Римляне изобрели нанотехнологии в 4 веке. Как стеклянный кубок обманул физиков

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
4
+1
0
+1
2
+1
0
+1
1
+1
0

Представьте: вы на пиру в богатом римском доме. Хозяин достаёт какую-то невзрачную зелёную чашку и наливает в неё вино. А потом — бац! — подсвечивает её факелом снизу, и чаша вспыхивает кроваво-красным светом, будто в ней горит адское пламя. Гости ахают, кто-то крестится (хотя стоп, в IV веке ещё рановато), а вы думаете: «Либо колдовство, либо какая-то чёртова магия».

Кубок Ликурга - удивительный римский артефакт 4 века нашей эры. Меняет цвет в зависимости от попадания на него света.
Кубок Ликурга — удивительный римский артефакт 4 века нашей эры. Меняет цвет в зависимости от попадания на него света.

Естественно, ни то, ни другое. Это чистая физика. Вернее — нанофизика. Которую римляне изобрели за полторы тысячи лет до того, как кто-то вообще узнал слово «нано».

Речь о Кубке Ликурга — самом загадочном стеклянном артефакте древности. Этот сосуд веками считали магическим. Потому что он делает невозможное: при обычном свете выглядит мутно-зелёным, а если посветить изнутри — становится прозрачным и ярко-красным. Как будто у него внутри выключатель.

В 1950-х годах кубок попал в руки британских исследователей, которые решили: а давайте наконец выясним, что там внутри? Сначала они даже не могли понять, из чего эта штука сделана — стекло? нефрит? какой-то неизвестный опал?

Только рентгеновский анализ подтвердил: да, это стекло. Обычное стекло.

Ну, почти обычное.

В 1990-х учёные заглянули в кубок под электронным микроскопом. Оказалось, что внутри стекла плавают микроскопические частицы золота и серебра размером 50–100 нанометров. Это примерно в тысячу раз тоньше человеческого волоса. Причём пропорция почти идеальная: около 66% серебра, 31% золота и немного меди.

Чуть ошибись римляне с соотношением — и весь фокус не сработает.

-2

Вот эти наночастицы и дают оптический эффект. Когда свет падает на стекло, частицы серебра отражают его зелёным. А когда свет проходит сквозь стекло, золотые частицы поглощают определённые волны — и мы видим красный цвет. Это называется «поверхностный плазмонный резонанс». Звучит как название инопланетной болезни, но на самом деле это квантовая физика в действии.

Сегодня такие эффекты используют в медицинских сенсорах, системах диагностики и даже в борьбе с раком. А римляне сделали это случайно, не зная вообще ничего про атомы.

Как они это сделали?

Вот тут начинается самое интересное. Потому что ученые не смогли сказать наверняка.

Владелец кубка был римским аристократом, но история не сохранила его имени
Владелец кубка был римским аристократом, но история не сохранила его имени

Предположение — это была случайность. Очень, очень удачная случайность.

Скорее всего, мастер работал с расплавленным стеклом в своей мастерской. Где-то рядом валялись обрезки золотой фольги или инструменты с остатками золота. Может, он переплавлял старое серебро, которое всегда содержало немного золота в виде примесей. И вот эти микроскопические кусочки металла попали в стекло. Совершенно случайно.

Чтобы получился нужный эффект, мастер должен был идеально выдержать температуру нагрева и охлаждения. На глаз. Без термометров. Просто интуитивно чувствовал, когда пора снимать с огня. Один раз он попал в яблочко.

-4

А вот повторить ни у кого не получилось — поэтому такой кубок и единственный.

Там еще и уникальная резьба. Мастер вырезал из толстого куска стекла тончайшие фигуры так, что они буквально висят в воздухе, держась на паре миллиметров материала. На поверхности изображена целая мифологическая сцена: царь Ликург, который разозлил бога вина Диониса и теперь страдает, запутанный в виноградных лозах. Нимфа Амброзия превратилась в эту самую лозу и душит царя, а Дионис со своими сатирами стоит рядом и насмехается.

-5

Сделать такую резьбу по стеклу — это как собирать модель корабля в бутылке. Один неверный удар — и всё летит к чертям. Учёные под микроскопом обнаружили следы вращающихся шлифовальных дисков диаметром 6–12 миллиметров. В IV веке нашей эры! Это была инженерия высочайшего уровня!

-6

В 1957 году Ротшильды, которые долго владели этим сокровищем, когда то его удачно купив у барона, согласились продать кубок Британскому музею. С тех пор он там и живёт, изредка путешествуя по выставкам.

А можно повторить с нашими технологиями?

Да, но с трудом.

-7

В 2020 году голландские учёные из Вагенингенского университета синтезировали наночастицы золота и серебра, встроили их в 3D-печатный пластик и напечатали чашку на обычном принтере. Первая попытка дала оранжевый цвет вместо красного — мимо. Вторая попытка с правильной смесью золота и серебра — бинго! Чашка получилась зелёной при отражённом свете и красной при проходящем.

Потом еще поэкспериментировали. Но получилось, конечно, не так красиво, как у римлян.

-8

Цвета бледнее. Эффект слабее. Но факт остаётся фактом: то, что римский мастер сделал интуитивно полторы тысячи лет назад, современная наука смогла повторить только с помощью квантовой физики и 3D-принтеров.

Вот такая она, история науки. Полна сюрпризов. И иногда самые гениальные открытия случаются просто потому, что кто-то когда-то уронил золото не туда, куда надо.

+1
0
+1
4
+1
0
+1
2
+1
0
+1
1
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии