Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Поршневые двигатели с турбо- или механическим наддувом и искровым зажиганием.
Среднемоторное купе Maserati MC20 (2020) с двигателем Maserati Nettuno V6 3.0 (2992 см3) располагает 630 “лошадками”, а это 210,56 л.с./л. Первый за много лет собственный ДВС Maserati обладает углом развала блока в 90 градусов, степенью сжатия 11:1, двойным турбонаддувом, и весит весит около 220 кг.
Из необычного: предкамерная схема головки блока с двумя свечами зажигания на каждый цилиндр. Одна, расположенная на краю цилиндра, работает на малых нагрузках, вторая, стоящая по центру, вступает в дело при высоких. Между нею и основной камерой сгорания расположена маленькая предкамера. Начало сгорания смеси в ней снижает риск детонации. Система впрыска комбинированная: распределённый при давлении 6 бар и непосредственный при давлении 350 бар.
Mercedes-Benz A 45 S AMG 4Matic+ (2020). Хороший пример высокой форсировки двигателя хот-хэтча. Тут стоит рядная турбочетвёрка M139 2.0, наследница более ранней модели M133 2.0, которая удивляла мир на А-классе AMG предыдущего поколения (мощность составляла 360-381 л.с.). В новом моторе для модели A 45 S AMG мощность наддувной “четвёрки” доведена до 421 л.с. при 5800–6100 об/мин. Рабочий объём равен 1991 см3, значит мы имеем 211,45 л.с./л. — прекрасный параметр для сегмента С, притом для серийной дорожной модели.
В M139 стоит турбокомпрессор типа twin-scroll, у которого и на турбинной, и на компрессорной части установлены роликовые подшипники, а выхлопные газы подаются на турбину по паре параллельных каналов, чтобы потоки от разных цилиндров не влияли друг на друга. Ещё в моторе есть комбинированный впрыск, регулировка фаз газораспределения на впуске и выпуске, система Camtronic с двойным набором кулачков на выпуске, которая меняет период открытия клапана, то есть ширину фазы.
Ferrari 296 GTB (2021) использует полностью новый мотор V6 3.0 с двумя турбокомпрессорами и углом развала блока в 120 градусов, который развивает 663 л.с. (при 8000 об/мин; красная зона тахометра — 8500 об/мин; 2992 см3, форсировка — 221,59 л.с./л.).
Эта конструкция является своего рода воспоминанием о богатом наследии — моторах Ferrari V6, что блистали в начале шестидесятых в гонке Targa Florio и в восьмидесятых в Формуле-1. Но, конечно, на новый лад. Выбранная архитектура обеспечивает равномерное следование воспламенений, а также удобное размещение турбокомпрессоров в развале блока с минимизацией воздушных трактов от компрессоров к цилиндрам. Выпускные коллекторы обладают равной длиной, что также облегчает работу ДВС. Ferrari 296 GTB является гибридом: встроенный между ДВС и трансмиссией электромотор доводит комбинированную отдачу всей установки до 830 сил.
Mercedes-AMG C 63 S E Performance 4Matic+ (2022). “Заряженный” седан в последней своей инкарнации (W206) удивил даунсайзингом — переходом с V8 4.0 на турбочетвёрку 2.0. Правда при этом C 63 стал гибридом, да ещё и заряжаемым от сети. Так что в сумме с 204-сильным электромотором на задней оси максимальная мощность этой “цешки” составила 680 сил. Из них 476 “лошадок” выдаёт непосредственно ДВС.
Это новая версия уже нам знакомого M139 — M139L. В ней и турбонаддув получил электрический привод (электромотор стоит на валу между турбиной и компрессорным колесом), помогающий компрессору набрать обороты сразу с самых низов. Для дорожных “четвёрок”, притом в заводской версии, показатель 239 л.с. на литр рабочего объёма — просто удивителен.
Hennessey Venom F5 (2020). Мотор V8 6.6 твинтурбо с собственным именем Fury развивает 1842 л.с. (при 8000 об/мин, красная зона — 8200-8500 об/мин, в зависимости от выбранного режима, степень сжатия 10:1, объём — 6555 см3; удельная отдача — 281 л.с./л.).
Агрегат с весом 280 кг построен вокруг чугунного блока цилиндров (головки блока — алюминиевые). Впускной коллектор фрезерован из цельной алюминиевой заготовки, промежуточный охладитель воздуха встроен в развал блока, шатуны — кованые стальные, впускные клапаны сделаны из титана, а выпускные из инконеля. Выпускная система построена из нержавейки с керамическим напылением Cerakote, применяемом в оружейных стволах.
Мотор сочетает современные решения с консервативными. Так газораспределение выполнено по нижневальной схеме, но зато корпусы турбокомпрессоров напечатаны на 3D-принтере из титанового порошка, а топливо в каждый цилиндр подаётся двумя форсунками.
Koenigsegg Gemera (2020). Один из самых необычных автомобилей современности. Судите сами: это среднемоторный суперкар с четырьмя полноценными местами, гибрид с очень странной архитектурой. Задние колёса машины приводит пара электромоторов со своими редукторами, а установленная позади салона битурботройка 2.0 приводит. передние колёса (напару с ещё одним электродвигателем). Суммарная отдача системы составляет 1723 силы, но в рамках этого обзора нас интересует ДВС.
Трёхцилиндровый агрегат с двумя турбокомпрессорами и рабочим объёмом 1988 см3 носит имя Tiny Friendly Giant (TFG, “маленький дружелюбный гигант”). Первый турбонаддув присоединён к первому выпускному клапану в каждом из трёх цилиндров, а второй — ко второму выпускному в каждом из цилиндров. На низких нагрузках открывается только первый выпускной клапан и работает один турбокомпрессор, а при высоких нагрузках в дело вступает и второй.
Но наиболее интересная особенность TFG — система газораспределения от фирмы Freevalve (сестринская компания Кёнигсегга). Распредвалов в ней нет, а каждый клапан снабжён пневматической и обычной пружинами, индивидуально активируемым по команде электроники пневмо-гидравлическим приводом и высокоточным сенсором положения клапана.
Степень сжатия составляет 9,5:1. Мотор оборудован сенсорами давления в каждом цилиндре и обладает гибкой программой управления, способной переводить его с цикла Отто на Миллера. Ещё TFG умеет быстро разогревать сам себя при запуске в мороз (пока стартер крутит коленвал без подачи топлива, клапаны работают так, что сжатый воздух из цилиндров подаётся обратно на впуск, поднимая температуру внутри, потом идёт обычный запуск). Работать TFG может на чистых этаноле, метаноле, бензине и любой их комбинации. И весит всего 70 кг. Ну и главное, что нас интересует: отдача TFG составляет 608 л.с. при 7500 об/мин (на смеси E85), что означает форсировку 305,83 л.с. на литр.
Jaguar C-X75 (2013). Гибридный суперкар появился сперва как концепт в 2010 году и тогда в его недрах работали две микротурбины, заряжающие тяговые батареи. Потом британцы стали размышлять о серии и в 2012-м отказались от микротурбин-генераторов в пользу поршневого ДВС (который дополняла пара электромоторов, за счёт чего суммарная мощность системы составляла 900 сил). С ДВС и построили несколько опытных прототипов.
Серии эта модель так и не увидела. Зато поразила автомобильное сообщество разработанной фирмой Cosworth рядной бензиновой «четвёркой» 1.6 с турбокомпрессором и приводным нагнетателем, которая выдала на гора 507 «лошадок» при 10 000 об/мин. А это 316,87 л.с./л. Интересно, что эту “четвёрку” Cosworth начала разрабатывать в то время, когда появилось предположение, что Формула-1 перейдёт на четырёхцилиндровые моторы (чего не случилось).
Koenigsegg Jesco Attack (2019, на фото) и Jesco Absolut (2020). Оба суперкара используют мотор V8 5.0 с двойным турбонаддувом и так называемым “плоским” коленвалом (к слову, весит он всего 12,5 кг). (Отличия между двумя этими моделями — в аэродинамических компонентах.) Максимальная мощность при работе на бензо-спиртовой смеси E85 — 1622 л.с. (5065 см3, форсировка — 320,23 л.с./л.). На бензине отдача ниже — 1298 л.с. (256,26 л.с./л.).
Весит этот мотор всего 189 кг, совсем неплохо для “восьмёрки” с двумя турбинами. Из интересного: керамические шариковые подшипники на турбокомпрессорах, система пневматического разгона турбокомпрессоров (в начальный момент ускорения из воздушного баллона на крыльчатку подаётся порция сжатого воздуха с давлением 20 бар). А ещё — первая в мире на серийной модели система датчиков давления в каждом цилиндре, позволяющая с максимальной эффективностью загружать каждый цилиндр.
Porsche 930 TAG Turbo (2019). История этой модели началась в 1980-х, когда фирма Porsche разработала для Макларена формульный мотор V6 1.5 twin-turbo (TTE P01, TAG Turbo по имени спонсора, люксембургской компании Techniques d’Avant Garde). При 10 000 об/мин он мог выдать до 1100 сил в квалификации (1499 см3; 733,82 л.с./л.). Для тестирования двигателя Porsche поставила его на купе 930 Turbo, получив одну из самых необычных машин того времени. Но, конечно, настоящее применение мотор нашёл в болидах McLaren MP4/2 и MP4/3 (26 побед в гонках, три чемпионских титула и два конструкторских кубка в середине восьмидесятых).
А в 2019-м компания Lanzante договорилась с Porsche и Маклареном о продолжении выпуска 930 TAG Turbo в виде маленькой серии из одиннадцати купе. Они получили исторические формульные моторы TAG Turbo, снятые с боевых Макларенов 80-х, за рулём которых побеждали Ники Лауда и Ален Прост.
Старые моторы взялась отреставрировать известная компания Cosworth, которая заодно провела адаптацию “музейных экспонатов” под модель с допуском на дороги общего пользования. Рабочие обороты понизили до 9000 об/мин, заменили турбонаддув, снизив его давление с 4,83 бара до 3,03, а мощность упала до 510 “лошадок”. Тем не менее, и это очень внушительная для дорожной модели форсировка — 340,22 л.с./литр.
Mercedes-AMG One (2022). Это 1063-сильный суперкар-гибрид, чей ДВС — странный по меркам “гражданских” моторов V6 1.6 с турбонаддувом, взятый от Формулы-1 (от болида Mercedes-AMG F1 W06), но с доработками под дорожное применение. “Шестёрка” в одиночку выдаёт 574 силы (1598 см3, 359,19 л.с./л.). Это ниже, чем в формульном исполнении, да и красная зона тахометра тут снижена “всего” до 11 000 об/мин.
Поделись видео:





