Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Представьте: вы на пиру в богатом римском доме. Хозяин достаёт какую-то невзрачную зелёную чашку и наливает в неё вино. А потом — бац! — подсвечивает её факелом снизу, и чаша вспыхивает кроваво-красным светом, будто в ней горит адское пламя. Гости ахают, кто-то крестится (хотя стоп, в IV веке ещё рановато), а вы думаете: «Либо колдовство, либо какая-то чёртова магия».
Естественно, ни то, ни другое. Это чистая физика. Вернее — нанофизика. Которую римляне изобрели за полторы тысячи лет до того, как кто-то вообще узнал слово «нано».
Речь о Кубке Ликурга — самом загадочном стеклянном артефакте древности. Этот сосуд веками считали магическим. Потому что он делает невозможное: при обычном свете выглядит мутно-зелёным, а если посветить изнутри — становится прозрачным и ярко-красным. Как будто у него внутри выключатель.
В 1950-х годах кубок попал в руки британских исследователей, которые решили: а давайте наконец выясним, что там внутри? Сначала они даже не могли понять, из чего эта штука сделана — стекло? нефрит? какой-то неизвестный опал?
Только рентгеновский анализ подтвердил: да, это стекло. Обычное стекло.
Ну, почти обычное.
В 1990-х учёные заглянули в кубок под электронным микроскопом. Оказалось, что внутри стекла плавают микроскопические частицы золота и серебра размером 50–100 нанометров. Это примерно в тысячу раз тоньше человеческого волоса. Причём пропорция почти идеальная: около 66% серебра, 31% золота и немного меди.
Чуть ошибись римляне с соотношением — и весь фокус не сработает.
Вот эти наночастицы и дают оптический эффект. Когда свет падает на стекло, частицы серебра отражают его зелёным. А когда свет проходит сквозь стекло, золотые частицы поглощают определённые волны — и мы видим красный цвет. Это называется «поверхностный плазмонный резонанс». Звучит как название инопланетной болезни, но на самом деле это квантовая физика в действии.
Сегодня такие эффекты используют в медицинских сенсорах, системах диагностики и даже в борьбе с раком. А римляне сделали это случайно, не зная вообще ничего про атомы.
Как они это сделали?
Вот тут начинается самое интересное. Потому что ученые не смогли сказать наверняка.
Предположение — это была случайность. Очень, очень удачная случайность.
Скорее всего, мастер работал с расплавленным стеклом в своей мастерской. Где-то рядом валялись обрезки золотой фольги или инструменты с остатками золота. Может, он переплавлял старое серебро, которое всегда содержало немного золота в виде примесей. И вот эти микроскопические кусочки металла попали в стекло. Совершенно случайно.
Чтобы получился нужный эффект, мастер должен был идеально выдержать температуру нагрева и охлаждения. На глаз. Без термометров. Просто интуитивно чувствовал, когда пора снимать с огня. Один раз он попал в яблочко.
А вот повторить ни у кого не получилось — поэтому такой кубок и единственный.
Там еще и уникальная резьба. Мастер вырезал из толстого куска стекла тончайшие фигуры так, что они буквально висят в воздухе, держась на паре миллиметров материала. На поверхности изображена целая мифологическая сцена: царь Ликург, который разозлил бога вина Диониса и теперь страдает, запутанный в виноградных лозах. Нимфа Амброзия превратилась в эту самую лозу и душит царя, а Дионис со своими сатирами стоит рядом и насмехается.
Сделать такую резьбу по стеклу — это как собирать модель корабля в бутылке. Один неверный удар — и всё летит к чертям. Учёные под микроскопом обнаружили следы вращающихся шлифовальных дисков диаметром 6–12 миллиметров. В IV веке нашей эры! Это была инженерия высочайшего уровня!
В 1957 году Ротшильды, которые долго владели этим сокровищем, когда то его удачно купив у барона, согласились продать кубок Британскому музею. С тех пор он там и живёт, изредка путешествуя по выставкам.
А можно повторить с нашими технологиями?
Да, но с трудом.
В 2020 году голландские учёные из Вагенингенского университета синтезировали наночастицы золота и серебра, встроили их в 3D-печатный пластик и напечатали чашку на обычном принтере. Первая попытка дала оранжевый цвет вместо красного — мимо. Вторая попытка с правильной смесью золота и серебра — бинго! Чашка получилась зелёной при отражённом свете и красной при проходящем.
Потом еще поэкспериментировали. Но получилось, конечно, не так красиво, как у римлян.
Цвета бледнее. Эффект слабее. Но факт остаётся фактом: то, что римский мастер сделал интуитивно полторы тысячи лет назад, современная наука смогла повторить только с помощью квантовой физики и 3D-принтеров.
Вот такая она, история науки. Полна сюрпризов. И иногда самые гениальные открытия случаются просто потому, что кто-то когда-то уронил золото не туда, куда надо.
Поделись видео:


