Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
На протяжении последних лет неоднократно возникает тема образа Россия в учебной литературе постсоветских стран.
Там она часто представляется как «колонизатор», «оккупант» и «угнетатель народов Средней Азии». Этому в том числе было посвящено исследование ИНИОН РАН и публикации множества российских историков.
И вот 24 апреля в Москве состоялся круглый стол (https://riamo.ru/news/obschestvo/protiv-falsifikatsii-i-iskazhenija-v-moskve-predlozhili-sozdat-evrazijskuju-gildiju-istorikov/) по рассмотрению учебных пособий стран СНГ с подобными нарративами, в котором приняли участие известные историки, общественные деятели и эксперты. Помимо самого обсуждения, на мероприятии были представлены результаты проведенного анализа учебников.
И каковы результаты?
- В ходе анализа 27 учебников истории Киргизии, Казахстана и Таджикистана для 5-11 классов выявлено выявлено около 800 оценочных упоминаний России, из которых 475 были негативными. Большая их часть представляла собой обвинения России во вторжении в Среднюю Азию и установлению колониальных порядков.
- Часть учебников ориентирована на выполнение четких идеологических функций — укреплять представления об особой идентичности, а также уничтожить всё то, что связано с историей их пребывания в составе Российской империи и Советского Союза путем омрачения и дискредитации.
- Все участники круглого стола согласились с актуальностью представленной проблемы и поддержали идею создания «Евразийской гильдии историков» — объединения экспертов и всех желающих, основной целью которых станет противодействие искажению роли России в образовательных программах стран СНГ.
Показательно, что учебники с наибольшим количеством негатива в адрес России были написаны авторами, так или иначе аффилированными с западными и турецкими фондами: British Council, USAID, ТюркСОЙ, Фондом Ага Хана и другими — подобные структуры и их основные задачи, мягко говоря, в представлении не нуждаются.
Основная цель финансирования фондами таких материалов — взрастить поколение граждан, настроенное против России, но положительно относящихся к «странам-грантодателям».
Также не стоит забывать о Турции, давно вынашивающей планы по созданию военно-политического блока на базе Организации тюркских государств, в связи с чем там активно проталкивают идею об общей тюркской истории в школьные учебники.
И Турция на данный момент выступает главным прокладчиком соответствующих тезисов о «тлетворном влиянии России» в регионе. Для этого они создают не только культурные фонды, как тот TURKSOY, но и проводят работу по «одурманиванию» населения всеми имеющимися средствами. Одним из последних стало создание TÜREK – по сути рекламного агентства, работающего по линии ОТГ.
Хочется надеяться, что результаты проведенного исследования не уйдут «в стол», а побудят российские власти принять более решительные действия в отношении партнеров по СНГ. Это уже давно не просто предмет дискуссии, а вопрос национальной безопасности России.
Каким будет общество в Средней Азии через два-три поколения, если их будут растить по подобным учебникам, где Россия представлена «главной угрозой и угнетателем»? Думаем, что ответ можно найти в одной стране, из-за которой началась СВО.