Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Желание делать машины повышенной проходимости у советских граждан было всегда. Самодельные внедорожники делали в разных автоклубах, чуть позже в авто-тюнинговых кооперативах и фирмах, но чаще собирали в личных гаражах для поездок на рыбалку или на дачу. Официально зарегистрировать такой вездеход было невозможно. В лучшем случае машину покажут по телевизору.
ГАЗовские поделки
Надо сказать, что постройкой внедорожников увлекались и на автозаводах. Это были либо специализированные участки, или клубы «технического творчества». Так, например, на ГАЗе сделали «Победу» ГАЗ-М72 повышенной проходимости. Причем это была мелкосерийная машина на шасси от ГАЗ-69, выпущенная общим тиражом в 5 тысяч машин. В результате, получилось необычное авто, с комфортным салоном легковой машины и просто феноменальной проходимостью по любым дорогам. Интересно, что по оценкам экспертов, по уровню вездеходности М72 не уступала современному УАЗ-469.
И вообще, коллектив разработчиков Горьковского автозавода середины 50-х – конца 60-х годов отличался талантом и умением делать необычные машины. Например, ту же Победу-М20 построили с паровым двигателем и бесступенчатой передачей на все колеса. Удивительный агрегат, на испытаниях казалось, что машина может заехать передними колесами на почти вертикальную стену.
Еще один вариант — это полноприводный ГАЗ-22 в кузове универсал. Их сделали несколько штук, и в серию машина не пошла. Зато сделали партию полноприводных «брежневских» ГАЗ 24-95. Полный привод, шасси от УАЗика. Пару машин ушло в Москву для Генсека, остальные раздали.
К идее нового внедорожника вернулись лишь в 90-е. Горьковскому автозаводу нужен был новый перспективный автомобиль для улучшения финансового положения предприятия. В итоге была построена абсолютно коммерческая версия вездехода с удлиненным шасси от УАЗ3153 и кузовом от ГАЗ-31022.
Машину можно было заказать на заводе, причем с несколькими вариантами моторов, в том числе от тойота. Все остальное – подвеска, редуктор и трансмиссия – все от Ульяновского завода. Но все делалось на небольших фирмах, открытых при ГАЗ. Стоили внедорожники довольно дорого, не было средств на финансирование полноценного производства.
Ульяновские чудо-машины
Было удивительным, если бы Ульяновский автозавод не принял участие в гонке самоделок. Помимо своих заводских машин типа «Симбир» предприятие активно участвовало в экспериментах других разработчиков. Самым удачным, наверное, был вездеход, построенный совместно с НАМИ.
Это «Тачанка Т-134». С шасси от УАЗ, с мотором от Газона V8, объемом 4,5 л, удлиненной базой и огромным клиренсом. Машину делали в стиле «Сафари», в расчете на любителей внедорожных приключений. Но «Т-134» получился не слишком надежным, и проигрывал даже старым Роверам и Крузерам.
Еще один эксперимент был проведен совместно с АЗЛК. Теперь на кузове от Москвича 2141 и шасси от УАЗа построили пикап-вездеход «Гренадер». Несмотря на название, новый Москвич -2335 был абсолютно гражданским, но с отличной проходимостью. Рассчитывали на интерес со стороны рыбаков, охотников и фермеров. Опять же были трудности с шасси и дефицитом оборотных средств для налаживания производства.
Авторские самоделки
Делали попытки строить вездеходы и известные в те времена дизайнеры-самоучки. Например, Дмитрий Парфенов, известный автор дизайна многих самодельных авто, построил на базе фирмы «Автостиль» при НАМИ несколько вариантов внедорожников «Пилот» с волговскими и уазовскими агрегатами. Кузов, естественно, самодельный, из стеклопластика.
Развивать «Пилот» пытались в Прибалтике, компания Baltijas Dzips сделала несколько клонов машины под своим брендом — Tantor BD-1322. Был даже один инкассаторский автомобиль и модель, которую сейчас назвали минивэном. Всего Baltijas Dzips собрала порядка двух десятков машин.
Еще один вариант «Пилота», но уже под названием «Канонир» Парфенов сделал как пикап. Кузов стал проще, и, в целом, машина оказалась более технологичной в производстве. С дизайном, как всегда, был небольшой перегиб, но это была полностью авторская разработка, и главное, экстерьер реально нравился потенциальным заказчикам. Но в действительности изготовить и продать удалось лишь пару десятков машин.
Более удачным оказался Геннадий Хаинов, тоже известный самодельщик, к тому же с опытом работы в НАМИ. Пик его творчества пришелся на 1998 г. В это время в страну хлынул поток старых иномарок, но Хаинов решился на постройку своей версии внедорожника. Необычный дизайн нового Astero 3128 явно удался. Плюс мощный мотор и шасси от УАЗ-31512. Был даже вариант с мотором на 4,25 л от ГАЗона. В итоге трехдверный внедорожник был построен серией в несколько десятков машин и на этом все закончилось. Конкурировать с дешевым импортным барахлом оригинальные авторские машины уже не могли.