Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Важной частью стратегии англо-американцев в их войне с гитлеровской Германией было обеспечение превосходства над противником путём уменьшения его военного, промышленного и экономического потенциала. Реализовывалась эта задача массированными бомбардировками заводов, нефтедобывающих и перерабатывающих комплексов, электростанций, транспортных узлов.
В ноябре 1943-го в Тегеране Рузвельт предложил Сталину устроить авиабазу на территории СССР — для челночных разведывательных и ударных вылетов по Германии и её «Евросоюзу» из стран-сателлитов.
Американские тяжёлые бомбардировщики, базировавшиеся в Великобритании и южной Италии, смогли бы после нанесения ударов возвращаться не на аэродромы постоянного базирования, а на территорию СССР для заправки и принятия бомбовой нагрузки. И на обратном пути атаковали бы другие цели. Челночные полёты, эффективность и экономия! Может показаться, что это идеальный план.
Сталин согласился, хоть и с оговоркой «в принципе».
Окончательно вопрос утрясли 2 февраля 1944 года, когда после встречи со Сталиным посол Гарриман доложил: проект одобрен советской стороной, но ограничен двумястами самолётами и 6-ю аэродромами (американцы хотели гораздо больше).
Авиабазу американских тяжёлых бомбардировщиков разместили на Полтавском аэродромном узле. Там в довоенные годы был крупный район базирования бомбардировочной авиации СССР. Полтава находилась примерно на одинаковом расстоянии и от Британии, и от южной Италии. Все аэродромы этого авиаузла были связаны одной железнодорожной веткой.
Операция челночных полётов бомбардировочной авиации США с территории СССР получила кодовое название «Frantic» (Неистовый). Бомбы и другие боеприпасы, ГСМ, запчасти, всё необходимое оборудование и технический персонал доставили через Мурманск и Иран, а затем довезли до Полтавы по железной дороге.
14 апреля в Полтаву прибыла первая группа американских офицеров численностью 46 человек. А 6 мая через Иран прибыл первый эшелон с постоянным составом полтавской авиабазы — 390 американских военнослужащих.
У них остались прекрасные воспоминания о простых советских людях, и ужасные – о властных структурах и советской бюрократии, которые были неистощимым источником разного рода проблем.
В рамках операции, до разгрома авиабазы немцами, удалось осуществить семь ударных челночных вылетов, которые имели кодовые названия «Франтик-1», «Франтик-2» … «Франтик-7».
В общей сложности, было совершено 2207 вылетов: 529 — «Летающими крепостями», 395 — «Мустангами», 106 — «Лайтнингами». На объекты противника в Румынии, Венгрии, восточной Германии было сброшено 1955 тонн авиабомб.
11 июня 1944 года над Румынией был сбит один бомбардировщик, на борту которого, как назло, был фотокорреспондент Маккей. В руки немцев попало более 500 фотоснимков, сделанных в Полтаве, которые навели их на след размещения авиабазы США в СССР.
В ходе челночного вылета, совершенного 21 июня 1944 года, Люфтваффе выслало вслед улетающим на восток американским самолётам свой самолёт-разведчик на базе He-111, сопроводивший на большом удалении американцев и уточнивший аэродромы их базирования.
А в ночь с 22 на 23 июня 1944 года люфтваффе провело операцию «Zaunkönig», («Король забора»), в ходе которой по аэродромам Полтавы, Пирятина и Миргорода был нанесён мощный удар бомбардировщиками He-111 и Ju-88, взлетевшими из района Минска. Разведка цели, целеуказание и сбор данных для оценки результативности бомбардировки выполнялись самолётами He-177 из эскадрилий ночной разведки.
Ошеломляющие результаты авиаудара
Налёт внезапным не был. В 23:30 аэродром под Полтавой был оповещён о том, что немецкие бомбардировщики пересекли линию фронта и движутся в общем направлении на Полтаву. В 00:30 самолет-целеуказатель сбросил осветительные бомбы точно над лётным полем аэродрома, и через 10 минут на него посыпались первые бомбы.
С земли количество немецких бомбардировщиков было оценено в 75 штук, хотя на самом деле в налёте их участвовало вдвое больше! Бомбардировка длилась около двух часов и оказалась поразительно точной — почти все бомбы упали в местах размещения самолётов, складов горючего и боеприпасов.
Ни одна бомба не попала в расположенный неподалёку палаточный лагерь, где были расквартированы американские лётчики и техники. Закончив бомбометание He-111 легли на обратный курс, а Ju-88 дополнительно сделали несколько заходов на бреющем полёте. Прошли территорию пулемётами, и щедро посыпали её кассетными боеприпасами, с противопехотными минами-ловушками.
Из-за этого погиб 31 советский солдат, и 88 было ранено: им отдали приказ тушить горящие самолёты, а аэродром было усеян минами-ловушками. Разминирование аэродрома продлилось 6 дней, в течение которых было обезврежено 24 570 неразорвавшихся мини-бомб из кассетных боеприпасов.
Пострадали от авиаудара и окрестные сёла: там были и разрушения, и жертвы.
Американец погиб всего 1, ещё 1 получил тяжёлое ранение, и ещё несколько человек – лёгкие ранения.
Результативность бомбардировки была просто ошеломительной: уничтожено 44 бомбардировщика В-17, 25 – повреждено (причём восстановили из них через енсколько суток лишь девять). Сгорело два самолета С-47, один Лайтинг; 360 тонн топлива и 2 тысячи авиабомб.
Потери советских ВВС составили 15 истребителей Як-9, 6 — Як-7, три учебно-тренировочных самолёта, один Харрикейн и один Дуглас для перевозки высшего командного состава.
Ещё более ошеломляющим был результат работы советских сил ПВО. За эти неполные два часа зенитчики выпустили по немецким самолётам 28 тысяч снарядов и патронов, но не сбили ни одного (!) из них.
В докладе помощника начальника 4 отделения 1 отдела СМЕРШ подполковника Баранова, датированном 22 июня, приводятся следующие цифры:
«В отражении налёта принимали участие 24 зенитных орудия среднего калибра, 56 малокалиберных зениток и 26 пулемётов ДШК. Истребительная авиация 310-й ИАД совершила 17 вылетов. Израсходовано снарядов: среднего калибра — 8500 шт., малого -13000 шт., патронов ДШК — 6000 шт. В распоряжении ПВО имелись 19 прожекторов, в том числе 4 радиоуправляемых, и одна РЛС типа СОН-2».
В итоге, интенсивный огонь советской ПВО лишь послужил ориентиром для немецких бомберов, поскольку зенитки располагались по всему периметру лётного поля. Поднятые в воздух советские истребители ПВО тоже не сбили ни одного немца.
Американцы знали о слабой эффективности советских средства ПВО. Но не до такой же степени! Эффективными советские зенитки и раньше были только на бумаге – в бодрых рапортах начальству.
В следующую ночь немецкая авиация нанесла бомбовые удары по аэродромам Пирятина и Миргорода. Поскольку такое развитие событий было очевидно, все находившиеся там исправные бомбардировщики и истребители после налёта на Полтавский аэродром были перебазированы на другие советские аэродромы, расположенные восточнее.
Тем не менее, была потеряна одна «Аэрокобра», один самолет — УТИ-4, один — УТ-1-1. Было повреждено 12 «Аэрокобр» и ранено 27 человек. 400 тонн бензина сгорело. Было обезврежено более трёх тысяч неразорвавшихся противопехотных бомб, рассыпанных немцами.
Такое крупное и обидное поражение охладило отношения союзников, породило взаимные обвинения. Командование ВВС США решило больше не рисковать В-17, а задействовать в челночных вылетах операции «Франтик» только тяжёлые истребители дальнего радиуса P-38 и P-51 с итальянских авиабаз для нанесения бомбово-штурмовых ударов. Челночные рейды были возобновлены 6 августа 1944 года, но уже даже близко не могли сравниться по своей мощи с первыми.
Авиабаза Полтава использовалась и по-другому: через неё в Союз прибывали дипломатические представители США, привозилась важная корреспонденция и грузы. Окончательное решение о её ликвидации авиабазы было принято весной 1945 года. Последний американский военный покинул полтавский аэродром 22 июня 1945 года.
В Полтаве американская стратегическая авиация понесла самые большие потери на земле за всю Вторую мировую войну. После 9-ти месяцев трудных переговоров и доставки в Советский Союз всего необходимого, на миллионы долларов, события одной ночи перечеркнули всё.