Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Когда говорят о советских инженерных разработках, чаще всего вспоминают космические проекты или военную технику. Но есть и такие проекты в смежных областях, которые заставляют глубоко задуматься — насколько смелыми были идеи того времени!
Одной из таких разработок, которая была доведена до нескольких рабочих прототипов, стала мобильная атомная электростанция ТЭС-3, созданная как передвижная энергетическая установка для «оцивилизовывания» труднодоступных районов страны. Но, к большому сожалению, весь путь её создания полон неожиданными решениями, технологическими прорывами и, увы, привёл к полному забвению.
Почему понадобилось строить «атомный танк»?
В 1950-е годы Советский Союз активно осваивал Крайний Север. Это было необходимо и с точки зрения экономики, и со стороны военных нужд — там проходила важнейшая линия противовоздушной обороны и только разрабатывались концепты ледоколов, способных превратить ледяные воды в круглогодичные торговые пути.
Однако жить и работать в этих условиях было крайне сложно. Электричество и тепло — всё это нужно было разными способами доставлять в места, где даже обычный дизельный генератор становился роскошью из-за полного отсутствия дорог. Напомню, что и прокладка ЛЭП или постоянных магистралей была невозможна — климат и расстояния не позволяли.
Именно тогда родилась идея мобильной атомной станции. Если можно запустить корабль на ядерном топливе, почему бы не создать автономную установку, которую можно перевозить и использовать в любом удалённом уголке? Такая станция могла бы обеспечивать энергией не только гражданские объекты, но и военные базы, научные экспедиции, временные посёлки — то есть абсолютно всё, где стационарное энергоснабжение невозможно.
Первые шаги: от мысли к воплощению
Первые идеи мобильной АЭС появились ещё в 1955 году. Авторство концепции часто приписывают Ефиму Павловичу Славскому — министру среднего машиностроения СССР, человеку, который руководил всей ядерной программой страны. Он был известен своей способностью «доводить до металла» самые сложные проекты, которые нередко выходили за пределы его компетенции, будь то подводные лодки или первый атомный ледокол.
Славский выступил с инициативой создания мобильной атомной станции и передал эстафету директору Кировского завода Николаю Синёву. Вскоре начались работы над первыми проектами — ТЭС-1 и ТЭС-2. Они предполагали использование железнодорожного транспорта для перемещения оборудования. Обе станции отличались принципом работы: одна использовала газотурбинную систему, другая — паротурбинную.
Но вскоре стало понятно, что железная дорога — слишком ограниченный вариант. Чтобы добраться до самых отдалённых точек, нужен был более универсальный способ передвижения. И тогда идея получила новый импульс: всю конструкцию решили поставить на гусеницы.
Рождение ТЭС-3: четыре модуля на танковом шасси
Третий вариант получил название ТЭС-3 — «Транспортабельная электрическая станция, вариант 3». Проект поручили Физико-энергетическому институту из Обнинска, а техническую реализацию взял на себя Кировский завод. Работы начались в ноябре 1956 года, и уже через год был готов макет. Затем началась сборка рабочего прототипа.
Что собой представляла эта установка? Всё оборудование было размещено на четырёх танковых шасси Т-10 (он же ИС-8). На двух из них находилась реакторная парогенераторная установка — сердце ТЭС-3. Это был водо- реактор с двухконтурной схемой, способный вырабатывать 1,5 МВт электроэнергии. Остальные два модуля содержали системы управления, турбогенератор и вспомогательное оборудование.
Для увеличения устойчивости и снижения давления на грунт шасси удлинили до десяти катков. Общий вес одного модуля составлял около 200 тонн. Для приведения в движение использовались дизельные двигатели V12 мощностью по 750 л.с. каждый. Конечно, скорость была невелика — всего 15 км/ч, но ведь никто и не собирался спешить.
Интересно, что при разработке ТЭС-3 использовались технологии, уже применявшиеся на атомоходе «Ленин» и подводных лодках с реакторами типа ВМ. Это позволило значительно сократить сроки создания и повысить надёжность.
Как защититься от радиации?
Один из главных вопросов при работе с атомным реактором — безопасность. Инженеры предлагали сразу несколько уровней защиты. Во-первых, сам реактор помещался в свинцовый контейнер, необходимый для транспортировки и обслуживания. Его окружал резервуар с борной кислотой — вещество эффективно поглощает нейтроны и защищает от радиационного воздействия.
Но основная защита достигалась самым оригинальным образом — установка просто закапывалась в землю при достижении точки установки! Перед началом работы два модуля с реактором опускали в заранее подготовленные траншеи и засыпали грунтом. Для дополнительной безопасности их обкладывали железобетонными плитами. Таким образом, уровень излучения вокруг станции оставался в пределах допустимой нормы.
Полевые испытания: теория работает на практике
Проект ТЭС-3 не остался на бумаге. В ходе полевых испытаний станция полностью подтвердила свою работоспособность. При расходе всего 14 граммов урана-235 в сутки она выдавала 1,5 МВт энергии — достаточно для обеспечения жизнедеятельности небольшого населённого пункта или крупного производственного объекта. Автономность составляла 250 суток, после чего реактор требовал дозаправки.
Весь процесс выглядел так: модули доставлялись на ближайшую железнодорожную станцию, затем самостоятельно двигались к месту установки. Два модуля с реактором занимали свои места в траншеях, подключались коммуникации, и система запускалась. После окончания работы всё демонтировалось, и станция отправлялась на новое место.
Это был настоящий прорыв — мобильная, автономная, компактная, безопасная. Идеальная система энергоснабжения для условий Крайнего Севера!
Почему проект закрыли?
Успехи ТЭС-3 были очевидны, но в середине 1960-х финансирование программы было неожиданно прекращено. Причины такого решения остаются предметом дискуссий. Возможно, изменившаяся политическая обстановка, переход к более простым и дешёвым решениям, или возросшие требования к безопасности — кто знает.
В 1969 году ТЭС-3 была законсервирована и оставалась на территории Обнинска. Лишь в середине 1980-х один из четырёх модулей, содержащий турбину, был отправлен на Камчатку для использования в геологоразведочной экспедиции. Это говорит о том, что даже без официальной поддержки проект всё ещё считался перспективным.
Что осталось от ТЭС-3 сегодня?
На данный момент все модули ТЭС-3 находятся в разобранном состоянии. Однако время от времени в экспертных кругах всплывают идеи о необходимости сохранить этот уникальный образец советской инженерной мысли. Есть предложения превратить его в музейный экспонат. Особенно много разговоров связано с новым музеем атомной энергии, который только планируется открыть.
Если такое решение будет принято, ТЭС-3 станет не просто историческим артефактом, а символом эпохи, когда страна верила в будущее Крайнего Севера и активно осваивала полностью пустынные земли.
С уважением, Иван Вологдин
Поделись видео: