Loading...
Санитарные машины армии СССР - новости Подоляка

Санитарные машины армии СССР

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

О военной технике, созданной в период существования Советского Союза и предназначавшейся для обслуживания войсковых медицинских учреждений известно крайне мало.

Эта тематика не являлась закрытой для общего пользования, но так получилось, что целое семейство санитарных автомобилей изготовленных специально для обслуживания военных учреждений и объектов осталось в стороне от гласности.

Санитарные машины армии СССР

В большинстве своем эта техника являла собой автобусы, фургоны или автомобили, изготовленные на базе двухосных шасси с задним или полным приводом.

Медицинские приборы и снаряжение не отличались сложностью в использовании, а сама техника требовалась исключительно для транспортировки больных или раненых военнослужащих в медицинские учреждения, с возможностью оказания первой медицинской помощи в пути следования.

Для медработников были выделены самое обычное оборудование и приспособления.

Особенностью моделей, было то, что собирались они предприятиями, которые выполняя спецзаказы, считались секретными объектами.

Обычно это были небольшие предприятия, изготавливавшие нужное количество техники, которая четко распределялась самими военными.

УАЗ-450А

Санитарная машина УАЗ-450А, изготовлением которой занимался Ульяновский автозавод, считается одной из первых моделей, сборка которой пришлась на первые послевоенные года.

Прототип

Массово ее начали изготавливать с середины 50-х годов прошлого столетия, когда военные затребовали технику малотоннажного типа с использованием удобной для транспортировки компоновкой.

Главным отличием модели от предыдущих санитарных машин являлась модернизированная под перевозку людей подвеска и наличие воздухозаборников обеспечивающих приток свежего воздуха.

В 1958 году разработчики предоставили готовую к испытаниям модель 3-х дверную санитарную машину, с наличием внутри салона перегородки.

УАЗ-452А

Водительское место и место для санитара было отделено внутренней перегородкой от основного салона, где можно было разместить на носилках или перевозить в сидячем положении определенное количество пострадавших.

-4

Машина была рассчитана на доставку 2-4 тяжелораненых и до восьми легкораненых военных. Для транспортировки пострадавших использовались носилки, закрепляемые в специальных петлях на ремнях, подвешенных к потоку скобами.

Из дополнительных средств по оказанию первой медицинской помощи санитары использовали исключительно простейшие приспособления, которые имелись в фургоне.

До модернизации разработчики использовали силовой агрегат мощностью в 62 л. с., но уже вначале 60-х годов технические характеристики были изменены.

-5

Модель «обновили» установив 70 сильный двигатель, и позаботились о комфорте для медперсонала, закрепив в салоне откидные сидения.

Последнюю модернизацию модель прошла в середине 80-х годов, в ходе которой был изменен индекс санитарной машины.

УАЗ-3962

На УАЗ-3962 установили двухконтурного типа гидросистему тормозов с вакуумным усилителем и добавили, разместив вдоль бортов машины откидные сидения. Для медицинского персонала разработчики расширили средства доврачебной помощи и заменили подвесные ремни носилок, на напольные направляющие.

Последняя попытка модернизировать санитарную машину была запланирована на начало 90-х годов.

-7

Инженеры разработали вариант модели санитарной машины УАЗ-3172 с вместимостью 10 пострадавших и даже собрали девять экземпляров, но на этом все и остановилось. Перемены в стране с последующим развалом СССР стали причиной закрытия проекта.

ГЗА-653

Практически сразу по окончанию Великой Отечественной войны была разработана и подготовлена к серийному выпуску модель санитарной машины, которая позже прошла несколько различных этапов модернизации.

ГЗА-653

Медицинский автомобиль ГЗА-653, предназначавшийся для военных медицинских учреждений начали выпускать в 1950 году.

Занимался сборкой Горьковский автобусный завод, инженеры которого предложили при использовании шасси с ГАЗ-51К сменить заднюю подвеску на более мягкий тип, и дополнить гидроамортизаторами.

Кузов разделили на две части, плотно подогнав кабину водителя к салону. Между кабиной водителя, изготовленной из дерева и кузовом, имелась перегородка с окном.

Сзади кузова располагались погрузочные двери, через которые можно было грузить раненых на носилках. Всего в салон кузова помещалось 4 тяжелораненых бойца, которые на момент транспортировки находились в лежачем положении, или 13 сидячих военнослужащих.

ПАЗ-653

В 1952 году санитарный автобус было решено модернизировать, и уже через год Павловский автобусный завод предложил к серийному выпуску модель санитарной машины в новом варианте кузова и кабины.

Инженеры завода решили сменить кабину, установив цельнометаллическую, «позаимствованную» с модели грузовика ГАЗ-51А. Кузов изготавливался отдельно, с использованием для сборки каркаса деревянных брусков, а для обшивки тонколистовым металлом.

Эта модель санитарного автомобиля позволила одновременно перевозить на закрепленных вдоль стенок салона носилках 4 тяжелораненных военнослужащих и одного медработника для обслуживания.

-10

По количеству легкораненых в салон автомобиля могло поместиться столько же людей, как и в варианте с санитарной машиной, изготавливаемой Горьковским автобусным заводом.

С 1953 по 1958 года коллектив Павловского автобусного завода создал 11,5 тыс. экземпляров санитарных автомобилей марки ПАЗ-653.

ГАЗ-63, полноприводной санитарный вездеход

По специальному указанию Наркомата Вооруженных Сил СССР авторемонтный завод №101 в начале 50-х годов санитарные машины, с использованием разработки модели Горьковского автозавода ГАЗ-51И.

АС-1

Новую серию санитарных автобусов условно назвали АС и присвоили индекс 3, при этом на модель выпускалась с задним приводом, установленном на удлиненную раму с подвеской, не настолько жесткой как на серии грузовиков линии ГАЗ.

Кузов производитель изготавливал из деревянных брусков, из которых собирали каркас и тонколистового металла для обшивки.

В это же время Павловский автобусный завод предоставил свой вариант армейского санитарного автобуса. Главным отличием являлось полноприводное шасси, которое было взято с модели грузовика ГАЗ-63, хотя сам санитарный автобус получил индекс АС-1.

Именно этот вариант использовался немного позже инженерами завода №101 при создании типового армейского санитарного автобуса, АС-3 с шасси ГАЗ-63Е/63АЕ, дополненного двумя парами гидроамортизаторов, установленных в системе подвески.

АС-3

Модель оборудовали обогревателем, переговорным устройством и откидными ступеньками. В целом за рейс автобус мог перевозить 14 человек, из которых 7 тяжелораненых можно было разместить на подвесных носилках и еще 7 усадить на откидные сидения.

Выпускался этот автомобиль, с использованием деревянно-металлическим кузовом недолго, всего 4 года, но на базе модели Павловский автобусный завод разработал другие варианты техники для войсковых медицинских учреждений.

Одной из таких стал санитарный автомобиль ПАЗ-651В, где разработчики установили на заднюю подвеску дополнительные гидроамортизаторы.

-13

Эта модель могла перевозить за один раз 12 раненых бойцов, из которых 7 человек можно было уложить на носилки, а 5 легкораненых рассадить на откидных сидениях вдоль стенок кузова.

ГАЗ-66

К середине 60-х годов военные повысили требования к разработчикам войсковой техники, предназначенные для обслуживания медицинских учреждений.

В качестве универсального автомобиля был принят грузовик ГАЗ-66, который как раз к этому периоду начали собирать на Горьковском автозаводе. Военные приняли такой вариант, считая, что ГАЗ-66 с его техническими новинками вполне подходит для использования как санитарный автомобиль, рассчитанный для эвакуации раненных и пострадавших бойцов с участка боевых действий.

Главной особенностью нового транспорта являлся бескапотный тип кабины, система регулировки давления воздуха в шинах и возможность установки вместо кузова фургон, в котором бы помещалось не менее 18 легкораненых военнослужащих.

АС-66

Разработанная модель с индексом АС-66 должна была сменить технически устаревшие старые санитарные автобусы АС-1, АС-3, ПАЗ 651В. Местом сборки стал Воронежское авторемонтное предприятие №172.

В салоне фургона было три варианта транспортировки лежачих раненых военнослужащих. Носилки можно было устанавливать в несколько ярусов, при этом для персонала и легкораненых людей имелись полумягкие продольные топчаны.

Проект получился удачным, поэтому от инженеров потребовали путем модернизации улучшить комфортные условия.

АС-66МП

На версии АС-66МП в фургоне было предложено установить более совершенную систему вентиляции, узел связи с кабиной и печку для обогрева салона.

АС-66-01МТ

Так усилием нескольких коллективов инженеров была разработана модель автомобиля АС-66-01МТ, который одновременно являлся и санитарной машиной и войсковым транспортом.

Военные медицинские подразделения наконец-то получили многоцелевой санитарный автомобиль, который отвечал всем техническим требованиям.

Последняя модернизация была проведена в 1987 году, незадолго до распада СССР.

Модель получила условное название ТС-3293 и имела ряд изменений, улучшавших в основном комфортность доставки раненых военнослужащих. Кроме всего прочего машину можно было использовать для транспортировки пассажиров, что увеличивало спектр потребностей.

ТС-3293

Одновременно с этой моделью был налажен серийный выпуск модели К-66В, где в распоряжении медиков имелся не только хирургический стол и перевязочная, но и реанимационное оборудование.

АП-2

В кузове для проведения полевых хирургических вмешательств имелись автономная система освещения, водоснабжение, вентиляционные вытяжки и отопление.

Несмотря на распад страны, серийный выпуск последних моделей санитарных машин не прекратили. Некоторое время предприятия работали в малом объеме сборки, но, несмотря на финансовые трудности заводские и сборочные цеха были сохранены.

+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии