ворчун», в советских документах эту САУ называли «Медведем».

Начало разработки инициировал Альберт Шпеер, ставший в феврале сорок второго года рейхминистром вооружений после гибели в авиакатастрофе Тодта. Весной он выдал фирме Alkett задание на разработку новой штурмовой САУ на базе шасси танка Pz. IV. Поскольку производством базового шасси занималась компания Krupp, ее тоже подключили к разработкам. Не остались в стороне и чехи: модернизированная версия 15 см гаубицы sIG 33 для новой машины была разработана компанией «Шкода» и получила обозначение StuH 43.

Штурмпанцер IV «Бруммбар». Фото в открытом доступе.

Проект был готов к октябрю сорок второго года и в середине месяца его представили Гитлеру. Тот, отметил, что на фронте такие машины очень нужны и дал команду на изготовление первой партии уже весной сорок третьего года. Впрочем, ему захотелось еще мощнее, и он дал указание разработать заодно и вариант САУ с мортирой калибром 21 или, еще лучше 22 см. Управление вооружений, как всегда взяло под козырек, но, как обычно делать ничего не стало. В принципе, то что шасси «четверки» это не перенесет было очевидно.

Шасси базового танка осталось практически без изменений. Это определило и компоновку САУ. Моторное отделение в корме, в носу трансмиссия и отделение управления, между ними боевое в закрытой рубке. Бронирование солидное: лобовой лист рубки имел толщину 100 мм и устанавливался под углом 38 градусов, бортовые 50 мм под углом 15 градусов.

15 см гаубица устанавливалась в лобовом листе в шаровой опоре. Она была раздельного заряжания и стреляла 25-ти (противотанковый) и 38-ми (фугасный) килограммовыми снарядами на расстояние до 4,3 километров.

Боекомплект 38 выстрелов, но при полной загрузке экипажу из пяти человек было тесновато. Обычно заряжающий брал на себя и обязанности радиста, тогда экипаж сокращался до четырех человек.

Боевой вес САУ составил 28,2 тонны, двигатель «четверки» мощностью 265 л.с мог разогнать ее до 30-35 километров в час.

Шасси первых машин оказалось перегруженным. Проблему пытались решать снижением массы орудия, но избавиться от этого недостатка удалось только после уменьшения толщины броневых листов рубки.

Двигатель, который устанавливали на 20-ти тонную модификацию «четверки» для САУ оказался слабоват, кроме того резко возрос расход топлива. Снизилась надежность трансмиссии, чаще летели опорные катки.

Полный экипаж Фото в открытом доступе.

На машинах первой серии пулемет не устанавливали, так что от пехоты экипаж мог защищаться только, отстреливаясь из пистолетов-пулеметов МР-40 через боковые амбразуры рубки. Впрочем, на последней серии САУ получила пулемет в шаровой установке в лобовом листе рубки и командирскую башенку от Sturmgeschütz III с зенитным пулеметом.

Всего с марта 1943 по март 1945 года успели сделать 306 САУ «Бруммбар». Несмотря на недостатки, в войсках ее оценивали высоко. Она оказалась довольно эффективным средством огневой поддержки пехоты и без проблем разрушала полевые укрепления от окопов и траншей до пулеметных гнезд, блиндажей и ДОТов.

Впервые она пошла в бой на Курской дуге летом 1943 года. Затем САУ достаточно широко применялись как на Восточном, так и на Западном фронте.

Впрочем, несмотря на высокую боевую эффективность особо отличиться ей не удалось. Главный минус был в том, что появилась она слишком поздно, когда в войне уже произошел коренной перелом. Своих лучших качеств она не показала. Штурмовать гитлеровцам было уже нечего и негде, а в обороне от нее пользы было мало, гаубицы оружие наступательное.

Последняя подбитая САУ «Бруммбар» была захвачена бойцами Красной армии в Австрии в середине апреля сорок пятого года. На сегодняшний день сохранилось всего четыре Штурмпанцера IV: один стоит в Парке Патриот, по одному у французов в Сомюре и у американцев на Абердинском полигоне. В лучшем состоянии (на ходу) остался у немцев в Мюнстере.

+1
0
+1
6
+1
0
+1
2
+1
1
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии