Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Уверен, у каждого из вас при слове «самурай» возникает вполне четкий образ воина в характерных доспехах и с катаной у пояса. Фильмы Акиры Куросавы, книги и даже детские мультики рисуют нам именно такую картину. Однако этот образ, при всей его романтичности, несколько однобок. Настоящие самураи из средневековой Японии, не только не чурались огнестрельного оружия, но и весьма активно им пользовались. Аркебузы, мушкеты – все это было в арсенале японского воина.
Как огнестрел появился в Японии
В середине XVI века, когда даймё (крупные феодалы) боролись за власть и земли, в Японии бесконечной чередой шли внутренние войны, Япония. И вот в 1543 году, к берегам острова Танэгасима, что на юге Японского архипелага, причалила китайская джонка, на борту которой были португальские торговцы. В руках у этих «южных варваров» (так японцы поначалу называли европейцев, прибывавших с юга) – диковинное оружие. Длинные, тяжелые трубки, которые с оглушительным грохотом изрыгали огонь и металлические шарики. Это были аркебузы – фитильные ружья, чудо тогдашней европейской военной мысли.
Местный правитель, Танэгасима Токитака, человек, очевидно, дальновидный, не стал долго раздумывать. Потенциал нового оружия был слишком очевиден, чтобы от него отмахиваться. Он немедленно купил у португальцев два ружья и приказал своим оружейникам изучить их и наладить производство.
Конечно, поначалу были трудности. Например, как правильно просверлить ствол или изготовить надежный винтовой затвор – таких технологий в Японии просто не существовало.
Легенда гласит, что один из оружейников даже отдал свою красавицу-дочь замуж за португальца, чтобы выведать секреты производства. Уж не знаю, насколько это правда, но факт остается фактом: уже через несколько лет японские мастера не только скопировали аркебузы, но и усовершенствовали их, создав знаменитые ружья «танэгасима» (по названию острова, где все началось). Производство развернулось в разных частях страны, особенно в провинции Сацума и городе Сакаи, который стал одним из центров оружейного дела.
Пока одни самураи, верные традициям, брюзжали о «бесчестности» такого оружия, которое позволяет убивать на расстоянии, не вступая в прямой контакт с врагом, дальновидные даймё уже прикидывали, сколько вражеских солдат можно будет уложить одним залпом отряда стрелков. В конце концов, на войне все средства хороши
Эпоха воюющих провинций. Когда пушки решали всё
Период Сэнгоку Дзидай (примерно с середины XV до начала XVII века) – это эпоха практически непрерывных гражданских войн в Японии. Страна была расколота на множество враждующих провинций, и каждый даймё стремился урвать кусок побольше. В такой обстановке новое смертоносное оружие пришлось как нельзя кстати. Тут уж не до рыцарских поединков один на один, когда на кону стоит выживание твоего клана. Нужна была грубая сила, эффективность, возможность нанести максимальный урон противнику.
Именно в этот период аркебузы стали стремительно распространяться по японским армиям. Начали формироваться целые подразделения асигару (пехотинцев), вооруженных огнестрельным оружием. Это привело к серьезным изменениям в тактике ведения боя.
Если раньше исход сражения часто решался в схватках отдельных самураев, то теперь на первый план выходила слаженная работа отрядов стрелков. Это был настоящий переворот в военном деле.
Пожалуй, самым известным и успешным «пользователем» огнестрельного оружия стал Ода Нобунага – один из трех великих объединителей Японии. Этот человек был не только талантливым полководцем, но и настоящим новатором, не боявшимся ломать устоявшиеся каноны. Он одним из первых оценил мощь аркебуз и активно внедрял их в своих войсках.
Самый яркий пример – знаменитая битва при Нагасино в 1575 году. Войска Нобунаги и его союзника Токугавы Иэясу столкнулись с армией клана Такэда, славившейся своей непобедимой конницей. Нобунага, понимая, что в открытом поле его пехота не выстоит против кавалерийской атаки, применил хитроумную тактику. Он приказал своим солдатам возвести деревянный частокол, за которым разместил около 3000 аркебузиров (по некоторым данным, их было до 10 000, что составляло треть его армии).
Стрелки были выстроены в три линии. Пока первая линия вела огонь, две другие перезаряжали свои ружья. Такая тактика, известная в Европе как «караколь», позволяла вести практически непрерывный огонь по наступающему противнику.
Итог битвы был ошеломляющим. Легендарная конница Такэда, раз за разом бросавшаяся в атаку, была буквально сметена градом пуль.Битва при Нагасино наглядно продемонстрировала всему японскому военному миру: эпоха меча и лука уходит в прошлое, наступает эра пороха. Нобунага не просто выиграл сражение, он изменил правила игры.
Конечно, не все самураи с восторгом приняли новое оружие. Для многих из них, воспитанных на бусидо – «пути воина», где личная доблесть и мастерство владения мечом ставились превыше всего, аркебуза казалась оружием трусов и простолюдинов. Ведь она позволяла какому-нибудь необученному крестьянину с безопасного расстояния убить опытного воина, посвятившего всю жизнь оттачиванию боевых искусств.
И действительно, существовала определенная дилемма. С одной стороны – многовековые традиции, кодекс чести, романтика поединка. С другой – суровая военная необходимость, эффективность и, в конечном счете, выживание. Но прагматизм взял верх. Кланы, которые быстрее других адаптировались к новым реалиям и начали активно применять огнестрел, получали боьлшое преимущество на поле боя.
Интересно, что японцы не просто копировали европейские образцы, но и развивали собственное искусство стрельбы из фитильного ружья – ходзюцу. Оно включало в себя не только меткость, но и правильное обращение с оружием, его чистку, изготовление боеприпасов и даже приемы рукопашного боя с использованием ружья. Так что, вопреки расхожему мнению, самураи не только стреляли из аркебуз, но и делали это мастерски
Закат огнестрельной эры. Период Эдо и «возвращение к корням»
К началу XVII века Япония, после десятилетий кровавых междоусобиц, наконец-то была объединена под властью сёгуната Токугава. Наступил долгий период мира, известный как эпоха Эдо (1603-1868).
Новое правительство, стремясь укрепить свою власть и предотвратить возможные восстания, взяло производство и распространение огнестрельного оружия под строгий контроль. Заказы на изготовление ружей резко сократились, что привело к упадку некоторых оружейных центров.
Сёгунат опасался, что слишком большое количество «стволов» на руках у населения или у отдельных даймё может подорвать стабильность в стране. Это вообще такая классика жанра: любая сильная центральная власть стремится монополизировать средства насилия.
Кроме того, свою роль сыграло и желание сохранить традиционную социальную структуру, где самураи занимали привилегированное положение как воинское сословие, чьим главным символом по-прежнему оставался меч. Начался процесс, который можно назвать «охотой за мечами» (катана-гари), когда оружие изымалось у крестьян и других не-самурайских слоев населения.
Идеализация самураев
Именно в мирный период Эдо начал активно формироваться тот самый романтический образ самурая с катаной, который так хорошо нам знаком.Когда реальных войн стало значительно меньше, акцент сместился с чисто боевых навыков на духовные аспекты воинского пути. Кэндзюцу (искусство владения мечом) стало не просто способом убить врага, но и путем самосовершенствования, философской практикой.
Когда воевать особо не с кем, остается только оттачивать мастерство и создавать красивые легенды о прошлом. Так и родился тот самый «киношный» самурай, благородный и непобедимый мастер клинка.
Важно понимать, что огнестрельное оружие в период Эдо не исчезло совсем. Оно по-прежнему хранилось в арсеналах, использовалось для обучения, для охоты, а иногда и для полицейских нужд. Однако его роль в военном деле и в обществе в целом значительно снизилась по сравнению с бурным XVI веком. Производство было ограничено, а использование строго регламентировано.
Почему «забыли» о самураях с ружьями
Так почему же в нашем сознании так прочно засел образ самурая, презирающего огнестрел? Во-первых, как уже говорилось, этому поспособствовала сама политика сёгуната Токугава в период Эдо, направленная на идеализацию воина-меченосца и ограничение «опасных» технологий.
Во-вторых, когда в середине XIX века Япония после долгого периода самоизоляции вновь «открылась» Западу, европейцы и американцы увидели именно такого, «эдовского» самурая. Этот образ, экзотический и романтичный, быстро пошел гулять по миру, тиражируемый в книгах, гравюрах и рассказах путешественников.
Ну и, конечно, огромную роль в закреплении этого мифа сыграла популярная культура XX и XXI веков. Кинематограф, особенно японские исторические драмы (дзидайгэки) и голливудские блокбастеры, литература, комиксы (манга) и видеоигры – все они внесли свою лепту в создание образа самурая, для которого меч является единственным достойным оружием.
Согласитесь, самурай с катаной, совершающий невероятные пируэты, выглядит куда эффектнее и «киногеничнее», чем, скажем, пехотинец, методично перезаряжающий тяжелую аркебузу. Это, если хотите, вопрос маркетинга и зрелищности.
Поделись видео:


