Ракетный ЛуАЗ, БМП из Т-72 и другие. Пять необычных «поделок» укранского ВПК девяностых и нулевых

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
1
+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0

Идея этой статьи родилась совершенно спонтанно, когда в новостной ленте в ВК наткнулся на фото украинского зенитного ракетно-пушечного комплекса «Донец», состоящего из шасси танка Т-80УД, башни от «Шилки» и ракет от «Стрелы-10».

ЗРПК «Донец». Выглядит как поделка ребенка, который разобрал несколько моделек и сделал из них одну новую

Это чудо натолкнуло меня сначала на пост в Telegram-канале, а затем и на целый материал, ведь таких странных «поделок» в девяностые и нулевые годы стремившиеся найти хоть какие-то заказы украинские предприятия создали с десяток, а то и больше.

В итоге я собрал для вас пять образцов необычных «поделок» украинского ВПК, созданных на основе серийных образцов, среди которых даже есть БМП на базе иорданского танка британского происхождения.

P.S. Для объективности должен отметить, что и российские военные предприятия занимались подобными экспериментами, но не так массово.

ЛуАЗ-РСЗО

Очень смешная боевая машина на базе легкого внедорожника производства Луцкого автомобильного завода. Информации о ней мало, да и ту можно найти разве что на украинской википедии.

Грозный ЛуАЗ-РСЗО

Судя по информации из данного сомнительного источника, собрали это чудо где-то в 1990-х из ЛуАЗ-969М, блока УБ-32-57 для 57-мм неуправляемых авиационных ракет С-5 и поворотной тумбы. Да, еще и крышу стеклопластиковую добавили.

Говорить о какой-либо боевой эффективности ЛуАЗ-РСЗО не приходится: при пуске с земли у авиационных НАР и так огромное рассеивание, так еще и бедный джип весом меньше тонны при залпе будет раскачиваться как маятник.

Машина существовала в единственном экземпляре и никого не заинтересовала.

P.S. Моя ирония не относится к самому ЛуАЗ-969М, поскольку это отличный легкий внедорожник под свои задачи. С удовольствием бы на нем покатался, но пока не довелось.

ЗРПК «Донец»

Теперь перейдем к тому самому «Донцу» из введения к статье. Этот зенитный ракетно-пушечный комплекс харьковский Завод имени Малышева в 1990-е предлагал на экспорт.

Как вы уже догадались, данный ЗРПК является плодом греховной любви между шасси Т-80УД и башней «Шилки». Поскольку уместить все системы в габариты танка не получилось (да и диаметр погона наверняка другой), башню установили на своеобразном постаменте, который потом для приличия закрыли ящиками (или баками).

Прокачанная версия с ящиками, закрывающими погон

А чтобы стало еще страшнее, по бокам башни повесили еще и ТПК ракет ЗРК «Стрела-10», правда никаких механизмов для их подъема не видно.

Создатели заверяли, что для «Донца» разработана современная система для обнаружения целей, однако никаких внешних ее проявлений замечено не было. Зато осталась старая антенна РЛС от «Шилки» родом из 1960-х.

«Донец» с разных ракурсов

Продавать это чудо хотели странам, покупающим у Украины Т-80УД, но энтузиастов не нашлось. При этом ЗРПК мог располагаться и на других советских танковых шасси: Т-55, Т-62, Т-72.

Только зачем? На это у меня ответа нет. Шасси «Шилки» и так простое, надежное и массовое. Если же думать о повышении защищенности, то башня все равно остается с легкой противопульной броней, поражаемой практически чем угодно.

АБ-13

Могу поспорить, что об этой машине вы не слышали никогда. Да я и сам, если честно, только сегодня впервые узнал про ее существование.

Только вдумайтесь: тяжелая БМП на базе иорданского танка. Ну точнее на основе британского «Центуриона», модернизированного в Иордании и получившего новое имя — «Тарик». Таких уже устаревших к 1990-м годам танков у Иордании было порядка 300 и, чтобы не пропадать добру, их решили переделать в тяжелые БМП, для чего объявили конкурс.

«Тарик»

Попытать счастья решили на харьковском Заводе имени Малышева. Тяжелая БМП на базе танка получила легкую башню с 30-мм пушкой КБА-2 (копия российской 2А72) и 7,62-мм пулеметом. Также имелась возможность установить автоматический гранатомет АГ-17. Между боевым отделением и МТО разместили десантное отделение на шесть человек. При этом еще один боец сидел спереди рядом с мехводом.

-6

Проблему прохода в десантное отделение без переноса двигателя вперед решили как в БМД и БМП-3: проход организовали над низко расположенным двигателем. При этом мотор менялся на более компактный харьковский: 6ТД или 5ТДФ.

Кормовая часть АБ-13. Напоминает БМП-3, но проход получился уже

В целом машина получилась довольно интересная и в отличие от других образцов из этой статьи действительно имела какие-то перспективы. Но иорданские военные выбрали другой вариант — БМП «Темсах» собственной разработки.

БМП «Темсах»

В ней к проблеме посадки и высадки десанта подошли с другой стороны, причем в прямом смысле слова. Шасси «развернули», то есть МТО не стали никуда переносить, просто теперь машина двигалась кормой вперед, для чего внесли изменения в трансмиссию и другие узлы и агрегаты.

Экипаж уменьшился до двух человек: мехвода и командира, который также управлял дистанционным боевым модулем с 20-мм автоматической пушкой. Посадка и высадка десанта осуществлялась через аппарель в кормовой части, всего машина вмещала до 10 пехотинцев.

Задняя аппарель для посадки и высадки десанта

БМТ-72 и БТМП-84

На рубеже девяностых и нулевых годов в ХКБМ имени Морозова придумали универсальный рецепт по созданию тяжелых БМП на основе серийных танков. Последовательность действий следующая: берем танк, удлиняем ходовую часть на одну пару катков, отодвигаем МТО немного назад и в образовавшемся свободном пространстве размещаем небольшое десантное отделение. По таким лекалам в 2001 и 2002 годах создали две опытных тяжелых БМП, чем-то напоминающих по концепции израильский танк «Меркава», имеющий небольшое десантное отделение.

На базе Т-84У «Оплот» (модифицированный советский Т-80УД) в 2001 году собрали БТМП-84. В танк путем удлинения добавления еще одной пары опорных катков и уменьшения возимого боекомплекта удалось засунуть десантное отделение на пять человек.

БТМП-84

Для посадки и высадки в МТО проделали небольшой туннель. При этом само моторно-трансмиссионное отделение сделали выше, чтобы прикрыть с флангов десант. Да, снова вспоминаются БМД и БМП-3.

Кормовая часть БТМП-84. Точнее это модель, поскольку нормальных фото оригинальной машины с этого ракурса в сети я не нашел. Источник: https://warspot.ru/

Это еще не все. В 2002 году ХКБМ представил тяжелую БМП на базе Т-72. Помимо удлиненной ходовой части и десантного отделения на пять человек, танк получил новое более низкое МТО от танка «Оплот» с харьковским двигателем 6ТД.

Условия высадки десанта на этом образце оказались хуже: пять человек должны были выбираться через три люка в крыше десантного отделения, ничем не прикрытые с флангов. Кроме того, есть сильные сомнения, что распахивающиеся вверх люки можно нормально открыть при малейшем повороте башни.

Зато для удобства спешивания предусмотрели две лестницы.

Обе машины демонстрировали потенциальным иностранным заказчикам, в том числе на международных выставках, но никого они так и не заинтересовали. Выпущено по одному опытному экземпляру.

Т-64-55

На финал статьи оставил самый странный из проектов, в котором логика даже не ночевала.

Вид спереди и слева. Сзади на башне установлено ОПВТ именно для Т-64

Для стран, чей танковый парк состоит из устаревших Т-55, но не имеющих значительных средств на обновление, харьковские конструкторы предложили необычное решение: танк Т-64-55, являющийся гибридом Т-64 и Т-55.

Вид спереди под углом. Обратите внимание на ИК-прожектор «Луна» рядом с пулеметом. Своим присутствием он выдает древний ночной прицел, который требует внешней подсветки. На современном поле боя использовать такое — чистое безумие

Идея следующая: у заказчиков берут их Т-55, с них снимается башня и устанавливается на доработанное шасси Т-64, снятых с хранения. В результате клиент получает более подвижный и защищенный танк. Благодаря тому, что башня у Т-55 значительно легче, чем у Т-64, масса танка получается в районе 33 тонн, что дает высокую удельную мощность. При этом есть возможность дополнительно забронировать башню экранами и динамической защитой. Последнее как раз и реализовали.

Вид сбоку

На бумаге все великолепно, но если чуть задуматься, возникают проблемы.

1) Вооружение обновленного танка остается то же, пушка Д-10Т2С, разработанная еще в 1950-х. Да, для нее позже даже управляемые ракеты разработали, но все равно орудие максимально устаревшее.

2) Куда девать корпуса от Т-55 и башни от Т-64? Первые планировали переделывать в тяжелые БМП, вторые — в боевые модули для оборонительных линий. Но и на то и на другое нужно сначала найти заказчиков.

Вид на двигатель через открытый капот МТО

Из всего этого возникает вопрос: а не проще ли купить снятые с хранения и отремонтированные Т-64? Да, придется перейти на 125-мм снаряды, но их на мировом рынке вооружения найти совсем не проблема. А при покупке Т-64-55 заказчик получал бы танк с куда более сложным в обслуживании двигателем 5ТДФ вместо простого как топор В-55, но с таким же устаревшим комплексом вооружения.

Над проектом активно работали до конца нулевых, но никого заинтересовать не получилось. Выпущен как минимум один экземпляр.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии