Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
15 см тяжелое пехотное орудие sIG 33 в вермахте считали очень эффективным и полюбили за огневую мощь. Вот только таскать его оказалось трудновато, весило оно почти две тонны (1800 кг в боевом положении). Поэтому предпринимались неоднократные попытки установить его на самоходное шасси.
Разработками занималась фирма Alkett, специализирующаяся в производстве различных САУ. С немецкой педантичностью перепробовали все танки. Штурмпанцер I на базе танка Pz.I Ausf.B и Штурмпанцер II на базе танка Pz. II Ausf. B оказались неудачными. По сути это были самоходные лафеты с чисто символической броней открытых рубок и крайне перегруженным шасси. Сделали их немного, 38 штук «Бизон-1» и 12 «Бизон-2».
Более-менее похожей на штурмовую САУ оказалась Штурмпанцер III или StuIG 33B, переделанная из другой САУ StuG III. Она имела уже полностью закрытую бронированную рубку с серьезным бронированием (рубка имела 80мм во лбу и 50 мм по бортам). Они неплохо показали себя в Сталинграде (могли парой-тройкой выстрелов разнести любой дом), правда, практически все там и остались. Впрочем, поскольку она рассматривалась в качестве временной меры, выпустили их всего 24 штуки.
Последняя попытка установить 15 см гаубицу на танковое шасси оказалась для гитлеровцев самой удачной. Штурмпанцер IV оказался единственной машиной, разработанной в годы Второй мировой войны, которая приблизилась по характеристикам к советским СУ-152 (хотя на мой взгляд «сушка» была намного эффективнее, а главное разносторонее). Сейчас Штурмпанцер IV более известен под прозвищем «Бруммбар» (Brummbär). С немецкого языка это можно перевести как «Ворчун», в советских документах эту САУ называли «Медведем».
Начало разработки инициировал Альберт Шпеер, ставший в феврале сорок второго года рейхминистром вооружений после гибели в авиакатастрофе Тодта. Весной он выдал фирме Alkett задание на разработку новой штурмовой САУ на базе шасси танка Pz. IV. Поскольку производством базового шасси занималась компания Krupp, ее тоже подключили к разработкам. Не остались в стороне и чехи: модернизированная версия 15 см гаубицы sIG 33 для новой машины была разработана компанией «Шкода» и получила обозначение StuH 43.
Проект был готов к октябрю сорок второго года и в середине месяца его представили Гитлеру. Тот, отметил, что на фронте такие машины очень нужны и дал команду на изготовление первой партии уже весной сорок третьего года. Впрочем, ему захотелось еще мощнее, и он дал указание разработать заодно и вариант САУ с мортирой калибром 21 или, еще лучше 22 см. Управление вооружений, как всегда взяло под козырек, но, как обычно делать ничего не стало. В принципе, то что шасси «четверки» это не перенесет было очевидно.
Шасси базового танка осталось практически без изменений. Это определило и компоновку САУ. Моторное отделение в корме, в носу трансмиссия и отделение управления, между ними боевое в закрытой рубке. Бронирование солидное: лобовой лист рубки имел толщину 100 мм и устанавливался под углом 38 градусов, бортовые 50 мм под углом 15 градусов.
15 см гаубица устанавливалась в лобовом листе в шаровой опоре. Она была раздельного заряжания и стреляла 25-ти (противотанковый) и 38-ми (фугасный) килограммовыми снарядами на расстояние до 4,3 километров.
Боекомплект 38 выстрелов, но при полной загрузке экипажу из пяти человек было тесновато. Обычно заряжающий брал на себя и обязанности радиста, тогда экипаж сокращался до четырех человек.
Боевой вес САУ составил 28,2 тонны, двигатель «четверки» мощностью 265 л.с мог разогнать ее до 30-35 километров в час.
Шасси первых машин оказалось перегруженным. Проблему пытались решать снижением массы орудия, но избавиться от этого недостатка удалось только после уменьшения толщины броневых листов рубки.
Двигатель, который устанавливали на 20-ти тонную модификацию «четверки» для САУ оказался слабоват, кроме того резко возрос расход топлива. Снизилась надежность трансмиссии, чаще летели опорные катки.
На машинах первой серии пулемет не устанавливали, так что от пехоты экипаж мог защищаться только, отстреливаясь из пистолетов-пулеметов МР-40 через боковые амбразуры рубки. Впрочем, на последней серии САУ получила пулемет в шаровой установке в лобовом листе рубки и командирскую башенку от Sturmgeschütz III с зенитным пулеметом.
Всего с марта 1943 по март 1945 года успели сделать 306 САУ «Бруммбар». Несмотря на недостатки, в войсках ее оценивали высоко. Она оказалась довольно эффективным средством огневой поддержки пехоты и без проблем разрушала полевые укрепления от окопов и траншей до пулеметных гнезд, блиндажей и ДОТов.
Впервые она пошла в бой на Курской дуге летом 1943 года. Затем САУ достаточно широко применялись как на Восточном, так и на Западном фронте.
Впрочем, несмотря на высокую боевую эффективность особо отличиться ей не удалось. Главный минус был в том, что появилась она слишком поздно, когда в войне уже произошел коренной перелом. Своих лучших качеств она не показала. Штурмовать гитлеровцам было уже нечего и негде, а в обороне от нее пользы было мало, гаубицы оружие наступательное.
Последняя подбитая САУ «Бруммбар» была захвачена бойцами Красной армии в Австрии в середине апреля сорок пятого года. На сегодняшний день сохранилось всего четыре Штурмпанцера IV: один стоит в Парке Патриот, по одному у французов в Сомюре и у американцев на Абердинском полигоне. В лучшем состоянии (на ходу) остался у немцев в Мюнстере.
Поделись видео: