Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
А сегодня мы покажем разбомбленное при ожесточённых боях трамвайное депо №2 в г. Мариуполь.
Но для начала немного истории:
Вопрос о организации трамвайного сообщения в Мариуполе впервые поднимался ещё до революции, но до дела дошло лишь в советское время, когда совместным решением городского партийного комитета и городского совета 1 сентября 1931 г. была создана контора трамвайного строительства, после чего началась укладка первых путей и строительство тяговой подстанции.
Уже в 1932 г. силами горожан во время субботников и воскресников укладка первой трамвайной линии «Город — завод имени Ильича» продолжилась более активно. В то время чуть более чем за год было уложено 9 километров двухпутного пути, а также началось возведение первого деревянного трамвайного моста через реку Кальчик, который был закончен в 1934 г.
29 апреля 1933 г. городской совет принял «Обязательное постановление о правилах трамвайного движения и пользования населением трамваем», а уже 1 мая того же года был запущен первый одноколейный участок «Гавань Шмидта — Улица Франко» строящейся трамвайной линии, которая впоследствии была дотянута до металлургического комбината им. Ильича и порта.
В том же году началось строительство новых линий «Город — посёлок Азовстали» и «Город — Железнодорожный вокзал», а спустя ещё год пути потянулись к заводским колониям, потом к морскому порту и к началу Великой Отечественной Войны в городе курсировало уже четыре маршрута.
Но во время оккупации Мариуполя немецко-фашистскими войсками 8 октября 1941 г. движение трамваев было прекращено и ненадолго возобновилось в 1942 г., но во время освобождения города советскими войсками и ожесточённого сопротивления со стороны нацистских войск, он фактически был превращён в руины. Тогда было разрушено и трамвайное депо, а также мосты через местные реки.
Тем не менее в 1943 г. жители города начали восстановление путей, а также ремонтировать более-менее уцелевшие вагоны и к 26-й годовщине Октября по двум городским маршрутам «Город — завод» и «Город — Порт» вновь пошли трамваи, а к концу войны трамвайное сообщение снова запустили ещё на одном маршруте «Городской сквер — Завод имени Ильича».
К 1950 г. трамвайные линии города достигли протяжённости более 27,5 км и началась модернизация старых вагонов, а также закупка новых.
С 1953 г. началось строительство новых линий второй очереди и к 1960 г. в городе ходило уже 6 трамвайных маршрутов, а к 1977 г. их стало уже 13 с общей протяжённостью путей в 105,5 км, по которым курсировало 254 трамвая.
Трамвайное хозяйство города развивалось и дальше, строились новые пути, создавались кольцевые маршруты, обновлялся трамвайный парк.
Но потом грянул распад СССР и выход из него Украины, а городской электротранспорт стал переживать не лучшие времена. Так из за износа трамваев к 1996 г. их осталось всего сотня. Тем не менее строительство новых трамвайных путей всё же потихоньку шло и пути были продлены до 2-й горбольницы, а к 1998 г. один из маршрутов был продлён до Энергоучастка, а всего их стало 12.
В 2000-х гг. началось сокращение трамвайного путевого хозяйства с сокращением некоторых маршрутов и закрытия трамвайного депо №1. К 2006 г. трамваев насчитывалось уже меньше 70.
В 2016 г. произошло обновление парка 60 трамваями Татра Т-3, но уже через год сократили ещё одну трамвайную линию.
В 2020 г. уже Орджоникидзевское трамвайное депо №2 перестало заниматься эксплуатацией трамваев, оставив лишь функции ремонта вагонов, а все городские трамваи стали эксплуатироваться трамвайным Депо №3.
Ну а с 24 февраля началась специальная военная операция и в ходе ожесточённых боёв за город с боевиками националистического батальона «Азов» спустя неделю трамвайное сообщение в городе было прекращено, а это депо подверглось сильным бомбардировкам.
Тем не менее уже в июле 2023 г., когда мы приехали в Мариуполь, трамваи по городу уже снова ходили, а проезд в них был бесплатным, как и во всём общественном транспорте.
Ну а теперь заглянем на территорию и посмотрим вместе то, что увидели здесь мы. Скоро это депо снесут, а возможно на момент написания этой статьи уже снесли.
Тут же на въезде встречаем кусок от реактивного снаряда РСЗО «Град». К слову, после освобождения города, здесь ещё долго работали сапёры, разминируя местность.
Начали появляться первые разбитые при обстрелах вагоны.
Дальше их становится больше, а вдали видны руины самого ремонтного цеха депо.
От трамваев, что стоят на улице мало чего осталось.
Этот вообще лежит на боку. Кстати не все они были здесь изначально, некоторые притащили с ближайших путей из города.
Ещё один вагон.
Испещрённый дырами от осколков снарядов.
Заходим в разрушенный цех.
У первого блока цеха от крыши не осталось вообще ничего кроме груды обломков вокруг пары трамваев.
Картина печальная.
Трамваи очень старые.
И помяты обломками крыши.
Внутри они выглядят не лучше.
А здесь валялся кусок неразорвавшейся боевой части Града.
Но он не опасен т.к. лопнул, а взрывчатка высыпалась, да и детонатора нет.
Из под внешней обшивки торчала осколочная рубашка.
У стены стояло несколько станков и инструментальные шкафы..
Перейдём во второй блок цеха, где стояло ещё несколько трамваев.
Этот был самым новым из всех, что мы встретили на территории.
Ещё парочка под частично сохранившейся крышей, испещрённой дырами от попаданий снарядов и мин.
Заглянем и в них.
Разбитая кабина.
И такой же салон.
А здесь у смотровой ямы мы заметили ещё кое что.
Это хвостовая часть мины.
Вроде бы это от 82-мм.
Ну и уцелевшие ворота второго выезда из цеха.
А также небольшое строение рядом с цехом. Больше здесь не уцелело ни одного строения и мы отправились дальше осматривать окрестности.
Так что на этом всё.
Поделись видео:
